В статье рассматриваются формирование условий для перехода к экономической модели ведения национального хозяйства на основе инноваций, улучшение качества жизни населения на фоне усиления глобализации, являющееся главным фактором повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста.
Ключевые слова: цивилизация, воспроизведение, развитие, человеческий капитал, сфера.
В современных условиях доступ к информации вместе с мотивацией и умением граждан рационально использовать все виды ресурсов играет важную роль для укрепления конкурентоспособности страны. Образование, как и культура, во многом определяет благосостояние государства, специфику национального сознания. Общей миссией образования выступает распространение и сохранение накопленных знаний для обеспечения роста человеческого капитала и цивилизационного развития.
Образовательная деятельность представляет собой передачу и распространение объема интеллектуальных достижений с целью формирования человека как личности и члена сообщества, исполнителя общественно важных функций. Исследование образовательной среды и уровня населения должно постоянно находиться в центре внимания ученых. При этом следует помнить, что сейчас есть острая потребность не в общих, а в профессионально ориентированных знаниях и трудовых навыках, которые будут гарантировать приобретение экономически активным населением высокого профессионального мастерства.
Настоящее выдвигает новые требования к образовательному процессу, он позволяет быстро адаптироваться к новейшим достижениям научно-технического прогресса, быть индивидуализированным, соответствовать реальным перспективам развития отраслей экономики, служить предпосылкой формирования человеческого капитала.
В развитых странах основными факторами создания эффективной системы социальной защиты, достижение высокого уровня жизни граждан является социальная справедливость, солидарность и государственное перераспределение доходов. Совершенствование социальной защиты должно происходить путем экономической и общественно-политической трансформации системы административно-территориального устройства, что позволит создать качественно новый субъект местного самоуправления, а именно территориальную общину на базовом уровне такого устройства, которая будет иметь все обязательные правовые, финансовые и социальные компоненты для предоставления надлежащих публичных услуг и обеспечения достойных условий проживания людей.
В современном мире профессиональные и технические знания, которые являются основанием для квалификации, быстро устаревают (в этом проявляется моральный износ человеческого капитала), предъявляет повышенные требования к работникам, в том числе их способности осваивать новые научные достижения, восприимчивости к инновациям.
Итак, сегодня, в условиях усиления взаимозависимости экономик различных стран, укрепления целостности и единства мирового хозяйства, прошлое противостояние между рыночной и нерыночной идеологиями развития экономики переместилось в плоскость стратегии обеспечения такой трансформации, которая позволит полностью сосредоточиться на вопросах благосостояния человека.
Для понимания целостного подхода при воспроизведении человеческого капитала надо выделить элементы его структуры. В широком смысле он включает биологические (состояние здоровья, психофизиологические природные черты, интеллектуальные способности к творчеству и инновационной деятельности); социальные (уровень образования и объем знаний, степень развития профессиональных умений и навыков, инициативность в экономической деятельности, способность к самообучению и саморазвитию) духовно-нравственные (состояние и содержание системы духовно-нравственных и ценностных ориентаций человека на жизнь и труд как базовые основы его деятельности, степень гражданской ответственности, характер моральной мотивации на достижение результатов экономической деятельности) составляющие.
При этом в чистом виде черты и свойства человеческого капитала не выявляются. Имея определенную самостоятельность, они функционируют и раскрываются на общественном (как цель социума) и личном (как саморазвитие) уровнях. Исходным условием воспроизводства человеческого капитала является повторяемость, непрерывность и постоянство восстановления и развития всех основных элементов этого процесса.
Развитие общества и связанные с ним человеческий капитал и социальные инвестиции должны стать базовыми категориями при формировании национальной социально-экономической политики. Сосредоточенность только на материально-денежных индикаторах экономического подъема приводит подальше большее негативное влияние на состояние здоровья населения, уровень образования и науки, социальная среда, что приводит к усилению имущественного расслоения и общественного неравенства.
К основным предпосылкам и факторам развития и территориальной организации социальной инфраструктуры относятся: особенности процессов глобализации и децентрализации, геополитическое положение, стабильность социально-экономического развития, а также природно-ресурсные, экономические, демографические, экологические и социальные факторы, структурные сдвиги.
Основными постулатами парадигмы развития и организации социальной инфраструктуры являются: сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования, расширения применения частного партнерства в ее ключевых сферах, обеспечение интеграции субъектов комплекса с другими видами хозяйственной деятельности.
Во многих странах выполнение социальных задач органами местного управления затруднено из-за ограниченности бюджетного финансирования и недостаточное применение эффективных методов управления экономикой страны. Как главные направления реформирования можно определить:
− реорганизацию механизма финансирования, внедрение нормативного порядка предоставления бюджетных ассигнований;
− законодательное оформление гарантированного минимума социальных, медицинских и других услуг населению на бесплатной и льготной основе, а также финансирование услуг более гарантированный минимум за счет средств населения и предприятий;
− расширение источников финансирования социально-культурных учреждений за счет внедрения механизмов частного партнерства;
− развитие негосударственных форм обслуживания.
Литература:
- Ricardo D. The Principles of Political Economy and Taxation / Mineola, NY, 2004.
- Becker G. S. Human Capital: Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education / Chicago, IL, 1993.