Акцентуированные черты характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 4128 раз

Библиографическое описание:

Моисеева, Т. А. Акцентуированные черты характера / Т. А. Моисеева, Ю. О. Юртаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56019/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматривается понятие акцентуации, их виды и основные проявления. А также приводятся результаты исследования акцентуированных черт характера у студентов вуза.

Ключевые слова: акцентуация, черты характера, студенты.

Характер — это те черты человека, которые могут быть ярко выраженными и переходить в крайний вариант нормы и быть уязвимыми к психогенным воздействиям. Результатом этого становится дисгармония личности. Следовательно, речь уже идет об акцентуации характера. Это заостренные черты характера, которые несут определенные проблемы складу личности. Акцентуации занимают также отдельное место в психологии, за несколько лет была накоплена широкая база теоретических и практических знаний.

Акцентуации обладают свойством иметь скрытую форму и если в общении признаки не выявляются, то сама личность испытывает определенные трудности. В настоящее время известна масса терапевтических программ и методик по данной теме, которые направлены на выражение акцентуированных черт личности.

Акцентуация — выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии — несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие неких психологических черт или особенностей субъекта [1]. Впервые термин «accentus», который переводится как ударение, и как усиление, был введен немецким психиатром К. Леонгардом, который в свою очередь определил его как «чрезмерное заострение отдельных черт личности» [4, с. 37].

Судить о наличии или отсутствии акцентуации у человека можно только по совершенным им поступкам, а не по намерениям и планам. По мнению Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную К. Леонгардом, входят следующие типы: 1) гипертимный тип; 2) дистимный тип; 3) циклоидный тип; 4) возбудимый тип; 5) застревающий тип; 6) педантичный тип; 7) тревожный тип; 8) эмотивный тип; 9) демонстративный тип; 10) экзальтированный тип; 11) экстравертированный тип; 12) интровертированный тип.

Близкой к типологии К. Леонгарда является классификация А. Е. Личко, она имеет следующий вид: 1) гипертимный тип; 2) циклоидный тип; 3) лабильный тип; 4) астеноневротический тип; 5) сензитивный тип; 6) психастенический тип; 7) шизоидный тип; 8) эпилептоидный тип; 9) истероидный тип; 10) неустойчивый тип; 11) конформный тип.

Типологии А. Е. Личко и К. Леонгарда позволяют проследить за поведением акцентуированных личностей и увидеть их рамки. Основа акцентуации основывается на характере и темпераменте, а вся их «подноготная» на поведении.

После изучения литературы было выдвинуто предположение о том, что в студенческом возрасте акцентуации характера сглажены, а также принято решение о провдении исследования. Данное исследование проходило среди студентов Амурского государственного университета. В нем приняли участие студенты в возрасте от 18–19 лет в количестве 10 человек. Диагностика проводились в течение одного дня, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия позволили повысить достоверность полученных результатов.

При помощи шкалы К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) были выявлены типы акцентуаций личности (как совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям и окружающему миру). Продолжительность исследования составила 20 минут. Данный тест является информативным способом выявления личностно-характерологических акцентуаций. Распределение к тому или иному виду является показателем отношения к окружающему миру и социальной адаптации. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Испытуемым было присвоен свой номер от 1 до 10. Были получены следующие результаты:

Рис. 1. Средние значения акцентуаций характера студентов

Анализируя рисунок 1, отчетливо видно, что выражено проявление экзальтированного и циклотимного типов акцентуаций в ходе исследования у испытуемых в равной степени. Возбудимый тип акцентуации является самым низким показателем у студентов.

Таблица 1

Процентное распределение акцентуаций характера студентов

Уровень

Тип акцентуации

Гипертимный

Застревающий

Эмотивный

Педантичный

Тревожный

Циклотимный

Демонстративный

Возбудимый

Дистимный

экзальтированный

Нет акцентуации

50

30

30

60

40

30

60

60

70

40

Тенденция

40

40

60

40

60

30

40

40

30

40

Есть акцентуация

10

30

10

0

0

40

0

0

0

10

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что у студентов выражены акцентуации гипертимного, застревающего, эмотивного, циклотимного и экзальтированного типов, наиболее выражен застревающий и циклотимный типы. Как показало исследование педантичный и тревожный типы не выражены и отражают минимальные показатели.

Далее представлен рисунок 2, на котором показано, какой тип акцентуации проявляется у большинства испытуемых в большей мере. В опроснике акцентуации по форме проявления подразделяются на 10 шкал.

Рис. 2. Процентное распределение испытуемых в зависимости от проявления акцентуаций

Анализируя диаграмму, можно заметить, что у большинства испытуемых проявляется циклотимный и экзальтированный типы акцентуаций (15,6 %), что говорит о том, что большее количество испытуемых склонны к частой и неожиданной смене состояний, чувств и настроений. Привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств, а также зависимость от внешних событий, радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. Также у испытуемых выявлен дистимный тип акцентуации (15 %), что соответствует тому, что данные испытуемые являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни, добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

Наименее низким показателем у респондентов является возбудимый тип акцентуации, у таких испытуемых отмечается отсутствие низкой контактности в общении, замедленности вербальных и невербальных реакций, тяжеловесности поступков, привлекательности в труде, работы лишь по мере необходимости, проявление нежелания учиться, равнодушия к будущему.

Также у данного контингента лиц отсутствует повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения, опасность для окружающих. Из этого вытекает то, что для студентов — это такие черты личности, которые являются нормой. Так как выявляются тенденции к планированию будущего, целеустремленность и уравновешенность, что позволяет адаптироваться в обществе.

Литература:

1 О. А. Критика обоснования акцентуаций и перспективы их исследования / О. А. Бокова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013. — № 3. — С. 153–158.

2 Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.

3 Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. пособие / Б. Д. Карвасарский — СПб.: Питер, 2011. — 864 с.

4 Леонгард, К. Акцентуированные черты характера: моногр. / К. Леонгард. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 517 с.

Основные термины (генерируются автоматически): акцентуация, тип, экзальтированный тип, большинство испытуемых, возбудимый тип акцентуации, окружающий мир, тип акцентуации, тип акцентуаций, тревожный тип, циклоидный тип.


Ключевые слова

студенты, акцентуация, черты характера

Похожие статьи

Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов

На данном этапе развития психологической науки наблюдается рост интереса к понятию гендера и связующих с ним индивидуально-психологических особенностей. В современных реалиях отмечается отказ от дихотомического понимания пола и гендера как мужского и...

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности

В данной статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов вуза и колледжа. Рассмотрена сущность и содержание понятия «адаптация» вследствие чего были обнаружены ключевые проблемы, влияющие на адаптационный процесс студентов вуза...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Характеристика социальной самостоятельности студентов вуза

Статья посвящена анализу термина социальная самостоятельность студентов вуза. В статье представлен краткий обзор показателей социальной самостоятельности как критерия рефлексивно-прогностического компонента социальной ответственности студентов вуза.

Психологический подход к обучению иностранному языку в технических вузах

Рассматриваются основные психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических вузов. Описывается процесс иноязычной подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. Отмеч...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Развитие смысложизненных ориентаций студентов как педагогическая проблема

В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов в современной педагогической практике, а также педагогические методы и приемы, способствующие развитию смысложизненных ориентаций. Особое ...

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей

В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описание различных подходов к определению этих понятий.

Похожие статьи

Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов

На данном этапе развития психологической науки наблюдается рост интереса к понятию гендера и связующих с ним индивидуально-психологических особенностей. В современных реалиях отмечается отказ от дихотомического понимания пола и гендера как мужского и...

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности

В данной статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов вуза и колледжа. Рассмотрена сущность и содержание понятия «адаптация» вследствие чего были обнаружены ключевые проблемы, влияющие на адаптационный процесс студентов вуза...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Характеристика социальной самостоятельности студентов вуза

Статья посвящена анализу термина социальная самостоятельность студентов вуза. В статье представлен краткий обзор показателей социальной самостоятельности как критерия рефлексивно-прогностического компонента социальной ответственности студентов вуза.

Психологический подход к обучению иностранному языку в технических вузах

Рассматриваются основные психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических вузов. Описывается процесс иноязычной подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. Отмеч...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Развитие смысложизненных ориентаций студентов как педагогическая проблема

В данной научной статье рассматриваются основные аспекты проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов в современной педагогической практике, а также педагогические методы и приемы, способствующие развитию смысложизненных ориентаций. Особое ...

Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей

В статье раскрывается смысл понятий «направленность личности» и «педагогическая практика». Описание различных подходов к определению этих понятий.

Задать вопрос