Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Антонова, Е. В. Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа / Е. В. Антонова, Т. Л. Ерошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 372-374. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56027/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в условиях образовательной среды колледжа.

Ключевые слова: профессиональное образование, конфликтологическая компетентность преподавателя колледжа, профессиональная культура педагога.

Обоснование теоретических и практических аспектов развития конфликтологической компетентности у педагогов в условиях образовательной среды колледжа является одним из актуальных направлений современных научных исследований. Теория и практика профессиональной конфликтологической подготовки в системе профессиональной школы накопила определенный научный потенциал. Так, исследованы отдельные компоненты конфликтологической культуры педагога: получили обоснование понятия «педагогический конфликт» (Е. Е. Акимова, В. И. Андреев, С. В. Баныкина, В. И. Журавлев, И. И. Рыданова) «мотивация конфликта» (Н. В. Гришина, Н. В. Самсонова, В. Г. Каменская), «конфликтологическая компетентность» (JI. A. Петровская, Д. В. Ивченко), «конфликтная компетенция» (А. В. Дорохова, Б. И. Хасан), «конфликтологическая готовность» (Г. М. Болтунова, 3.3. Дринка), «конфликтологическая грамотность» (Е. А. Климов) [6].

Высокий уровень конфликтологической компетентности преподавателя колледжа — важное условие для улучшения морально-психологического климата в коллективе, формирования здоровых межличностных отношений, активного привлечения к совместной деятельности студентов, их родителей и других педагогов и специалистов колледжа и других организаций.

Конфликтологическую компетентность педагога мы рассматриваем как часть его профессиональной компетентности, неотъемлемую часть его профессиональной культуры. Ключевая идея системы профессионального образования — востребованность результатов образования в мире профессионального труда [2]. Для реализации этой важной стратегии, обозначенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года важно иметь подготовленные кадры, обладающие, как субъекты труда, высоким уровнем профессиональной культуры, позволяющей осуществлять свою успешную профессиональную деятельность [1]. Одним из важных документов, направленных на повышение профессионализма преподавателей, стал профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (2015), в котором через характеристики обобщенных трудовых функций, определяются требования к трудовым действиям, необходимым умениям и навыкам, в совокупности отражающих уровень подготовленности преподавателя к осуществлению своей деятельности [3].

С цельювыявление уровня конфликтологической компетентности преподавателей колледжа и обоснования выбора системы педагогических средств и условий, способствующих их эффективному развитию в условиях образовательной среды колледжа, нами было проведено эмпирическое исследование на базе одного из колледжей Московской области. В исследовании приняли участие 50 преподаватели, среди которых 18 мужчин и 32 женщины в возрасте от 35 до 40 лет. Все преподаватели были распределены в экспериментальную и контрольную группы поровну.

На констатирующем этапе исследования с целью выявления наличного уровня конфликтологической компетентности, преподавателям обеих групп было предложено ответить на вопросы тестов («Конфликтная ли Вы личность?» (С. В. Баныкина), «Оценка уровня конфликтности личности» (С. В. Баныкина), «Выбор стратегии в конфликтных ситуациях» (К. Томас).

В результате проведенного исследования мы сделали вывод, что все педагоги обладают достаточно высоким уровнем конфликтности и чаще всего в конфликтных ситуациях выбирают стратегии соперничества и компромисса. Самые низкие показатели мы получили и в контрольной, и в экспериментальной группе в выборе стратегии сотрудничества при возникших и возникающих конфликтных ситуациях.

Эти выводы подтвердили наше предположение о том, что сформированный в процессе профессионального обучения в системе высшего или среднего профессионального образования уровень конфликтологической компетентности будущих педагогов необходимо постоянно развивать в процессе их профессиональной деятельности в образовательных организациях, так как социум, среда, окружающая их, постоянно меняется, меняются условия, формы, методы, средства взаимодействия между людьми, сами люди — агенты социализации.

С целью повышения у педагогов уровня конфликтологической компетентности мы предложили преподавателям экспериментальной группы на втором, формирующем этапе:

  1. пройти обучение по программе повышения квалификации «Конфликтологическая компетентность преподавателя колледжа» [4;5]. Трудоемкость освоения программы для слушателя — 72 часа. Программа содержит теоретическую и практическую часть подготовки и включает в себя как изучение основ педагогической конфликтологии, причин и структуры конфликтов, так и пути их разрешения и предупреждения и т. д.;
  2. принять участие в научно-практических конференциях, на которых обсуждается, в том числе, проблема конфликтологической компетентности у педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования;
  3. принять участие в работе круглых столов, семинаров, методических мастерских, ярмарках педагогических практик, веб-квестов по исследуемой проблеме.

После проведенных мероприятий, направленных на повышение уровня конфликтологической компетентности, мы повторно предложили преподавателям обеих групп ответить на вопросы тестов («Конфликтная ли Вы личность?» (С. В. Баныкина), «Оценка уровня конфликтности личности» (С. В. Баныкина),«Выбор стратегии в конфликтных ситуациях» (К. Томас).

Важно отметить, что показатели контрольной группы изменились, но не существенно, а показатели экспериментальной группы существенно изменились. Объяснить изменение показателей в экспериментальной группе мы можем тем, что с педагогами проводились системные мероприятия, направленные на их развитие в данном направлении, а в контрольной группе — что педагоги знали о проводимом исследовании и самостоятельно стали изучать научную и методическую литературу, в процессе общения с педагогами экспериментальной группы приобретали необходимые знания и умения.

Результаты проведенного этапа исследования показали, что чаще всего в конфликтных ситуациях педагоги и экспериментальной и контрольной группы выбирали стратегию компромисса. Стратегию сотрудничества в экспериментальной группе выбирали больше преподавателей, чем в контрольной группе.

Меньше всего педагоги экспериментальной группы выбирали такие стратегии поведения в конфликте, как приспособление и избегание, а в контрольной — сотрудничество.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие конфликтологической компетентности преподавателя колледжа является сегодня неотъемлемой частью его профессионального развития. Развитие конфликтологической компетентности у педагогов будет эффективным, если данный процесс технологичен и включает в себя как постановку целей и задач развития конфликтологической компетентности, так и систему диагностических средств для мониторинга уровня сформированности конфликтологической компетентности у педагога, систему педагогических средств и условий, способствующих процессу развития у него конфликтологической компетентности.

Все эти обстоятельства существенным образом способствуют снижению случаев возникновения конфликтных ситуаций в образовательной среде колледжа, улучшают морально-психологической климат в коллективе, формируют здоровые межличностные отношения, способствуют активному привлечению к совместной деятельности студентов, их родителей и других педагогов и специалистов колледжа и других организаций.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165072 (дата обращения: 24.01.2019)
  2. Антонова Е. В. Профессиональная культура преподавателя вуза как социокультурный феномен [Текст] / Е. В. Антонова //Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — Том 8 № 1. — С.119–122
  3. Антонова Е. В. Эффективный контракт как инструмент развития профессиональной культуры преподавателя высшей школы // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6. — С. 16–19. — URL https://moluch.ru/archive/111/27976/ (дата обращения: 24.01.2019).
  4. Баныкина С. В., Степанов Е. И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. — М.: УРСС, 2012.-164 с.
  5. Баныкина С. В. Конфликтологическая компетентность руководителя. — М.: Сентябрь, 2012.- 198 с.
  6. Самсонова, Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста: дис. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Самсонова. — Калининград, 2003. — 362 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, профессиональное образование, контрольная группа, компетентность, образовательная среда колледжа, педагог, компетентность преподавателя колледжа, активное привлечение, высокий уровень, профессиональная культура.


Ключевые слова

профессиональное образование, конфликтологическая компетентность преподавателя колледжа, профессиональная культура педагога

Похожие статьи

Актуальные проблемы развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации

На основе анализа психолого-педагогической литературы дается определение коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Рассматривается решение существующих проблем в практике начального общего образования через развитие коммуник...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

Похожие статьи

Актуальные проблемы развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации

На основе анализа психолого-педагогической литературы дается определение коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Рассматривается решение существующих проблем в практике начального общего образования через развитие коммуник...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помо...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

Задать вопрос