В концепции развития дополнительного образования детей отмечается, что «в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. [7]
Обучение учащихся на современном этапе развития отечественного образования осуществляется не только в школах общеобразовательного типа, но и в учреждениях дополнительного образования. Федеральные Государственные Требования для учреждений дополнительного образования к содержанию, условиям и структуре реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара» являются обязательными для детских школ искусств, образовательных учреждений профессионального образования, имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
На данный момент в музыкальной педагогике начинает происходить обоснованная условиями времени смена привычных приоритетов, классических методов работы с ребенком, которые считаются надёжными и естественными, как мир. Данный процесс сопровождается не только заменой классических педагогических технологий на современные. Это еще и замена технократических отношений в системе «учитель — ученик» на гуманистические; переход от авторитетной позиции преподавателя к сотрудничеству с учащимися, как активными субъектами образовательного процесса. [Э.Р.1].
Слово «мотивация» образовано от глагола «movere» — «двигать». Учебная мотивация — это процесс, который «запускает», направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. [Э.Р.4].
Мотивация к музыкальной деятельности — это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности [Э.Р.3].
Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек «имеет в самом себе»: уверенность в своих силах, удовлетворение от своего труда. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (желание получить вознаграждение, избежать наказания и прочее). Внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества. [5)] Занятие на гитаре имеет яркое проявление внутренней и внешней мотивации. Владение гитарой помогает «показать себя» среди окружающих и получить огромное душевное благополучие
В настоящее время все более возрастает интерес обучения игре на гитаре и увеличивается число желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в ДШИ должен был бы вызвать рост уровня исполнительского мастерства. К сожалению, уровень игры остается невысоким. Причиной тому являются требования ФГТ к предмету «гитара». В данной ситуации важным является мотивация детей к обучению игры на гитаре, где мотиватором выступает преподаватель по классу гитары.
Все мотивы к обучению игры на гитаре можно разделить на группы:
Таблица 1
Мотивация детей кобучению игры на гитаре [Э.Р.6]
Мотивы |
Содержание мотива |
Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения |
Познавательный интерес детей, потребность в интеллектуальной активности, овладение новыми умениями, навыками и знаниями |
Мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми |
Оценка и одобрение, желание занять определенное место в общественных отношениях |
С целью преодоления выявленных проблем, связанных с мотивацией обучающихся в классе гитары ДШИ были сформулированы следующие рекомендации:
- Систематические беседы с учеником о структуре учебного процесса, его специфике, трудностях и способах их преодоления.
- Систематическая оценка успешности выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития исполнительских навыков каждого ученика.
- Организация участия обучающихся в творческих конкурсах.
- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам, связанных с мотивацией исполнительской деятельности.
- Встречи с профессиональными музыкантами.
- Участие в мероприятиях общеобразовательной школы.
- Организация внутренних конкурсов. Например, конкурс рисунков, фотографий, роликов, эссе, песен «Я и моя гитара», «Я — гитарист XXI века.
Развитие мотивации — важнейшая задача музыкально-образовательного процесса. Сумев заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, отпадут проблемы мотивации к обучению игре на гитаре, и труд станет потребностью для ребенка.
Для успешного решения проблемы внутренней и внешней мотивации учащихся необходимо учитывать психологические особенности каждого учащегося. «Хочется делать то, что получается делать». Творческие задания, игровые ситуации, разнообразный репертуар, создание ситуации успеха — залог активной учебной деятельности. Ребенок начинает хотеть играть, потому что это легко и радостно.
Чтобы ребёнку было интересно, необходимо включать в процесс обучения игровые элементы, творческие задания, подбирать репертуар в соответствии со склонностями ученика. Далеко не последнюю роль в формировании яркого оригинального репертуара способны сыграть пьесы, написанные современными композиторами в разных стилях: блюзы, рэгтаймы, буги-вуги, рок-н-роллы, музыка кантри, а также программная джазовая музыка, легко и с удовольствием воспринимаемая современными детьми.
Педагог не должен строить работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения обучающегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Для этого педагогу необходимо постоянно повышать мотивацию следующими действиями:
Таблица 2
Действия для повышения мотивации [Э.Р.2]
№ п/п |
Мотивационные действия |
1. |
Добиваться от учащегося внешних и результативных форм поведения, отвечающих моральным нормам, и определенным правилам поведения. |
2. |
Точно определять и учитывать психологические особенности каждого ученика. Например, если учащийся — гитарист имеет склонность к точным наукам, то в этом случае следует идти к художественному содержанию музыки через технологию игры. А если он «гуманитарий», то тогда целесообразно двигаться от прогнозируемого художественного результата к изучению технологии его достижения. |
3. |
Избегать перегрузок. На желание играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное не на авторитарных действиях, а на авторитете учителя. |
4. |
Привить ученикам хороший вкус за счет выбора репертуара учащегося с учетом желаний и сомнительных музыкальных пристрастий. Ученик должен получать истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбил ее, получив стойкий интерес заниматься на гитаре. |
5. |
Использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т. п. |
6. |
Проводить постоянную работу с родителями своих учеников. Они должны видеть и чувствовать, что музыкальные занятия детей и их творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям. |
В формирование мотивации ученика к занятиям игры на гитаре вопрос мотивации себя и окружающих является весьма актуальным. С самых первых уроков я говорю о обязательном выполнении домашнего задания. Практические приемы и методы мотивирования детей к гитаре можно определить по возрастным категориям.
Рассмотрим психофизиологические особенности обучающихся игре на гитаре в ДШИ «Форте» разной возрастной категории. [1].
Так, например, Богдан, ученик 1 класса. Его мотивация к игре на гитаре пробуждается, после увиденного или услышанного исполнения гитариста. Первые трудности: игра упражнений, правильная постановка рук, ног, спины, появление рези в пальцах Богдан преодолевает за счет своей хорошей физической готовности. Его сила, выносливость позволяют с легкостью справиться с физической нагрузкой.
Особой мотивацией в этом возрасте является заинтересованность родителей, так как дети любят делать то, за что их похвалят. Так, Богдан пожелал выучить «Кумпарситу» Х. Родригеса, чтобы доставить удовольствие своим родителям. «Им очень нравится это произведение», — говорит Богдан. Присутствие на уроках родителей Богдана я считаю важным моментом для выполнения домашнего задания и повышения интереса к инструменту. Ребенок с удовольствием отвечает родителям на просьбу: «Сыграй нам как на уроке». Для ребенка это одновременно и развитие, и возможность делать что-то хорошее, за что родители дополнительно скажут: «Молодец!».
Учитывая возраст детей, я использую методику А. Ф. Гитмана «Донотный период начального обучения гитариста» с репертуарным приложением, основными задачами которого являются: правильная посадка и постановка рук; правильные движения рук; ясное, внятное звукоизвлечение; развитие мелодического и гармонического слуха; воспитание естественности музыкального восприятия.
Для меня данная методика представляет большой интерес в занятиях с начинающими гитаристами. Представленные в нотной записи мелодия и аккомпанемент — буквенной записи, дает возможность ансамблевого музицирования. Где ученик играет аккорды сопровождения, а педагог — мелодию. В дальнейшем наоборот. Игра мелодии приучает ученика к нотной грамоте, способствует развитию техники и музыкальности, т. к. требует плавного, естественного звучания.
Наряду с произведениями мастеров прошлого (Ф. Сор, М. Джулиани, Н. Кост, Ф. Таррега, А. Сеговия) в процессе обучения я использую музыку, написанную для детей современными композиторами. Так Айрат (11 лет) с удовольствием выбрал пьесу итальянского композитора эпохи Ренессанса Франческо Канова да Милано «Канцона». После прослушивания этого произведения в моем исполнении, Айрат определил, что это песня из фильма «Город золотой».
Возраст детей 12–16 лет самый продуктивный для гитаристов. Желание играть на гитаре появляется после общения со сверстниками, где какой-то незнакомый гитарист красиво играл, пел, был душой компании и привлекал к себе внимание, что очень актуально в таком возрасте. Здесь родители могут оказать помощь только в материальном поощрении оплатить занятия на гитаре, купить струны, медиаторы, чехлы, купить хороший, качественный инструмент и т. д. В этом возрасте интернет может оказать большую помощь. Ребенок может использовать просмотр видео-уроков на разных каналах You Tube. В этом возрасте формируется прочный фундамент гитарных знаний, который потом очень тяжело разрушить с годами даже очень сильной ленью. Уровень самомотивации может достигать 101 %.
Гитарная мотивация в возрасте 17–24 года составляет 50/50. Уровень мотивации связан с соблазнами взрослой жизни и высоким уровнем гормонов. Хорошим мотиватором игры на гитаре в этом возрасте может быть игра в группе или сольные выступления в дружеской компании. Возросшие жизненные трудности, планирование будущего, банальное понимание пропитания, жилья, семьи. Появление выбора других приоритетов смещают мотивировании игры на гитаре вниз. И только высокий уровень владения инструментом способен сохранить и не утратить навыки игры на гитаре.
Обучение игре на классической гитаре — это сложная деятельность. активное участие ребенка в обучающей деятельности означает, что у ребенка складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития и психических новообразований. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желание играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях. концертная деятельность и ансамблевая практика также способствуют повышению интереса к занятиям.
Эффективным способом повышения мотивации является похвала за любые достигнутые результаты. Отрицательную, негативную мотивацию способен вызвать педагог, который опирается только на понятия «обязан», «должен», «необходимо». В такой ситуации, у ученика формируется: тенденция к уклонению от занятий, деятельность и результаты учения незначительны, чрезмерная отвлекаемость на занятии, чувство удрученности и неудовлетворенности, быстрое утомление, неподвижность и «твердость» мышления.
Для организации внутренней мотивации важно создавать для ученика состояние успеха. Для этого необходимо примечать все моменты, когда учащийся действительно прилагает большое количество усилий для преодоления трудностей в учебе и у него это выходит. Это будет отличным стимулом.
Огромное значение в воспитании гитариста имеют тон речи педагога, манера общения с ребенком. Эмоциональная окраска речи, тон педагога способны усилить впечатление от урока. [8].
Одним из условий повышения мотивации у ученика является мотивация родителей в обучении игре на гитаре. если родитель считает обучение музыке необходимым — ребенок будет учиться. Учитывая, что интерес к занятиям на гитаре приходится искусственно подогревать, то в этом неоценимую помощь могут оказать родители. Тактика поддержания интереса родителей достаточно проста — для того чтобы интерес не пропадал, требуется выдержать всего три условия:
1) Никогда не принуждать. Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Кого заставляют силой, тот ненавидит, как будто у него что-то отняли».
2) Всегда ограничивать
3) Иногда запрещать
Таким образом, с целью повышения мотивации учащихся к занятиям на гитаре преподавателю-гитаристу необходимо:
– постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары;
– предлагать им посещать концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей;
– посещать концертные мероприятия, организованные ДШИ;
– вести активную концертную деятельность и ансамблевую практику;
– знакомить с видео- и аудио записями выдающихся гитаристов.
У каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес, глубокое понимание и любовь к этому инструменту.
Общий подъем интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые будут направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей.
Исследователи вопроса формирования мотивации учащихся к игре на гитаре считают, что серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования.
Литература:
- Ражников, В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении//ООО Вопросы психологии. № 1, январь-февраль, 2003. — С. 54
- Алексей Грифф. Гитара в нашем плотном графике жизни, или как себя мотивировать к занятиям. https://gitarist.kiev.ua/gitara-v-nashem-plotnom-grafike-zhizni-ili-kak-sebya-motivirovat-k-zanyatiam/(дата обращения: 20.01.2019)
- Баусова, Ю. Б. Проблемы мотивации учащихся ДШИ по классу гитары. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2014/11/25/problemy-motivatsii-uchashchikhsya-dshi-po-klassuб (дата обращения: 20.01.2019)
- Гузяева, Л. П. Изучение и формирование мотивации обучения в ДШИ как элемента педагогической культуры [Электронный ресурс] / Л. П. Гузяева. — Электрон.дан. — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/izuchieniie-i-formirovaniie-motivatsii-obuchi.... — Загл. с экранаб (дата обращения: 20.01.2019)
- Кузнецова, И. А. Учебная мотивация [Электронный ресурс] / И. А. Куз-нецова. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/08/03/uchebna.... — Загл. с экрана (дата обращения: 20.01.2019)
- Кулагин, С. А. Проблема мотивации подростков, обучающихся в ДШИ по классу гитары // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/7(8).pdf (дата обращения: 20.01.2019)
- Латунов, В. В. Формирование мотивации учащихся детской музыкальной школы к обучению игре на гитаре. https://videouroki.net/razrabotki/doklad-formirovaniie-motivatsii-uchashchikhsia-dietskoi-muzykal-noi-shkoly-k-obuchieniiu-ighrie-na-ghitarie.html (дата обращения: 20.01.2019)
- Москва. Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1725-р. КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей. https://docviewer.yandex.ru/view/366725694. (дата обращения: 20.01.2019)
- Особенности формирования мотивации учения в классе фортепиано https://multiurok.ru/files/osobiennosti-formirovaniia-motivatsii-uchieniia-v.html (дата обращения: 20.01.2019)