Разработка адаптированной индивидуальной программы развития для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 27.01.2019

Статья просмотрена: 834 раза

Библиографическое описание:

Синельникова, Д. Д. Разработка адаптированной индивидуальной программы развития для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / Д. Д. Синельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 412-413. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56042/ (дата обращения: 24.11.2024).



Разработка адаптированной индивидуальной программы развития для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Синельникова Дарья Дмитриевна, студент магистратуры

Северо-Кавказский федеральный университет

В современном образовательном пространстве главной задача педагогов является организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех этапах развития. Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, на этом этапе формируются многие виды психической деятельности. В специальной психологии и коррекционной педагогике важным направлением работы становится использование этого периода для преодолений нарушений и подготовки ребенка к школьному обучению.

Дети с расстройствами аутистического спектра занимают особое место среди различных категорий детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в ранней коррекционной помощи. При своевременной коррекционной работе такие дети имеют предпосылки для дальнейшего интеллектуального развития и получают возможность приобрести основные навыки для обучения в общеобразовательной школе. При реализации высококвалифицированной специальной коррекционной помощи ребенок может освоить бытовые навыки, навыки самообслуживания, повысить уровень коммуникативных умений и навыки письма и чтения для обучения по программам массовой школы. Для реализации этих задач и социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении разрабатывается индивидуальная программа развития [1].

Адаптированная индивидуальная программа развития – программа, которую разрабатывают специалисты разных областей, для конкретного обучающегося и она направлена на преодоление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цели, задачи и структура индивидуальной программы развития обусловлены спецификой их восприятия окружающей среды, ребенку с аутистическими расстройствами необходимо обеспечить условия, которые бы способствовали снижению, негативных факторов развития, и чтобы удовлетворить его особые образовательные потребности, следует опираться на такие группы ресурсов:

  • предметно-пространственный (организация структуры пространства, где находится ребенок);
  • организационно-смысловые (организация учебно-воспитательного процесса и формата предоставления информации);
  • социально-психологические (организация отношений с другими людьми).

Основными целями индивидуальной программы развития является воспитание, обучение и подготовка к самостоятельной жизни, преодоление негативного отношения при общении и установлении контакта, развитие познавательных навыков, исправление или ослабление появлений аутистических расстройств, стимуляция дальнейшего продвижения посредством приобретения в этом возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному развитию ребенка с аутистическими расстройствами.

Задачи адаптированной программы развития включают в себя:

  1. своевременная диагностика для выявления форм аутистических расстройств по уровню эмоциональной регуляции;
  2. оснащение коррекционно-развивающего процесса;
  3. организация и проведения комплексной психолого-педагогической коррекционной работы с дошкольником с аутистическими расстройствами;
  4. организация помощи для родителей, по вопросам обучения, воспитания и приемам работы с аутичным ребенком;
  5. разработка методического обеспечения по различным направлениям деятельности.

При разработке индивидуальной программы развития основными направлениями работы выступают: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское [2].

Первое направление диагностическое, является комплексным, включающим в себя участие всех специалистов образовательного учреждения и направлено на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических особенностей конкретного ребенка. Осуществляется выявление особых образовательных потребностей детей при освоении программы, определяется уровень знаний, навыков и зоны ближайшего развития, выявление резервных возможностей, изучается социальная ситуация развития, условия семейного воспитания ребенка и контролируется динамика развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Вторым направлением является коррекционно-развивающее, которое включается в себя два этапа:

  1. Деятельностный этап – это совместная деятельность специалистов. На этом этапе обсуждаются трудности освоения программы и решаются изменения в индивидуальной программе по направлениям и срокам работы.
  2. Рефлексивный этап – это анализ полученных результатов, позволяющих скорректировать содержание деятельности.

Последним направлением работы по индивидуальной программе развития является консультативно-просветительское. На этом этапе специалисты оказывают комплексную помощь ребенку и родителям, включая родителей в образовательный процесс. Родители получают консультацию педагогов по вопросам воспитания и приемам коррекционного обучения в домашних условиях, для беспрерывного коррекционного воздействия. Проводят различные формы просветительской деятельности, такие как лекции, беседы, семинары и выдают печатные материалы с рекомендациями, в которых описываются особенности образовательного процесса.

Для успешной реализации индивидуальной программы развития необходима координация и взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения. Учитель – дефектолог в своей работе координирует и планирует работу службы сопровождения, контролирует организацию работы и выполняет анализ эффективности индивидуальной программы развития дошкольника с аутистическими расстройствами. Психологическую диагностику и психологическое консультирование родителей и педагогов проводит педагог-психолог, учитель-логопед выполняет коррекцию, развитие речи и подготавливает рекомендации по использованию логопедических приемов в работе с ребенком. Воспитатель в своей работе с дошкольником с аутистическими расстройствами обогащает его развитие в познавательной, игровой, продуктивной, трудовой и коммуникативной деятельности и развивает навыки самообслуживания. Медицинские работники образовательного учреждения, такие как врач и медицинская сестра, организуют медицинскую диагностику, контроль за организацией питания и разрабатывают рекомендации другим специалистам по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра.

Таким образом, выполняя коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, комплексный подход к коррекции аутистических проявлений и совместную работу специалистов разного профиля, увеличивается вероятность добиться высоких показателей познавательного и психического развития детей.

Литература:

  1. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. «Детский аутизм – диагностика и коррекция» - СПб., Издательство «Дидактика Плюс», - 2004.
  2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная программа развития, расстройство, ребенок, образовательное учреждение, адаптированная индивидуальная программа, дошкольный возраст, навык самообслуживания, образовательный процесс, развитие, спектр.


Похожие статьи

Организация работы по формированию доступных базовых навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием дистанционного обучения

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками, имеющими расстройство аутистического спектра

Организация развивающей среды для детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях комбинированного детского сада

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Похожие статьи

Организация работы по формированию доступных базовых навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием дистанционного обучения

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками, имеющими расстройство аутистического спектра

Организация развивающей среды для детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях комбинированного детского сада

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Задать вопрос