Разработка адаптированной индивидуальной программы развития для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Синельникова Дарья Дмитриевна, студент магистратуры
Северо-Кавказский федеральный университет
В современном образовательном пространстве главной задача педагогов является организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех этапах развития. Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, на этом этапе формируются многие виды психической деятельности. В специальной психологии и коррекционной педагогике важным направлением работы становится использование этого периода для преодолений нарушений и подготовки ребенка к школьному обучению.
Дети с расстройствами аутистического спектра занимают особое место среди различных категорий детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в ранней коррекционной помощи. При своевременной коррекционной работе такие дети имеют предпосылки для дальнейшего интеллектуального развития и получают возможность приобрести основные навыки для обучения в общеобразовательной школе. При реализации высококвалифицированной специальной коррекционной помощи ребенок может освоить бытовые навыки, навыки самообслуживания, повысить уровень коммуникативных умений и навыки письма и чтения для обучения по программам массовой школы. Для реализации этих задач и социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении разрабатывается индивидуальная программа развития [1].
Адаптированная индивидуальная программа развития – программа, которую разрабатывают специалисты разных областей, для конкретного обучающегося и она направлена на преодоление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цели, задачи и структура индивидуальной программы развития обусловлены спецификой их восприятия окружающей среды, ребенку с аутистическими расстройствами необходимо обеспечить условия, которые бы способствовали снижению, негативных факторов развития, и чтобы удовлетворить его особые образовательные потребности, следует опираться на такие группы ресурсов:
- предметно-пространственный (организация структуры пространства, где находится ребенок);
- организационно-смысловые (организация учебно-воспитательного процесса и формата предоставления информации);
- социально-психологические (организация отношений с другими людьми).
Основными целями индивидуальной программы развития является воспитание, обучение и подготовка к самостоятельной жизни, преодоление негативного отношения при общении и установлении контакта, развитие познавательных навыков, исправление или ослабление появлений аутистических расстройств, стимуляция дальнейшего продвижения посредством приобретения в этом возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному развитию ребенка с аутистическими расстройствами.
Задачи адаптированной программы развития включают в себя:
- своевременная диагностика для выявления форм аутистических расстройств по уровню эмоциональной регуляции;
- оснащение коррекционно-развивающего процесса;
- организация и проведения комплексной психолого-педагогической коррекционной работы с дошкольником с аутистическими расстройствами;
- организация помощи для родителей, по вопросам обучения, воспитания и приемам работы с аутичным ребенком;
- разработка методического обеспечения по различным направлениям деятельности.
При разработке индивидуальной программы развития основными направлениями работы выступают: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское [2].
Первое направление диагностическое, является комплексным, включающим в себя участие всех специалистов образовательного учреждения и направлено на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических особенностей конкретного ребенка. Осуществляется выявление особых образовательных потребностей детей при освоении программы, определяется уровень знаний, навыков и зоны ближайшего развития, выявление резервных возможностей, изучается социальная ситуация развития, условия семейного воспитания ребенка и контролируется динамика развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Вторым направлением является коррекционно-развивающее, которое включается в себя два этапа:
- Деятельностный этап – это совместная деятельность специалистов. На этом этапе обсуждаются трудности освоения программы и решаются изменения в индивидуальной программе по направлениям и срокам работы.
- Рефлексивный этап – это анализ полученных результатов, позволяющих скорректировать содержание деятельности.
Последним направлением работы по индивидуальной программе развития является консультативно-просветительское. На этом этапе специалисты оказывают комплексную помощь ребенку и родителям, включая родителей в образовательный процесс. Родители получают консультацию педагогов по вопросам воспитания и приемам коррекционного обучения в домашних условиях, для беспрерывного коррекционного воздействия. Проводят различные формы просветительской деятельности, такие как лекции, беседы, семинары и выдают печатные материалы с рекомендациями, в которых описываются особенности образовательного процесса.
Для успешной реализации индивидуальной программы развития необходима координация и взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения. Учитель – дефектолог в своей работе координирует и планирует работу службы сопровождения, контролирует организацию работы и выполняет анализ эффективности индивидуальной программы развития дошкольника с аутистическими расстройствами. Психологическую диагностику и психологическое консультирование родителей и педагогов проводит педагог-психолог, учитель-логопед выполняет коррекцию, развитие речи и подготавливает рекомендации по использованию логопедических приемов в работе с ребенком. Воспитатель в своей работе с дошкольником с аутистическими расстройствами обогащает его развитие в познавательной, игровой, продуктивной, трудовой и коммуникативной деятельности и развивает навыки самообслуживания. Медицинские работники образовательного учреждения, такие как врач и медицинская сестра, организуют медицинскую диагностику, контроль за организацией питания и разрабатывают рекомендации другим специалистам по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, выполняя коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, комплексный подход к коррекции аутистических проявлений и совместную работу специалистов разного профиля, увеличивается вероятность добиться высоких показателей познавательного и психического развития детей.
Литература:
- Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. «Детский аутизм – диагностика и коррекция» - СПб., Издательство «Дидактика Плюс», - 2004.
- Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007.