В настоящее время педагогическое сообщество нашей страны осуществляет свою профессиональную деятельность в динамично развивающихся условиях, которые характеризуются новыми компетенциями в области образовательных технологий. Одной из таких современных технологий является технология формирования исследовательской деятельности.
Применение технологии исследовательской деятельности обусловлено требованиями ФГОС основного общего образования. В документе сделан акцент на то, что каждый школьник должен владеть различными видами деятельности по преобразованию и применению ее в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях [3]. С этой целью необходимо формирование у школьников научного мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами такой деятельности.
Исследовательская деятельность представляет специально организованную, познавательную творческую деятельность школьников, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Такая деятельность характеризуется мотивированностью, предметностью, целенаправленностью, активностью и сознательностью. Результатом исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для школьников знаний или способов деятельности [1].
Биология, как учебный предмет, имеет широчайшие возможности для формирования у школьников, начиная с 5–6 класса, новых знаний и способов исследовательской деятельности, связанных:
1) с биологическим многообразием форм жизни и условиями их существования;
2) с пониманием необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека и других видов организмов.
Необходимо отметить, что исследовательская деятельность школьников по биологии, исходя из специфического содержания, выполняет ряд задач, основными из которых являются:
- Использование базовых знаний и компетенций, усвоенных на уроках для поиска решений в случае рассмотрения разнообразных биологических объектов для изучения (живых и неживых).
- Исследование биологических объектов на основе межпредметных связей с использованием знаний и компетенций как смежных, так и несмежных предметных областей (химии, физики, географии, экологии, истории).
- Участие школьников в социально-значимой деятельности, в частности, в опросах различных групп населения по проблеме исследования, в реализации различных видов деятельности в соответствии с задачами деятельности (спасение живых и неживых биологических объектов).
- Развитие способностей совместной работы в группе из 2–3 человек, коллективе и способностей к индивидуальной самостоятельной исследовательской деятельности.
В своей профессиональной деятельности реализация таких задач успешно была воплощена при подготовке школьниками таких исследовательских работ, как «Сорные растения на службе человеку», «Зеленые стражники на улицах города и их роль», «Влияние персонального компьютера на здоровье человека и способы сохранения здоровья», «Чешуекрылые Астраханской области и их роль в природе», «Моделирование цветочных часов на пришкольном участке», «Изготовление поделок из природного материала» и другие, которые имеют практико-ориентированный характер.
По нашему мнению, успешное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность возможно благодаря пропаганде ранее успешных исследований старшеклассников, сообщений об успехах обучающихся на родительских собраниях, информирование в школьной печати о победах школьников на городских, областных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях.
Осуществляя педагогическое сопровождение исследовательской деятельности школьников по биологии, мы четко придерживаемся следующих важнейших условий:
- Четкая формулировка цели предстоящей деятельности, которая позволяет осуществлять видение ее реализации в ходе выполнения исследования. Например, нельзя проводить наблюдения за жизнью ласточек весной вообще, а надо наблюдать особенности постройки гнезда этими птицами или особенности кормления птенцов.
- Тема исследования должна быть доступна для выполнения ее школьниками, для чего необходимо достаточное лабораторное или контрольно-измерительное оборудование, количество литературных источников, другие материальные ресурсы и условия. Например, нельзя тему исследования формулировать так, чтобы она была связана с исследованием микрофлоры воздуха закрытых помещений, если для этого нет соответствующего оборудования и реактивов.
- Тема исследования должна быть нужною не только самим школьникам, их выполняющим, но какому-то кругу людей (одноклассникам, друзьям, родителям, жителям населенного пункта, людям разных социальных групп (детям в детских садах, школьникам разных возрастов, пенсионерам). Например, такому условию отвечают исследования по темам «Особенности разведения районированных сортов винограда черенками», «Получение подкормок для овощных культур на основе крапивы двудомной», «Способы укоренения роз и их посадка в открытый грунт», «Технология разведения различных видов шляпочных грибов в тепличных условиях», «Получение урожая зеленных культур на различных субстратах». «Различные технологии выращивания гераней семенами и их сравнение» и другие.
- Результаты исследовательской деятельности школьников должны быть отражены в образовательном процессе по биологии в условиях классно-урочной системы.
- Организация исследовательской деятельности дает возможность организовать процесс обучения биологии на основе разумного баланса между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Результатами исследовательской деятельности школьников по биологии являются не только повышение уровня знаний по этому предмету, но и уяснение сущности такой деятельности, включающей владение терминологией и методами работы. Как правило, происходит и личностное развитие школьников, заключающееся в целеустремленности, организованности, ответственности, умении работать в команде. Такая закономерность реализуется при условии подлинного интереса каждого школьника к теме исследовательской работы, к системе конкретных действий и операций, им выполняемых, а также полученных результатов.
Литература:
- Алексеев, Н. Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, М. В. Гущина. — М.: Народное образование, 2001. — 120 с.
- Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников: методические рекомендации / сост. Т. В. Дымова. — Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2012. — 40 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Доступ к электронному ресурсу: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf.