Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!
В. А. Сухомлинский
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. [1]
По мнению Г. А. Урунтаевой: «Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены». [9]
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете от знания и выполнения правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Именно поэтому воспитание культурно — гигиенических навыков — это необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. [7]
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Разработать систему для успешного формирования удетей младшего дошкольного возраста полезных привычек иустойчивого интереса кздоровому образу жизни.
Для достижения цели, определила задачи:
– Формировать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
– Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.
– Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи.
– Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
– Формировать навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.
– Формировать навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.
– Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Свою работу по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников разбила на этапы:
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение методической литературы;
- Подбор диагностических материалов;
- Подбор дидактических игр и художественной литературы;
- Составила перспективный план.
Преобразовательный этап:
- Разработать систему методов и приёмов работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков.
- Разработать конспекты занятий, презентации и проекты для детей.
- Подготовить план работы и методические рекомендации с родителями по данной теме.
Рефлексивно-обобщающий этап:
- Проследить динамику формирования у детей младшего дошкольного возраста полезных привычек и устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
- Наметить план работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков на следующий год.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесные и наглядные методы и приемы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию. [12]
Исходя из этого, определила этапы формирования навыка:
- Ознакомление детей с навыком, обучение действию.
- Закрепление навыков.
- Индивидуальная работа.
- Самостоятельное применение культурно-гигиенических навыков.
При ознакомлении детей с навыками гигиены, использовала такие методы, как: показ действия, объяснение, упражнения и алгоритмы, благодаря которым дети могли увидеть правильность выполнения операций (например, как правильно пользоваться полотенцем, как правильно надеть колготки и др.).
По мнению Л. В. Куцаковой: «Эффективным приемом может стать положительный пример сверстников («Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается»). [8]
Для успешного обучения культурно-гигиеническим навыкам мною был создан уголок «Здоровячок». В нем находятся не только дидактические игры и пособия, но и есть «жители»: «Мойдодыр», «Королева зубная щетка», «Зубик». Они помогают заинтересовать детей, усилить мотивацию. Также их можно использовать в различных видах деятельности: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в играх.
Очень важно на этапе ознакомления и обучения детей навыкам гигиены обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, застегнул обувь, убрал вещи в шкаф и т. д.). Если этого не делать, то у ребенка не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.) [8]
Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы переходим к закреплению навыка. На этом этапе работы использую следующие методы иприемы:
– Упражнения с использованием потешек и художественного слова («Ножками потопали», «Уж я косу заплету», «Водичка, водичка умой мое личико!» и др.);
– Познавательные игры: «В гостях у Мойдодыра», «Волшебное зеркало» и др.
– Игровые упражнения: «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать»
– Дидактические игры «Хорошо — плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу на прогулку»
– Проблемные ситуации: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»;
– Показ инсценировок (настольный театр, куклы би-ба-бо): «Зайка в гостях у Мишки», «Хрюша моется» и др.
– Игровые ситуации: «Учим куклу мыть руки», «Научим Машу — растеряшу убирать вещи».
– Игры-экспериментирования: «Мыльные пузыри», «Свойства мыла», «Волшебное мыло». (где мы с детьми знакомимся со свойствами мыла: ароматное, душистое, твердое, жидкое).
Мною был разработан творческий проект «Чистые ладошки» и познавательный мини-проект: «Да здравствует мыло душистое!». В рамках проекта была создана коллекция «Виды мыла», альбом «Какое бывает мыло?», подобрана картотека опытов с мылом.
При создании и использовании системы по формированию культурно-гигиенических навыков я учитывала индивидуальные особенности детей. Индивидуальная работа с каждым ребенком проводилась с учетом уровня его развития, темпов овладения навыками и в зависимости от особенностей состояния здоровья. [5]
Решающее значение в воспитании культурно-гигиенических навыков имеют игровые приемы. Особое место отводилось дидактическим играм. Например, «Что сначала, что потом», «Круги Луллия», лэпбук «Личная гигиена». Используя их, мы закрепляли навыки, которые вырабатываются у детей в повседневной жизни. [2]
При индивидуальной работе с детьми целесообразно использовать прием взаимопомощи. Ребята, которые достаточно хорошо усвоили культурно- гигиенические навыки помогают детям, испытывающим затруднения. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи. [8]
Когда дети достаточно хорошо научились применять культурно — гигиенические навыки, запомнили и называли действия, а также необходимые для этого принадлежности, мы перешли к следующему этапу: самостоятельное применение культурно-гигиенических навыков.
На данном этапе использовали такие методы как: наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду.
По мере освоения культурно — гигиенических навыков детьми, происходит их перенос в игровую, воображаемую ситуацию. Полученные навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В младшем возрасте навыки гигиены лучше всего усваиваются детьми в сюжетных играх. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. [11]
Для этого я использовала сюжетно-ролевые игры, мягкие развивающие пособия: «Спальня», «Кухня», «Ванная комната».
Наблюдая за играми детей, можно было видеть, как они учили кукол умываться и вытирать лицо полотенцем, одеваться и раздеваться, складывая аккуратно вещи, рассказывали им о правилах поведения за столом и т. д. Такие имитирующие игры с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают детям в освоении практических действий. [4]
Для успешного усвоения детьми навыков гигиены было организовано тесное сотрудничество с родителями. Для этого использовались разнообразные формы работы:
– Индивидуальные беседы и консультации: «Что такое КГН и для чего их необходимо воспитывать с раннего детства?»
– Памятки для родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
– Анкеты — вопросники, буклеты.
– Родительское собрание с участием медицинского работника «Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста»
– Выставка литературы (художественной и методической).
– Досуги: «Мама, папа и я — спортивная семья!», «В здоровом теле — здоровый дух!»
– Организация совместных выставок рисунков и конкурсов поделок.
После проведенной работы с детьми была проведена контрольная диагностика и сравнительный анализ результатов, который показал положительные результаты и эффективность работы, направленной на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а именно:
– сформирована привычка самостоятельно умываться,
– мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
– дети стали опрятнее одеваться;
– следить за своим внешним видом;
– по назначению использовать носовой платок;
– без напоминания убирать за собой игрушки;
– благодарить друг друга и взрослых за оказанную помощь;
– заметно усовершенствовались культурно-гигиенические навыки;
– дети стали больше проявлять инициативу при подготовке к образовательной деятельности, сервировке стола;
– замечать и исправлять непорядок в одежде;
– следить за порядком в группе;
– бережно обращаться с игрушками;
Но на этом работа по формированию культурно-гигиенических навыков не заканчивается. В дальнейшем мы будем продолжать закреплять, совершенствовать навыки гигиены, а также способствовать формированию устойчивого интереса к здоровому образу жизни. Ведь привычка к здоровому образу жизни обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей ребенка, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармоничной личности. [6]
Литература:
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: Линка-пресс, 1993.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение,1991.
- Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
- Игра дошкольника / Под ред. С. А. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989.
- Интернет — ресурсы http:// nshportal.ru, maam.ru
- Каралашвили Е. Как быть здоровым душой и телом. // Дошкольное воспитание, № 6, 2002.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работа с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. — 128 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. // Дошкольное воспитание, № 11, 1993.
- Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника — М., 1996.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. — М.: Просвещение, 1997.
- Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8–15