Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 27.01.2019

Статья просмотрена: 3599 раз

Библиографическое описание:

Варенцова, Н. А. Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы / Н. А. Варенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56054/ (дата обращения: 25.12.2024).



Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!

В. А. Сухомлинский

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. [1]

По мнению Г. А. Урунтаевой: «Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены». [9]

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете от знания и выполнения правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Именно поэтому воспитание культурно — гигиенических навыков — это необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. [7]

Исходя из этого, поставила перед собой цель:

Разработать систему для успешного формирования удетей младшего дошкольного возраста полезных привычек иустойчивого интереса кздоровому образу жизни.

Для достижения цели, определила задачи:

Формировать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи.

Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Формировать навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Формировать навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Свою работу по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников разбила на этапы:

Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение методической литературы;
  2. Подбор диагностических материалов;
  3. Подбор дидактических игр и художественной литературы;
  4. Составила перспективный план.

Преобразовательный этап:

  1. Разработать систему методов и приёмов работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков.
  2. Разработать конспекты занятий, презентации и проекты для детей.
  3. Подготовить план работы и методические рекомендации с родителями по данной теме.

Рефлексивно-обобщающий этап:

  1. Проследить динамику формирования у детей младшего дошкольного возраста полезных привычек и устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
  2. Наметить план работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков на следующий год.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесные и наглядные методы и приемы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию. [12]

Исходя из этого, определила этапы формирования навыка:

  1. Ознакомление детей с навыком, обучение действию.
  2. Закрепление навыков.
  3. Индивидуальная работа.
  4. Самостоятельное применение культурно-гигиенических навыков.

При ознакомлении детей с навыками гигиены, использовала такие методы, как: показ действия, объяснение, упражнения и алгоритмы, благодаря которым дети могли увидеть правильность выполнения операций (например, как правильно пользоваться полотенцем, как правильно надеть колготки и др.).

По мнению Л. В. Куцаковой: «Эффективным приемом может стать положительный пример сверстников («Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается»). [8]

Для успешного обучения культурно-гигиеническим навыкам мною был создан уголок «Здоровячок». В нем находятся не только дидактические игры и пособия, но и есть «жители»: «Мойдодыр», «Королева зубная щетка», «Зубик». Они помогают заинтересовать детей, усилить мотивацию. Также их можно использовать в различных видах деятельности: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в играх.

Очень важно на этапе ознакомления и обучения детей навыкам гигиены обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, застегнул обувь, убрал вещи в шкаф и т. д.). Если этого не делать, то у ребенка не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.) [8]

Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы переходим к закреплению навыка. На этом этапе работы использую следующие методы иприемы:

– Упражнения с использованием потешек и художественного слова («Ножками потопали», «Уж я косу заплету», «Водичка, водичка умой мое личико!» и др.);

– Познавательные игры: «В гостях у Мойдодыра», «Волшебное зеркало» и др.

– Игровые упражнения: «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать»

– Дидактические игры «Хорошо — плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу на прогулку»

– Проблемные ситуации: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»;

– Показ инсценировок (настольный театр, куклы би-ба-бо): «Зайка в гостях у Мишки», «Хрюша моется» и др.

– Игровые ситуации: «Учим куклу мыть руки», «Научим Машу — растеряшу убирать вещи».

– Игры-экспериментирования: «Мыльные пузыри», «Свойства мыла», «Волшебное мыло». (где мы с детьми знакомимся со свойствами мыла: ароматное, душистое, твердое, жидкое).

Мною был разработан творческий проект «Чистые ладошки» и познавательный мини-проект: «Да здравствует мыло душистое!». В рамках проекта была создана коллекция «Виды мыла», альбом «Какое бывает мыло?», подобрана картотека опытов с мылом.

При создании и использовании системы по формированию культурно-гигиенических навыков я учитывала индивидуальные особенности детей. Индивидуальная работа с каждым ребенком проводилась с учетом уровня его развития, темпов овладения навыками и в зависимости от особенностей состояния здоровья. [5]

Решающее значение в воспитании культурно-гигиенических навыков имеют игровые приемы. Особое место отводилось дидактическим играм. Например, «Что сначала, что потом», «Круги Луллия», лэпбук «Личная гигиена». Используя их, мы закрепляли навыки, которые вырабатываются у детей в повседневной жизни. [2]

При индивидуальной работе с детьми целесообразно использовать прием взаимопомощи. Ребята, которые достаточно хорошо усвоили культурно- гигиенические навыки помогают детям, испытывающим затруднения. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи. [8]

Когда дети достаточно хорошо научились применять культурно — гигиенические навыки, запомнили и называли действия, а также необходимые для этого принадлежности, мы перешли к следующему этапу: самостоятельное применение культурно-гигиенических навыков.

На данном этапе использовали такие методы как: наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду.

По мере освоения культурно — гигиенических навыков детьми, происходит их перенос в игровую, воображаемую ситуацию. Полученные навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В младшем возрасте навыки гигиены лучше всего усваиваются детьми в сюжетных играх. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. [11]

Для этого я использовала сюжетно-ролевые игры, мягкие развивающие пособия: «Спальня», «Кухня», «Ванная комната».

Наблюдая за играми детей, можно было видеть, как они учили кукол умываться и вытирать лицо полотенцем, одеваться и раздеваться, складывая аккуратно вещи, рассказывали им о правилах поведения за столом и т. д. Такие имитирующие игры с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают детям в освоении практических действий. [4]

Для успешного усвоения детьми навыков гигиены было организовано тесное сотрудничество с родителями. Для этого использовались разнообразные формы работы:

– Индивидуальные беседы и консультации: «Что такое КГН и для чего их необходимо воспитывать с раннего детства?»

– Памятки для родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

– Анкеты — вопросники, буклеты.

– Родительское собрание с участием медицинского работника «Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста»

– Выставка литературы (художественной и методической).

– Досуги: «Мама, папа и я — спортивная семья!», «В здоровом теле — здоровый дух!»

– Организация совместных выставок рисунков и конкурсов поделок.

После проведенной работы с детьми была проведена контрольная диагностика и сравнительный анализ результатов, который показал положительные результаты и эффективность работы, направленной на развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, а именно:

– сформирована привычка самостоятельно умываться,

– мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

– дети стали опрятнее одеваться;

– следить за своим внешним видом;

– по назначению использовать носовой платок;

– без напоминания убирать за собой игрушки;

– благодарить друг друга и взрослых за оказанную помощь;

– заметно усовершенствовались культурно-гигиенические навыки;

– дети стали больше проявлять инициативу при подготовке к образовательной деятельности, сервировке стола;

– замечать и исправлять непорядок в одежде;

– следить за порядком в группе;

– бережно обращаться с игрушками;

Но на этом работа по формированию культурно-гигиенических навыков не заканчивается. В дальнейшем мы будем продолжать закреплять, совершенствовать навыки гигиены, а также способствовать формированию устойчивого интереса к здоровому образу жизни. Ведь привычка к здоровому образу жизни обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей ребенка, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармоничной личности. [6]

Литература:

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: Линка-пресс, 1993.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение,1991.
  3. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
  4. Игра дошкольника / Под ред. С. А. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989.
  5. Интернет — ресурсы http:// nshportal.ru, maam.ru
  6. Каралашвили Е. Как быть здоровым душой и телом. // Дошкольное воспитание, № 6, 2002.
  7. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007.
  8. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работа с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. — 128 с.
  9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. // Дошкольное воспитание, № 11, 1993.
  10. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника — М., 1996.
  11. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. — М.: Просвещение, 1997.
  12. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8–15
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, навык, здоровый образ жизни, индивидуальная работа, младший дошкольный возраст, навык гигиены, игра, формирование, внешний вид, носовой платок.


Похожие статьи

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Похожие статьи

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Задать вопрос