В статье рассматривается наиболее существенное влияние средств массовой информации (СМИ) на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста, цели родителей и воспитателей по минимизации негативного влияния на детей, а также негативные последствия влияния СМИ на физическое и психическое здоровье детей, методы их профилактики.
Ключевые слова: СМИ, дети дошкольного возраста, родители, электронная информация, здоровье, телеэкран.
Введение. Проблема влияния СМИ на детей дошкольного возраста является предметом научных исследований в течение последних десятилетий. Эра масс-медиа и электронной информации радикально меняет как жизнь человека, так и его самого. СМИ оказывают наиболее существенное влияние на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста.
Проблематика вопроса исследовалась учеными, и было признано, что главной целью профессионалов и родителей является минимизация негативного влияния СМИ на детей дошкольного возраста.
Работа воспитателя по предупреждению негативного воздействия СМИ на процесс социализации должна быть комплексной и проводиться не только с детьми дошкольного возраста, но и с родителями.
При информировании родителей имеются не только негативные последствия влияния СМИ на физическое и психическое здоровье детей, но и методы их профилактики. Прежде всего, воспитатель должен осветить основные аспекты влияния СМИ на здоровье.
Организм человека естественно не приспособлен ни к длительному сидению в одной позе, ни к постоянному рассматриванию близко расположенных предметов. Можно представить, что нагрузка при работе за компьютером подобна той, которая существует во время чтения или письма. Но имеется три существенных отличия:
1) положение тела перед монитором довольно жестко зафиксировано (в отличие от книги монитор и клавиатура находятся всегда на одном месте);
2) положение тела при работе даже взрослого человека не соответствует эргономическим требованиям, а для ребенка это еще более актуально (большинство детей использует мебель, разработанную для взрослых);
3) изображение на экране монитора светится, а предметы, окружающие человека, имеют гораздо меньшую яркость.
Несколько десятилетий назад такие заболевания, связанные с неподвижностью человека, считались профессиональными и касались лишь небольшой части населения, но сегодня всё большее количество семей имеет компьютеры, а дети обычно умеют пользоваться компьютером раньше, чем учатся читать и писать.
Необходимо отметить, что учеными подробно рассмотрены негативные последствия работы за компьютером и разработаны возможные методы предотвращения их возникновения. Совсем другая ситуация с осознанием родителями, а иногда и педагогами, негативных последствий влияния телевидения на здоровье детей. Работа органов зрения при просмотре телевизионных программ существенно отличается от типичного акта созерцания. Зрение является довольно активным процессом, когда все образы реальной действительности сначала подлежат обработке при помощи сложных движений зрительных мышц, и только затем — осознании.
Когда человек смотрит на окружающий мир, он воспринимает только крошечный фрагмент целой картины, именно тот, на котором совпадает фокус оптических осей обоих глаз. Но при этом мы получаем четкое изображение целого предмета благодаря тому, что мышцы глаз поочередно фиксируют отдельные детали. Глаз фиксирует на доли секунды один фрагмент, затем мышцы скачкообразным движением переводят фокус на другой фрагмент. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет просканировано такое количество деталей, которое позволит получить четкое полное изображение. При спокойном созерцании в секунду осуществляется от 2 до 5 движений, причем они не осознаются человеком, но в то же время они оговариваются индивидуальными особенностями каждой личности.
Исследования отмечают, что во время просмотра телевизора пульс замедляется на 10%, то есть на 420 ударов в час, а также подобные изменения происходят с обменом веществ в головном мозге. Можно подвести итог, что телеэкран переводит не только сознание в состояние между сном и бодростью, но и замедляет весь процесс обмена веществ.
Сегодня телевидение, как и несколько десятилетий назад, выступает лидером среди способов проведения досуга у детей, зато количество людей, имеющих привычку читать, уменьшается. Среди последствий, связанных с влиянием СМИ на другие аспекты жизнедеятельности детей, важными, по нашему мнению, являются: уменьшение ресурсов времени, постоянное стрессовое состояние; уменьшение межличностной коммуникации и увеличение одиночества; возникновения страха перед окружающим миром.
Для того, чтобы предупредить негативное влияние компьютера на здоровье ребенка, родители должны следить за соблюдением режима работы (не позволять работать за компьютером ночью, ребенок должен делать регулярные перерывы через определенные промежутки времени); организовать для ребенка рабочее место с учетом основных эргономических требований; и, главное, осуществлять родительский контроль за работой ребенка на компьютере.
Вывод. По общим рекомендациям по предупреждению негативного влияния СМИ на социализацию родителям необходимо:
1) ограничивать время пользования СМИ;
2) привлекать ребенка к активной деятельности и создавать для нее развивающую среду;
3) находиться рядом с ребенком при использовании СМИ или периодически осуществлять родительский контроль;
4) научить ребенка критически относиться к информации, предоставляемой СМИ. Критическое отношение к сообщениям СМИ возможно при условии развитого критического мышления у ребенка.
Литература:
- Богачева Т. Ю. Педагогические риски интернет-пространства для здоровья детей и подростков и их минимизация. 2014.
- Мандель Б. Р. Технологические аддикции переходят в наступление. 2014.