Ключевые слова: анализ, форма, художник-конструктор, конструкция, технология, эстетика.
Качественные признаки продукции предопределяются уже в процессе проектирования и реализуются при производстве изделий. После изготовления они проходят процесс потребления, поэтому качество создаваемой и существующей продукции можно оценивать по производственным и потребительским признакам. К первым определяющим качество продукции, относятся конструктивные, технологические и техническо-экономические [1].
Конструктивные признаки предполагают достижение возможной простоты и целесообразности конструкции изделия, рациональный выбор материалов, назначение размеров элементов и решение узлов в соответствии с действительными нагрузками и условиями эксплуатации в целях обеспечения надежности. Конструкция изделия должна обеспечивать его нормальное функционирование в течение всего периода эксплуатации.
Технологические признаки обусловливают соответствие изделий оптимальной технологии их изготовления и в значительной мере обеспечиваются уже при разработке конструкций изделий.
Технологическая конструкция изделия или составляющих его элементов, которая обеспечивает заданные эксплуатационные качества продукции и позволяет изготовлять ее с наименьшими затратами труда и материалов. Технологическая конструкция характеризуется простотой компоновки и совершенством формы, обеспечивает удобство и минимальную трудоемкость в процессе сборки и при ремонте.
В работе над формой художник-конструктор должен учитывать объективные закономерности формообразования [2]. Форма любого предмета зависит от множества условий. Как было уже отмечено, она должна соответствовать функциональному назначению, конструктивной основе изделия, применяемым материалам и технологии его изготовления, отвечать эстетическим требованиям [3]. Но среди всех факторов, оказывающих влияние на форму, выделяют наиболее важный — функциональное назначение изделия.
Основная цель создания товаров массового спроса — удовлетворение бытовых нужд, а изделий художественной промышленности–удовлетворение эстетических потребностей. Проектируя любое изделие, художник- конструктор должен обеспечить не только полезность вещи, но и сделать ее красивой, соответствующей стилю, моде, эстетическим вкусам. Взаимосвязь красоты и пользы может быть раскрыта исследованием законов творчества, процессов производства и потребления вещей. При этом в творческой работе художника — конструктора важно правильно оценивать соотношение утилитарных и эстетических требований, так как пользы и красоты в одном предмете. Для различных изделий польза и красота выступают в разнообразных соотношениях, а это требует в каждом конкретном случае определенного подхода при решении задач проектирования.
Процесс проектирования представляет собой последовательное выполнение операций от исходной до дизайнерского проекта.
Основным фактором, который определяет процесс проектирования, является цель проекта. От нее зависит содержание и направление работы художника-конструктора, применяемые в процессе работы методы и средства. Особенностью метода художественного конструирования является системный поиск решения, когда процесс проектирования начинается задолго до появления чертежей.
При разработке технического задания в процессе проектирования объектов общие эргономические требования и дальнейшие специальные необходимо провести. Принципы, методы и требования эргономики находят отражение и на всех последующих этапах художественного конструирования.
После получения задания художник-конструктор приступает к разработке предварительных вариантов конструкторских предложений. Этот процесс ведется параллельно с углубленным анализом исходной проектной ситуации прототипов. Важным моментом в процессе анализа исходной ситуации, аналогов и прототипов является установление объективных функциональных, конструктивных и других условий формообразования.
Художник-конструктор должен знать технические возможности и условия формообразования изделий, поэтому при анализе аналогов изучаются особенности их конструктивного решения, технологии производства, свойства материалов. Такое исследование позволяет не только точнее разрабатывать требования к будущему изделию, но и успешнее реализовывать в проекте.
На основании анализа аналогов и прототипов делается также вывод о строении формы изделия. Композиционный анализ формы позволяет выявить систему функциональных и конструктивных связей и комплексно оценить достоинства и недостатки формы, функции и конструкции изделия. Поэтому анализы функции, конструкции и формы взаимно дополняют друг друга.
Кроме анализа аналогов и прототипов объекта- так называемого ретроспективного моделирования и установления совокупности требований к нему- конструктивного моделирования, важным средством в поиске проектного замысла является прогнозирование- перспективное моделирование. Прогнозирование основывается на правильном построении идеала предмета и основных направлениях движения к нему с учетом закономерных изменений социальных, технико-экономических и других условий. Каждая последующая перспективная модель должна органически вырастать, устраняя присущие ей недостатки.
Такое исследование способствует более правильному определению задач в настоящем.
Литература:
- Баташевич А. А. Основы художественного конструирования. — Минск.:1984. — С. 164–184.
- Наимов С. Т. Роль композиции в художественном конструировании. Интернаука. Научный журнал. — М. 2017. — № 3(7). — С. 23–24.
- Наимов С. Т. Общие требования технической эстетики к объектам проектирования. Молодой ученный. Ежемесячный научный журнал. — Казань, 2017. — № 24(158). — С. 186–187.