Нравственно-эстетическая культура медицинской сестры повышает ценность общения между ней и больным большими психотерапевтическими возможностями. Морально-эстетическое чувство долга, развитое эмоциональное восприятие, которое формируется этикой и эстетикой на основе принципов медицинской психологии — важнейшие факторы гуманизма медицины.
Основными факторами и условиями морально-эстетического совершенствования личности будущей медицинской сестры являются следующие:
1) нравственно-эстетическое воспитание сначала в учебном заведении, затем в медицинском коллективе, в процессе самообразования и выполнения своих профессиональных обязанностей;
2) следование принципам медицинской этики и эстетики;
3) этико-эстетическое образование, знакомство с теорией различных видов этических учений, их использование в практике с учётом требований конкретной социальной действительности;
4) воздействие на окружающих силой положительного примера, лучших образцов поведения в труде и быту;
5) создание в учебном коллективе атмосферы одобрения высокоморального поведения и осуждения любых отклонений от норм медицинской этики.
Эффективность воспитательной работы среди будущих медицинских сестёр обусловлена и некоторыми другими факторами. Необходимо, чтобы и воспитатель, и воспитуемый чётко себе представляли:
во-первых, человековедческую направленность деятельности сестёр, ориентированную на сохранение здоровья как высшего блага и величайшей ценности личности и общества;
во-вторых, рассматривая здравоохранение, как сферу общественной жизни, необходимо помнить, что оно выполняет важнейшие социальные функции: гуманистическую, коммуникативную, экономическую, культурно-воспитательную, познавательно-преобразовательную и др.;
в-третьих, в настоящее время расширился и углубился диапазон приложения медицины в решении не только лечебных и профилактических задач, но и проблем социального значения в области труда, воспитание рациональных потребностей, изучение способности людей к тому или иному виду деятельности, совершенствование образа жизни, охраны окружающей Среды и др.;
в-четвертых, в процессе воспитательной работы надо учитывать престижность труда и личности медицинской сестры, ее авторитет, сопряженный с высокой мерой ответственности. Очевидно, что воспитательная работа в медицинском учреждении намного обогатится, если самосознание будет ориентировано на такого специалиста, который не только лечит и охраняет здоровье, но и располагает большим арсеналом средств общественного и воспитательного воздействия на все категории населения, любого возраста и социального положения.
Наконец, в-пятых, общество нуждается не просто в поддержании здоровья, а в резком подъеме физического и духовного потенциала людей, в создании условий для удовлетворения потребностей быть здоровым.
В основе системы нравственно-этического воспитания лежит ряд основополагающих принципов. Прежде всего, это — комплексный подход к воспитанию. Комплексный характер морально-эстетического воздействия на личность особенно важен, когда речь идет о формировании нравственно-эстетической культуры молодежи. Для этой социально-демографической группы характерно именно нравственно-эстетическое отношение к явлениям в действительности, острая эмоциональная реакция на позитивные и негативные стороны жизни общества, его отдельных представителей, повышенный интерес к эстетике человеческих отношений, форм общения, направленность личности на активное творчество.
Второй важнейший принцип, лежащий в основе системы нравственно-эстетического воспитания, — это дифференцированный, конкретный подход к медицинским сестрам различных отделений. Реализация этого принципа требует изучения реального уровня нравственных и эстетических позиций и ориентации медицинских сестер.
При этом учитываются следующие показатели нравственно-эстетической культуры медсестры:
1) уровень нравственно-эстетических и художественных знаний;
2) степень развитости и характер морально-эстетических оценочных представлений (способность нравственно-эстетического и художественного восприятия, вкус, идеал);
3) степень приобщения молодого человека к художественному творчеству.
Все эти показатели рассматриваются в их комплексности и взаимодействии. Метод анкетирования медсестер имеет самостоятельную воспитательную ценность формирования активной жизненной позиции. Он же позволяет дать рекомендации по улучшению нравственно-эстетического климата.
Третий принцип системы нравственно-эстетического воспитания — научное исследование эффективности проводимых мероприятий, проблем воспитательной работы, путем ее совершенствования.
Четвертым принципом организации системы нравственно-эстетического воспитания является требование морально-эстетического воспитания старших медицинских сестер.
Необходимо постоянно помнить, что воспитатель — это не только субъект, но и объект нравственно-этического воспитания. От того, насколько систематически и последовательно осуществляется процесс морально-эстетического совершенствования старших сестер, зависит успех и совершенствование всей системы воспитательной работы.
Наконец, важным принципом системы нравственно-эстетического воспитания является непосредственное активное включение медицинских сестер в различные формы морально-эстетических отношений.
Целенаправленное систематическое воспитание может осуществляться как с помощью активно-преобразующих средств воздействия, так и пассивно-созерцательным воздействием на сознание, чувства и волю человека. На нравственно-эстетическое развитие личности оказывает влияние как материально-предметная Среда, в которой живет и работает человек, так и атмосфера духовной жизни, нравственных и общественных отношений, а также собственная деятельность личности.
Нравственно-эстетическое воспитание — процесс непрерывный. Оно осуществляется не только в процессе обучения, бесед, занятий, собраний и мероприятий воспитательного характера. Действенность окружающей среды не всегда заметно, менее ярка и показательна и не всегда осознается даже самим воспитуемым. Все это порою служит основанием для пренебрежительного отношения к вопросам эстетического оформления окружающего нас мира: учебных аудиторий, лечебных учреждений и др. Необходимо исходить из того, что в нравственно-эстетическом воспитании нет и не может быть «мелочей». Вот почему как важный воспитательный фактор рассматривается не только идейное содержание, но и художественное оформление наглядной агитации, рефератов и конспектов, музыкальные и физкультурные паузы и другие эксперименты учебного и воспитательного процессов в медицинском учреждении. Даже элементарные требования личной гигиены должны носить характер не только гигиенических требований, но и нравственно-эстетических норм.
Специалист сестринского дела должен научиться не только смотреть, но и видеть, понимать жизнь и действовать в любой сложившейся ситуации. Нравственно-эстетическое воспитание должно привить интерес и любовь к своей специальности, к своей работе. Медицинская сестра без призвания, без глубокой заинтересованности, без увлеченности — в большинстве случаев плохая медицинская сестра.
Хорошая медсестра отличается не только знанием дела, опытом, развитой способностью удерживать, перерабатывать и обобщать полученные впечатления с другими профессиональными навыками, но и умением находить в каждом конкретном пациенте его личное, индивидуальное и благодаря этому понимать не только болезнь, но и больного. Она характеризуется особо теплым, чутким, внимательным отношением к больным, самоотверженной деятельностью на благо и здоровье человека.
Всему этому надо научить, все это требуется воспитать. Именно на клинических базах путем разъяснения, убеждения, исторических и личных примеров. У медицинских сестер должна быть сформирована готовность к безропотному несению и претворению в жизнь своего нелегкого профессионального долга. Способность трудиться при любых обстоятельствах, готовность при необходимости к самопожертвованию ради других, ради высоких целей, инициативность, исполнительность, аккуратность и честность — все эти моральные качества человека, в том числе и сестры, тоже взращиваются в условиях воспитания и образования.
Нравственно-эстетическое формирование личности медицинской сестры — процесс сложный и противоречивый. Недостатки в работе лечебных учреждений связаны не только с трудностями объективного порядка и с организационными вопросами, но и с низкой морально-нравственной культурой части медицинских работников.