Статья посвящена изучению вопросов интеграции цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и моделирование электронной службы в вузах, которые имеют большие возможности для получения знаний и развитию компетенций специалистов. В ней раскрыты педагогические условия, позволяющие целенаправленному использованию электронной службы с помощью цифровых образовательных ресурсов.
Ключевые слова: электронная служба, цифровые образовательные ресурсы, развитие компетенций, педагогические условия.
Интенсивное развитие информационных структур приводит к процессу «семиотизации» общества — появлению и развитию многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе.
Педагогические условия моделирования электронной службы средствами цифровых образовательных ресурсов имеют большие возможности, так как глобальная интеграция ЦОР в образование — это новый подход к получению знаний, специальности, профессии, еще недостаточно изученный, но несомненно, несущий в себе огромный педагогический потенциал. Целенаправленное использование электронной службы с помощью цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе вуза позволит разрешить целый комплекс учебно-методических, организационных, технических и технологических, программных, социально- экономических, нормативных и эргономических проблем. Это создаёт возможность формированию квалифицированных специалистов, обладающих глубокими теоретическими и практическими знаниями, высоким профессионализмом, творческим подходом к работе.
По мнению специалистов в области образования является то, что использование информационных технологий- в учебном процессе — это единственное, что необходимо для модернизации образования, повышения его качества [3,4,5,6].
Однако именно в образовании, важна, не информационная- технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Это означает, что в основе электронной службы должен быть анализ содержания учебных курсов, степени активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс средствами цифровых образовательных ресурсов, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения.
Педагогические условия моделирования электронной службы в вузе, направленные на повышение компетенций преподавателей и студентов средствами ЦОР, позволяют:
– владение преподавателями и студентами навыками и умениями работы с большими и постоянно изменяющимися массивами информации;
– формирование положительной учебной мотивации за счет разнообразия ЦОР и их информационно-познавательных возможностей;
– учет индивидуальных особенностей студентов в процессе разработки и использования ЦОР;
– стимулирование творческой активности преподавателей и студентов путем использования различных ЦОР.
Первым педагогическим условием, которое направлено на повышение
качества знаний студентов, с применением ЦОР, является владение преподавателями и студентами навыками и умениями работы с большими и постоянно изменяющимися массивами информации.
«Принятие обществом системы непрерывного образования, сопровождающей весь период активной деятельности специалиста, привело к тому, что в основе учебной и научно-исследовательской работы по любой специальности лежит непрерывный, на протяжении жизнедеятельности, процесс самостоятельного поиска информации. Педагог, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме» [3, С.89]. Следовательно, возникает проблема использования информации, обеспечивающая целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. Информатизация образования требует организации такой системы, которая будет направлена на развитие творческой личности, обладающей преобразующим интеллектом, ориентированной на студента, как на субъект.
Следующее педагогическое условие моделирования электронной службы средствами цифровых образовательных ресурсов позволят осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию, который:
– базируется на широком общении, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта, на вполне естественном желании познать новое, расширить свой кругозор;
– имеет в своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческая лаборатории), позволяющие познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, в процессе решения жизненно важных проблем, особенности разнообразных видов творчества в процессе совместной деятельности группы участников;
– способствует приобретению как обучающимися, так и педагогами разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться весьма полезными в профессиональной деятельности, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологиями.
М. Вахобов подчеркивает, что эффективность использования ЦОР в учебном процессе во многом зависит от ряда факторов:
– от надежности и возможностей используемой техники, программных средств;
– от подлинного интереса участников совместного проекта к избранной теме;
– от возможности и умения пользоваться удаленными информационными базами данных;
– от умения работы за компьютером;
– от практического внедрения полученных результатов;
– от мотивации студентов к использованию ЦОР [4, С.25].
Содержание ЦОР должно отвечать требованиям Государственных образовательных стандартов Республики Узбекистан по соответствующим направлениям подготовки специалистов, примерным программам дисциплин государственных образовательных стандартов профессионального образования, перечню обязательных учебных изданий по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования [1]. Электронная служба в вузе включает полную совокупность образовательных ресурсов, средства для регистрации преподавателей и обучающихся, компьютерного моделирования, и экспериментального исследования изучаемых объектов, включая средства обработки и отображения результатов моделирования и экспериментов, а также интерактивные учебные задания для тренинга и средства контроля знаний и умений.
Залогом реализации образовательного потенциала, повышения качества знаний, с учетом- повсеместной информатизации в учебном процессе педагогического вуза, является условие владения преподавателями и студентами навыками и умениями работы с большими и постоянно изменяющимися массивами информации.
Использование мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой, интенсивного развития электронной службы в вузе, но, несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что повышение качества образования зависит прежде всего от совершенства учебного материала, формы его представления, и организации учебного процесса, поэтому, даже в традиционной схеме обучения, возникает много проблем, связанных с постоянно нарастающим потоком новой информации, усложнением знаний, отсутствием иллюстративного материала. Внедрение ЦОР в. учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, но и дает возможность создать богатый-справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видео фрагменты. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения, материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы, анализируют качество знаний.
Таким образом, моделирование электронной службы средствами цифровых образовательных ресурсов позволяет построить такую схему обучения, в которой, благодаря разумному сочетанию традиционных и компьютерных форм организации учебного процесса, достигается более
высокий уровень качества передачи и усвоения системы знаний, так как ЦОР являются мощным средством мотивации, реализуя новые подходы к учебному процессу, являясь стимулом для преподавателей и студентов развивать и совершенствовать свои компетенции.
Литература:
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» № УП-5349.-Ташкент, 2018 г., 19 февраля
2. Постановление Президента ШавкатаМирзиёева “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования на 2017–2021 годы” от 29 декабря 2016 года
3. Абдукадиров А. А. Наука, просвещение и культура в системе непрерывного образования: проблемы и решения. Ташкент: Маънавият. 2017. 224 с.
4. Вахобов М. М. Задачи по внедрению личностно-ориентированного образования и моделирования мониторинга качества обучения. Ташкент: Меърос. 2015. 232 с..
5. Джураев Р. Х. Этапы совершенствования системы образования в Узбекистане. Ташкент: Зиѐ. 186 с.
6. Morgan, J. [2006], “Rethinking Education: Towards a good common good. Published by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization”, QUIS5 Qualite in Services Conference, Universiti of Paris, Paris, 79–81.