В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с на социальную жизнь общества.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, исследование, виды коррупции.
Сегодня коррупция существует в любом государстве. Но для одной страны это является проблемой, мешающей развитию, а для другой позорное явление, которое существует вне рамок правового поля. Россия ведет борьбу с данным явлением уже не одно десятилетие, но актуальность данной темы все еще велика.
Коррупция является следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. В экономически стабильном и социально сильном государстве коррупция незначительна, так как налажены эффективные связи между производствами, справедливо осуществляется перераспределение общественных благ и контроль за нарушение антикоррупционного законодательства действенно.
В таблице 1 представлена классификация коррупции по разным критериям.
Таблица 1
Классификация коррупции
Категория |
Разделение |
По субъектному составу. |
Высшая коррупция (Охватывает политиков федерального уровня) |
Низовая коррупция (Охватывает представителей местного самоуправления) |
|
По объекту воздействия |
Органы исполнительной власти |
Органы законодательной власти |
|
Судебные органы |
|
Органы местного самоуправления |
|
По характеру воздействия на регулируемые отношения |
Уголовно наказуемые преступления |
Гражданско-правовые нарушения |
|
Административные проступки |
|
Дисциплинарные проступки |
|
По охвату |
Региональная |
Национальная |
|
Межнациональная |
В развивающихся странах и странах, которые только стремятся к экономической стабильности коррупция замедляет процесс развития, снижает социальную защищенность населения и создает негативный фон общественной жизни. Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам — прямой или косвенный [3]. Рассмотрим последствия на несколько сфер общественной жизни [5]:
Во-первых, в политической сфере коррупция подрывает легитимность демократических институтов. Благие намерения государства обесцениваются в глазах общественности. Падает престиж страны, снижаются иностранные инвестиции.
Во-вторых, страдает экономическая сфера, так как создает несправедливую диспропорцию в расстановке сил на рынках и препятствует нормальной рыночной конкуренции.
Расширяется теневая экономика, так как уменьшаются налоговые поступления, что приводит к ослаблению бюджета. Государство теряет финансовые рычаги управления экономики.
В-третьих, в социальной сфере коррупция снижает уровень доверия населения власти. Увеличивается имущественное неравенство. В общественном создании формируется представление о беззащитности граждан перед преступниками и безразличие власти к проблемам населения.
Конечно, нельзя не отметить, что коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии становления или переживает период ломки политических, экономических, социальных и психологических устоев, как это случилось в 90-е годы в России. Но коррупция, безнаказанность за коррупционные действия приводит к тому, что коррупция становится неотъемлемой частью жизни общества. Это приводит к деградации социальных отношений, а правовые институты перестают работать. Масштабная коррупция подрывает правовые основы существования государства, превращая право в товар.
Как социальное явление коррупция реализуется через такие действия как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Многогранность коррупции как социального явления подтверждается тем, что они могут совершаться как [6]:
− преступления коррупционной направленности (например, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т. д.);
− административные правонарушения (например, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т. п.);
− дисциплинарных правонарушений (например, использование служебного положения для получения преимущества в рабочей деятельности и т. п.);
− запрещенные гражданско-правовые сделки (например, принятие в дар, оказание услуг госслужащему третьими лицами и т. п.).
Искоренить коррупцию — значит создать сильное-правовое демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Важно понимать, что отсутствие коррупции свидетельствует о зрелости гражданского общества, где большинство население — это свободные, ответственные и созидательные люди.
Сегодня руководство России настроено на серьезную борьбу с коррупцией, повышаются требования к кадровому составу государственных органов, реализуются различные формы регулирования взаимоотношения государственных органов с населением.
Литература:
- Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти РФ: монография. — М.: Проспект, 2016. — 258 с.
- Противодействие коррупции: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ.ред.Е. В. Охотского. — М.: Юрайт, 2016. — 352 с.
- Лаптев Р. А., Коварда В. В., Шатунова А. Р. Понятие и виды коррупции как социального и исторического явления // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 386–388.
- Понеделков А. В., Воронцоы С. А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Вестник ПАГС. — 2015. — № 46. — с. 4–11.
- Потомский В. В. Типология основных антикоррупционных стратегий государства // Вестник государственного и муниципального управления. — 2016. — № 3. — с. 26–29.
- Потомский В. В. Антикоррупционная политика России: тенденции и формирования и реализации // Среднерусский вестник общественных наук. — 2017. — № 1. — с. 130–135.