Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Рассмотрим критерии речевого развития подробнее.
1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2) Для обогащения активного словаря важна работа над формированием усвоения словообразования и словоизменения [3].
3) В своей работе В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко отмечают, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один из этапов перетекает в другой [4].
На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения) и мышления.
На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать несложные беседы).
На основном этапе формируется монологическая речь — рассказывание (пересказ, составление рассказов).
4) Использование разнообразных литературных жанров, устного народного творчества благотворно влияют на развитие речевого творчества старших дошкольников [7]. Дети составляют простые короткие рассказы, сочиняют отдельные стихотворные фразы, придумывают новые сюжеты в знакомых сказках и т. д.
5) Для формирования фонематического восприятия необходимо развивать слуховое и зрительное внимание, память, формировать понятия «звук», «гласные звуки»; обучать умению выделять звуки из начала слова, работать над темпом и ритмом речи [3].
6) В своей работе мы часто практикуем тематические выставки сказок, детских писателей, т. к. это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культурой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов различных жанров. Книжные уголки в группе должны быть оформлены в соответствии возрасту детей.
7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза.
Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами.
Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.
К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.
Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются:
− правильная речь педагога;
− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.;
− развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок);
− самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).
Во второй младшей группе:
− правильная речь педагога;
− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности;
− развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).
В средней группе:
− правильная речь педагога;
− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения);
− способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога;
− создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).
В старшей и подготовительной группах:
− правильная речь педагога;
− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);
− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);
− пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);
− создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.).
При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе:
− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;
− повышается речевая активность детей;
− дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению. Антонова Ю. В., рекомендует использовать игры с готовыми текстами, подвижные игры, дидактические игры, игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик и др. [2].
Киселева Л. С. считает, что «используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Главная задача — помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами» [5].
О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова отмечают, что музыкальные развлечения, театрализованная деятельность, изготовление книг своими руками, проблемные ситуации, обсуждения способствуют развитию речи дошкольников [6].
Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если:
− дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу;
− формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения;
− педагог поощряет и стимулирует ребёнка в речевой активности и является координатором в совместной образовательной.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Антонова Ю. В. Игры для всей семьи, или долой скуку. — М.: Издательство Лада/Москва, 2010г.
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
- Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 48с.
- Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: Аркти, 2005–96 с.
- Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6
- Школа сказок. http://www.trizminsk.org