В современном мире востребованы образованные люди, которые смогут выражать свое мнение, самостоятельно принимать правильные и ответственные решения. Для того чтобы воспитать и выучить таких людей, необходимо с раннего возраста учить их оценивать не только свою деятельность, но и чужую.
На наш взгляд, понятие «оценочное отношение» представляет собой целенаправленный процесс развития человека для обеспечения его морального, общественного облика. Оценочное отношение как результат проявляется в развитии физических и моральных способностей, развитие таких качеств, как инициатива, усидчивость, настойчивость, ответственное и требовательное отношение к труду, сформированности познавательного интереса, любознательности. Формирование оценочного отношения будущего поколения остается актуальным на каждом этапе развития общества, так как оно воспитывает в человеке систему требований к взаимоотношениям людей, к отношению к труду, к себе, к своим обязанностям. Развитие «оценочного отношения» человека может осуществляться как в процессе жизнедеятельности, так и в процессе более интенсивного обучения и воспитания.
Д. Б. Кабалевский, выдвинул концептуальный подход, который выступает базисом самого процесса воспитания музыкальной культуры, активизирует непосредственно духовную деятельность дошкольников на занятиях музыки. В основе данного подхода лежит активное восприятие музыки. Автор подчеркивал, что только в том случае музыка способна выполнить свою эстетическую и воспитательную роль, когда дети научаться слушать музыку и размышлять о ней.
Музыка как вид искусства обладает чрезвычайной выразительностью и разнообразием, так как предметом ее отражения является все богатство внутреннего мира человека. Множество ученых, обращающихся к исследованию особенностей музыки, обращали внимание на пластические свойства, заключенные в ней.
Воспитание музыкальной культуры личности и оценивание ее, изучается в современных педагогических исследованиях. Формирование оценочного отношения к музыке, подразумевает в себе приобщение детей к искусству и окружающей действительности, а также способствует личностному развитию.
Становлению музыкальной культуры личности придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей к миру музыки с первых лет жизни оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.
Через музыку ребёнок познаёт различные направления ценностных ориентации, у него формируются начала сознания, поэтому музыка обладает широким спектром воспитательного воздействия на детскую личность. Музыка развивает способность ребёнка самому испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия. Тем самым она оказывает влияние на развитие эмоциональной отзывчивости в реальной жизни.
Поскольку музыка представляет собой временное искусство, музыкальный образ «непосредственно возникает, развивается, меняется, исчезает» [5, с. 32].
Музыкальная культура формируется в процессе накопления опыта культурного наследия. Ценностные ориентации личность создаёт с учётом собственного жизненного опыта. Многие авторы [Т. С. Комарова [3, c.36], О. П. Радынова [9, c. 24], В. Н. Шацкая [11, c.72], Р. М. Чумичёва и др] подчёркивают в своих исследованиях, что в дошкольный период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребёнка.
На формирование отношения к музыке оказывает влияние музыкальный опыт ребёнка, представления о музыке, «музыкально-интонационный словарь» [Б. В. Асафьев]. О важности развития оценочных процессов при восприятии, переживании и осмыслении музыкального языка детьми дошкольного возраста говорится в работах: Н. А. Ветлугиной [2], В. Н. Шацкой [11], О. П. Радыновой [9] и др. Оценочное отношение к музыке, на их взгляд, выступает показателем художественного развития личности, поэтому его формирование следует начинать с периода дошкольного детства.
В дошкольные годы развития ребёнка устанавливаются первые связи и отношения, которые ведут к образованию «единства личности» [А. И. Леонтьев], поэтому проблему формирования отношений к действительности и искусству учёные выделяют как наиболее значимую в воспитании [М. С. Каган, И. Я. Лернер, В. Н. Мясищев [6], С. Л. Рубинштейн и др.].
Процесс становления оценочного отношения к музыке начинается с раннего возраста и проходит различные этапы развития. У детей младшего дошкольного возраста оценки музыки в большей степени интуитивны и эмоциональны. Старшие дошкольники способны сознательно подходить к оценке своих музыкальных впечатлений, предпочтений, переживаний; адекватно выражать их на доступном уровне. Осознанное положительное оценочное отношение к музыкальной классике в старшем дошкольном возрасте формируется как предпосылка развития музыкально-эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, оценок, мышления, воображения, памяти).
Оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к музыке представляет собой формируемое личностное качество, которое основано на проявлении эмоциональной отзывчивости на музыку и единстве эмоционально-интеллектуальных оценочных процессов при активном «присвоении» лучших образцов музыкального искусства. Данное отношение выражается в желании детей слушать классическую музыку, высказывать в различной степени аргументированные суждения о ней и оценивать её в адекватных творческих действиях.
Содержанием оценочного отношения является ценностное отношение к музыке, которое, развиваясь в старшем дошкольном возрасте как проявление музыкально-эстетического сознания, не только выступает предпосылкой становления основ музыкальной культуры человека, но влияет на формирование ценностных приоритетов личности.
Из всего выше сказанного можно прийти к выводу, что оценочное отношение формируется на основе представлений об идеале. Дошкольник с помощью познания и оценки музыки, может применять особый вид ценностно-ориентационной деятельности, включающий в себя приобщение к художественным ценностям, их переживание, осмысление и формирование личностной отношенческой позиции. Оценочное отношение к прекрасному у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью оценочного отношения к музыке. Оценивая музыку, ребенок воспитывает в себе важные качества любви, добра и красоты.
Были определены критерии оценочного отношения к музыке детей старшего дошкольного возраста, которыми являются: эмоциональная отзывчивость на музыку, желание слушать произведения музыкальной классики, степень аргументированности суждений о музыке на основе активного использования музыкально-эстетических знаний, наличие творческих оценочных действий и их адекватность эмоционально-образному содержанию музыки.
Проведя исследования в подготовительных к школе группах, мы пришли к выводу, что дети не владели опытом восприятия высокохудожественных образцов музыкальной культуры, не имели необходимого запаса знаний о музыке и не могли выразить отношение к ней.
На основе этого были выявлены методы, которые, на наш взгляд, будут способствовать активному развитию оценочного отношения к музыке у дошкольников, а именно: метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений, метод уподоблений характеру звучания музыки, метод эстетического обобщения, метод интерпретации, метод проблемных вопросов, игровые методы, прием констатации-описания, метод цветового уподобления характеру музыки.
О. П. Радынова в своей работе «Музыкальное развитие ребёнка» говорит, что успешность музыкального развития ребёнка зависит в основном от содержания музыкального воспитания; от расширения представлений детей о музыке разных времён и стилей, о шедеврах музыкального искусства, а также от методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности [10].
Подводя итоги, мы можем сказать, что формирование устойчивого ценностного отношения предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» детьми лучших образцов музыкальной культуры, представляющий собой насыщение детской жизнедеятельности музыкальными впечатлениями, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия музыкальной классики.
Современная жизнь протекает под знаком глобальных перемен в обществе и общественном сознании, которые в первую очередь касаются изменений системы ценностей общества в целом и конкретных людей в частности. От того какие ценности будут выбраны подрастающим поколением зависит выбор пути развития не только каждого человека, но и будущее всего общества.
В настоящее время признано, что ценности представляют собой ядро личности, которое обуславливает жизнедеятельность человека в целом. Ценность не существует само по себе, она проявляется как элемент деятельности социокультурной группы. Отдельные ценности определяют систему ценностных ориентаций человека, которые оказывают влияние на выбор нравственных и эстетических ориентиров. Система ценностей — это устойчивые доминанты сознания и поведения, которые определяются ценностями личности.
Одним из средств формирования системы ценностей подрастающего поколения выступает музыка. Ценность музыкального искусства неоспорима. Об удивительных свойствах музыки говорили многие прогрессивные педагоги: Д. Б. Кабалевский, М. Басов, Н. Ветлугина, А. Кенеман. Они считали, что необходимо всех детей учить музыке, независимо от их природных музыкальных способностей.
Музыкальное образование закладывает основы музыкальной культуры дошкольников, что в свою очередь является неотъемлемой частью духовной культуры общества. Умение общаться с музыкой дает возможность дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации и самообразования.
Формирование системы ценностей дошкольников на занятиях музыки происходит наиболее эффективно посредство использования видов музыкальной деятельности: исполнение, слушание, размышление, импровизация.
Литература:
- Абдурахманов, Р. А. Возрастная психология. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте / Р. А. Абдурахманов. — М.: Современный гуманитарный университет, 1999. — 69 с.
- Ветлугина, Н. А., Дзержинская Н. Л., Комиссарова Л. И. Модель эстетического отношения ребёнка к музыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы (Сборник тезисов 6-й научн. конф.) М., 1982. — с. 15–19.
- Комарова, Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
- Кухта, Т. В. Методика формирования оценочного отношения к музыкальной классике у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Кухта // Педагогика искусства (электронный журнал). — 2011. — № 3. — С. 1–2.
- Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под редакцией А. А. Бодалева / В. Н. Мясищев. — Москва — Воронеж, 1995. — 356 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь / С. И. Ожегов. — М.: Издательство «Оникс-ЛИТ, Мир и Образование», 2012. — 1376 с.
- Палей, Е. В. Ценностное отношение как система / Вестник Гуманитарного факультета ИГХТУ — Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2007. — № 2.
- Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 т. М.: Владос, 1997. — 608 с.
- Радынова, О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Владос, 1998. — 223 с.
- Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.