Эффективность деятельности и коммерческая успешность коммерческих организации напрямую связана с реализацией профессионального потенциала руководителя и уровнем развития его управленческих компетенций.
Нами проводилось эмпирическое исследование на тему «Личностные особенности руководителей коммерческих организаций с разным уровнем развития коммуникативных способностей»
В качестве основной гипотезы выдвигается предположение о том, что руководители коммерческих организаций с разным уровнем коммуникативных способностей различаются по выраженности экстраверсии, привязанности, контролирования, эмоциональности и экспрессивности (игривости).
Данное эмпирическое исследование состояло из трех этапов:
На первом этапе решалась задача подбора и отбора участников исследования.
Выборка: Всего в исследовании приняло участие 40 руководителей коммерческих организаций, из них 18 мужчин и 22 женщины в возрасте от 27 до 61 года (средний возраст 41,8 лет). Средний стаж руководителей 15,3 лет (от 2х лет до 40 лет). Респонденты имеют среднее, средне-специальное, высшее образование или несколько высших, ученую степень. Исследование реализовывалось на базе коммерческих организаций г. Москвы и Московской области.
Сферы деятельности руководителей коммерческих организаций: продажа оборудования, оказание услуг, строительные, оптово-розничные продажи, сдача в аренду недвижимости.
Исследование проводилось в течение 4 месяцев.
На втором этапе производился выбор методических и диагностических средств исследования согласно эмпирической гипотезе и задачам исследования.
В качестве основного нами был выбран следующий диагностический инструментарий:
- Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста);
- Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1).
Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста) представляет собой текстовый набор 75-и противоположных по значению стимульных высказываний, характеризующих поведение человека в типичных жизненных ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются его личностные черты. Стимульный материал разделен пятиступенчатой оценочной шкалой Лайкерта, которая позволяет измерять степень выраженности каждого признака. Всего в опроснике 150 фраз, оценки которых группируются в 25 биполярных первичных фактора, состоящих из 6 утверждений каждый, сгруппированных, в свою очередь, в 5 обобщенных факторов.
Согласно инструкции, респондентам было необходимо прочесть парные высказывания и определить, какое из двух альтернативных высказываний им больше всего подходит (биполярная шкала от -2 до 2).
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1).
Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремления к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, умения влиять на людей, стремления проявлять инициативу и т. д.). Для проведения обследования необходимы: опросник, регистрационные бланки, ручки.
Согласно инструкции, респондентам предлагается 40 вопросов, на каждый из которых они должны ответить «да» или «нет». Продолжительность обследования 15–20 минут.
На третьем этапе производилась обработка и интерпретация полученных результатов в следующем порядке:
- Бланки методик обрабатывались согласно ключам, далее была сформирована электронная база данных, по которой представлена описательная статистика;
- Для сравнения групп респондентов по основным показателям эмпирического исследования по факторам пола и уровня коммуникативных способностей нами применялся непараметрический критерий сравнения двух независимых выборок U-Манна Уитни; Для выявления значимых взаимосвязей между основными показателями эмпирического исследования нами был проведен корреляционный анализ (по Спирману); Для рассмотрения факторной структуры соотношения коммуникативных, организаторских способностей и основных личностных особенностей нами был применен факторный анализ (метод главных компонент, вращение варимакс) (КОС + Большая пятерка);
- Кластерный анализ (методом К-средних) использовался для выделения групп респондентов с разным уровнем коммуникативных способностей (шкала коммуникативных склонностей по методике КОС).
Полученные биографические данные из анкеты и «сырые» данные по методикам заносились в базу данных и обрабатывались с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics, версия 21.0.
Краткий анализ результатов эмпирического исследования:
В исследовании приняли участие 40 человек, из них 18 мужчин (45 % от общей выборки) и 22 женщины (55 % от общей выборки), иными словами, выборку можно считать относительно уравненной по фактору пола.
Средний возраст участников эмпирического исследования составил 41,8 лет, минимальный возраст — 27 лет, максимальный — 61 год. Таким образом, в выборке представлены различные возрастные категории, наиболее представленной является категория 30–39 лет.
Средний трудовой стаж участников эмпирического исследования составил15,3 года, минимальный стаж в руководящей должности — 2 года, максимальный — 40 лет. Таким образом, в выборке представлены различные категории стажа руководителей, наиболее представленной является категория 5–15 лет, то есть руководители обладают достаточно продолжительным стажем профессиональной деятельности.
В выборке наиболее представленной является группа респондентов с высшим образованием (85 %), то есть она относительно гомогенна по фактору образования (другие группы малочисленны) и, в целом, соответствует генеральной совокупности руководителей коммерческих организаций (данные социологических опросов).
Средние показатели, полученные по пяти основным шкалам методики «Большая пятерка» указывают о том, что наиболее выраженными характерологическими признаками, которые могут быть определены у данной выборки с помощью основных факторов: (среднее значение: 52,7) являются высокие значения по фактору и определяют направленность на экстраверсию. Это свидетельствует о том, что руководители коммерческих организаций, в работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонности, предпочитают работать с людьми, способны быстро извлекать информацию из памяти, а также лучше выполнять трудные задания в ситуации дефицита времени.
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) показала, что средний показатель коэффициента коммуникативных склонностей 0,73, организаторских — 0,77, что говорит об относительно высоком уровне данных склонностей в представленной выборке (в среднем), объяснить это можно спецификой выборки: в исследовании участвовали руководители, для которых эти способности являются профессионально важными качествами.
Из выборки по основным показателям эмпирического исследования с применением непараметрического критерия сравнения двух независимых выборок U-Манна Уитни) следует, что мужчины и женщины значимо различаются по следующим показателям:
− привязанность — отделенность (вторичный фактор): мужчины (средний ранг=7,4) менее тяготеют к общению с другими людьми, чем женщины (средний ранг=13,1);
− уважение других — самоуважение (первичный компонент): у мужчин (средний ранг=7,3) более выражено самоуважение, чем у женщин (средний ранг=13);
− сензитивность — нечувствительность (первичный компонент): у мужчин (средний ранг=7,6) менее выражена снзитивность, чем у женщин (средний ранг=12,9);
− пластичность — ригидность (первичный компонент): мужчины (средний ранг=13,4) более пластичны, чем женщины (средний ранг=8,1).
Для проверки значимости взаимосвязи между основными переменными, полученными в эмпирическом исследовании, нами был проведен корреляционный анализ по Спирмену. Анализировались значимые корреляции (r), полученные при уровне значимости р ≤ 0,05 и р ≤ 0,01. О тесноте связи между переменными судили, основываясь на шкале Чеддока: r = 0,1–0,3 — связь слабая; r = 0,3–0,5 — связь умеренная; r = 0,5–0,7 — связь заметная; r = 0,7–0,9 — связь высокая; r = 0,9–0,99 — связь весьма высокая. Также оценивали направление связи — положительная или отрицательная. В результате корреляционного анализа была получена корреляционная матрица, содержащая большое количество значимых взаимосвязей.
Однако для целей нашего исследования наибольший интерес представляли значимые связи между переменными возраста, стажа, коммуникативных и организаторский способностей (полученных по методике «КОС») и личностных особенностей (полученных по методике «Большая пятерка»).
Чем выше возраст у руководителей коммерческих организаций, тем выше у них выражены: Привязанность (r=0,54, при p=0,02); Сотрудничество (r=0,47, при p=0,04); Доверчивость (r=0,46, при p=0,04); Уважение других (r=0,50, при p=0,03); Консерватизм (обратный любопытству, так как связь отрицательная) (r=-0,47, при p=0,04); Ригидность (обратная пластичности) (r=-0,53, при p=0,02);
Выявленные взаимосвязи можно считать возрастными характеристиками данной группы.
Чем выше стаж у руководителей коммерческих организаций, тем выше у них выражены: Привязанность (r=0,48, при p=0,03); Сотрудничество (r=0,50, при p=0,03); Уважение других (r=0,48, при p=0,03); Контролирование (r=0,52, при p=0,02); Предусмотрительность (r=0,45, при p=0,05); Ригидность (обратная пластичности) (r=-0,46, при p=0,04);
Следовательно, при накоплении профессионального опыта у руководителей коммерческих организаций происходит развитие данных личностных особенностей.
Чем выше коммуникативные способности у руководителей коммерческих организаций, тем выше у них выражены: Доминирование (r=0,63, при p=0,01); Общительность (r=0,74, при p=0,01); Настойчивость (r=0,45, при p=0,05); Ответственность (r=0,56, при p=0,02); Сдержанность (обратная эмоциональности) (r=-0,56, при p=0,05); Беззаботность (обратная тревожности) (r=-0,67, при p=0,01); Расслабленность (обратная напряженности) (r=-0,49, при p=0,03); Эмоциональная комфортность (обратная депрессивности) (r=-0,51, при p=0,01); Любопытство (r=0,49, при p=0,03); Пластичность (r=0,47, при p=0,04);
Чем выше организаторские способности у руководителей коммерческих организаций, тем выше у них выражены: Экстраверсия (r=0,59, при p=0,01); Общительность (r=0,48, при p=0,03); Беззаботность (обратная тревожности) (r=-0,49, при p=0,03); Любопытство (r=0,45, при p=0,05); Нечувствительность (обратная сензитивности) (r=-0,46, при p=0,04); Пластичность (r=0,50, при p=0,03);
Таким образом, коммуникативные и организаторские способности и личностные особенности руководителей коммерческих организаций тесно взаимосвязаны между собой.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что руководители коммерческих организаций должны обладать специфическими личностными качествами и достаточным уровнем профессиональной компетентности для своевременного и эффективного реагирования и разработки стратегий управления.
Литература:
- Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5-ти кн. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. — М.: РАГС, 2000. — 536 с. 85.
- Омарова К. А. Развитие частного и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста // ПСЭ. 2011. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-v-sfere-uslug-kak-faktor-ekonomicheskogo-rosta (дата обращения: 19.12.2018).
3. Психология управления: учебник / под ред. В. И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011. — 352 с.
- Развитие Я-концепции руководителя в управленческой деятельности: Учеб.-метод. пособие / Деркач А. А., Агапов В. С.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Моск. открытый соц. ун-т. — М., 2001. — 39 с.; 21 см.
- Синягин Ю. В. Психологические основы формирования руководителем управленческой команды: дис. д-ра психол. наук. -М., 1997. -464 с.
- Трусь А. А. Психология управления: Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по управленческим и психологическим специальностям. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 317 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.
- Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие, Курган: Курганский государственный университет, 2000. — 23 с.
- Чирковская Е. Г. Особенности проявления инновационной компетентности руководителя образовательного учреждения/ Акмеология. № 2, 2004. С. 29–33.