Ключевые слова: факультативный курс; профессиональная мотивация; теория графов; межпредметные связи.
На сегодняшний день перед педагогическим коллективом учреждений среднего профессионального образования стоит проблема формирования и развития мотивации обучающихся.
Нередко в учреждения СПО поступают студенты с недостаточно высоким уровнем обученности и мотивации учения. Однако в современных реалиях, с развитием технологий требования работодателей к выпускникам СПО только повышаются. В такой ситуации перед преподавателями стоит непростая задача — воспитать слабо мотивированных первокурсников в современных конкурентоспособных специалистов.
Ведущим мотивирующим фактором деятельности ссузов является учет профессиональной направленности обучения.
Профессиональная направленность студента формируется именно на базе мотивационной сферы человека и включает в себя систему мотивов личности, которые побуждают к выполнению профессиональных задач.
Отечественными и зарубежными авторами создана целая база исследований по решению вопроса формирования профессиональной мотивации. Однако взгляд исследователей на сущность мотивации неоднозначен.
Формирование мотивации у студентов основано на трёх педагогических законах Л. С. Выготского:
- «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [1, с. 215].
- «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желаний угодить и т. д. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» [1, с. 216].
- «Третий вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [1, с. 216–217].
Е. П. Ильин в своей работе «Мотив и мотивация» говорит, что ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом) и «познавательные». Однако, каждый курс характеризуется своим доминирующим мотивом. На первом курсе ведущий мотив — «профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и четвертом курсах — оба этих мотива с добавлением «прагматического». «Профессиональный» и «познавательный» мотивы оказывают большее влияние на успешность обучения. «Прагматические» мотивы в основном характерны для более слабых студентов [2, с.265].
Считается, что становление студента как специалиста происходит при изучении специальных дисциплин. В основном их изучение начинается со второго курса. Названному этапу предшествует период изучения общеобразовательных дисциплин, таких как физика, химия и математика. Это время профессиональной адаптации студента.
Почему же у значительной части студентов заинтересованность в деятельности по избранной профессии на первом курсе достаточно низкая? Анкетирование первокурсников выявило ряд причин:
- Смена учебного коллектива;
- Большой объем получаемой информации;
- Отсутствие навыков самостоятельной работы.
К выделенным причинам можно отнести недостаток навыков в самообразовании и саморазвитии.
Поэтому, чтобы сделать обучение на первом курсе более эффективным и для формирования профессиональной мотивации, мы предлагаем использование факультативных курсов, которые заранее подготовят студентов к изучению специальных дисциплин и покажут взаимосвязь между учебными предметами.
Факультативный курс «Элементы теории графов» ориентирован на студентов первого курса специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Данный факультативный курс призван создать фундаментальную базу знаний будущего специалиста по информационным системам и сформировать основу научного мировоззрения необходимого для профессионального развития.
Факультативный курс — это необязательный учебный курс, предмет, изучаемый по желанию студентов. Термин «факультативный» (от франц. facultatif и лат. facultas — возможность) означает возможный, предоставляемый на выбор. Из Педагогической энциклопедии известно, что в современной школе (колледже, вузе) факультативные курсы (темы) являются дополнением к основному объему общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и программами, а факультативные занятия организуются для расширения и углубления знаний обучающихся по отдельным курсам или вопросам в соответствии с их интересами.
Анализ ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) базовой подготовки показал, что раздел теория графов изучается на старших курсах в дисциплине ЕН.03. Теория вероятностей и математическая статистика. Однако на него отводится очень мало часов.
При разработке факультативного курса необходимо принять во внимание условия, влияющие на формирование профессиональной мотивации студентов:
- Ориентация на индивидуальные особенности обучающихся;
- Обеспечение межпредметных связей теории графов и общепрофессиональных дисциплин;
- Применение современных методов и технологий обучения.
Для того чтобы факультативные занятия были максимально эффективны необходимо использовать современные формы и методы обучения, применять такие образовательные технологии, как метод проектирования, информационно-коммуникационные технологии, технологию модерации, игровые технологии, проблемное обучение — все способы, которые способствуют развитию познавательного интереса студентов. Очень важно создавать на занятиях ситуацию успеха для каждого обучающегося. Чтобы каждый студент получил возможность поверить в себя, осознал свои способности, почувствовал желание учиться и развиваться. Результативность выполненного задания ведет как к удовлетворению студентов, так и к мотивированию их к дальнейшему плодотворному изучению материала.
На всем протяжении обучения студентов по специальности 09.02.04 Информационные технологии (по отраслям) прослеживается взаимосвязь математических дисциплин с общепрофессиональными. Осуществление межпредметных связей позволяет сформировать у студентов целостное представление о явлениях окружающей действительности и взаимосвязи между ними, делает знания более цельными. Поэтому так важно предлагать на факультативных занятиях профессионально-ориентированные задачи. Решая профессионально-ориентированные задачи, студенты не только изучают теорию графов, но и учатся применять полученные знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, что соответствует требованиям ФГОС СПО к математическому образованию в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным системам.
При разработке факультатива были выявлены следующие сложности: материал по теории графов не изучается в основном школьном курсе, то есть для студентов-первокурсников, пришедших в колледж, он является новым; единого пособия для его изучения нет, однако информации для ознакомления с проблемой нужно преподнести учащимся достаточно много.
Изучение материала факультативного курса «Элементы теории графов» начинается с исторических фактов теории графов и обоснования важности этого раздела математики для решения задач информатики, так как эта дисциплина является ключевой для студентов специальности 09.02.04. Затем излагаются основные понятия: граф, степени вершин графа, лемма о рукопожатиях, операции над графами. После изучения общих для всех графов закономерностей переходим на изучение следующих тем: деревья, двудольные графы, эйлеровы графы, гамильтоновы графы, ориентированные графы.
Закрепление теоретического материала проводится в виде тестирования, в том числе итогового, позволяющего оценить знания, полученные в результате изучения курса в целом.
Каждое лекционное занятие на факультативе начинается с описания области применения данной темы в профессиональной деятельности будущих специалистов по информационным системам и установления связи изучаемого материала с дисциплинами из общепрофессионального цикла. Профессионально-ориентированные задачи вводятся и на лекционные занятия, однако стоит отметить, что такие задачи являются задачами повышенной сложности, поэтому применение их на каждой лекции не представляется возможным из-за ограниченности во времени на изложение теоретического материала и недостаточной подготовленности студентов для решения такого рода задач.
В качестве профессионально-ориентированной задачи можно предложить следующую: необходимо провести с помощью оптоволоконного кабеля интернет в жилом квартале, соединяющий все дома. Схема соединения изображена на рисунке 1, где домам соответствуют вершины графа и указаны длины дорог между ними. Каким образом провести оптоволоконный кабель, чтобы общая длина была минимальной?
Рис. 1
Еще одной формой проведения занятий на факультативе является деловая игра. Учебной деловой игрой исследователь В. А. Трайнев называет имитацию профессиональной деятельности, целенаправленно сконструированную модель какого- либо реального процесса, направленную на формирование и закрепление профессиональных навыков и умений [3, с. 303].
Также на факультативных занятиях уделяется внимание проектной деятельности студентов. Предлагаем поделить студентов на микро-группы, каждой из которой необходимо выполнить проектное задание и представить его на защиту. В тематике проектов может быть отражена интеграция теории графов и общепрофессиональных дисциплин. Целью таких проектов является усиление профессиональной направленности обучения, формирование профессиональной мотивации, дифференцирование процесса обучения. Например, можно предложить тему «Гамильтоновы графы и их приложение». Также проекты могут предусматривать составление компьютерных программ, реализующих алгоритмы теории графов, например: «Разработка программы построения минимального остовного дерева». Выполнение таких проектов предусматривает не только формирование профессиональной мотивации, но и развитие у студентов общих компетенций и абстрактного мышления.
Таким образом, можно сделать вывод, что включение в процесс обучения студентов СПО факультативных курсов способствует развитию активной самостоятельной личности, умеющей свободно ориентироваться в окружающем ее информационном пространстве и применять современные информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 2005.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
- Трайнев, В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ В. А. Трайнев. — М.: ВЛАДОС, 2005.