В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.
Ключевые слова: финансовая стратегия, планирование, модель, развитие, показатели финансовой устойчивости, конкурентоспособность, риски, выбор, финансовые решения, стоимость бизнеса.
Общие положения
Для многих хозяйствующих субъектов существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в перспективах своей деятельности, оценки финансового состояния. Финансовая стратегия предприятия оказывает помощь в решении данных вопросов.
Финансовая стратегия — это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами и финансовыми ресурсами [1]. Таким образом, финансовая стратегия охватывает вопросы, которые касаются не только теории, но и практики формирования финансов, их обеспечения и планирования, а также решает задачу, направленную на закрепление финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта в современных рыночных условиях.
Главной целью разработки финансовой стратегии является обеспечение предприятия необходимыми финансовым ресурсам. Предприятия, которые уделяют достаточное внимание финансовому планированию и прогнозированию, получают дополнительные преимущества перед конкурентами и оказываются более устойчивым. Вопросы разработки финансовой стратегии важны как для крупных и малых предприятий, так и для государственных учреждений и некоммерческих организаций.
Для того чтобы предприятие имело возможность успешно функционировать в современных рыночных условиях, руководству необходимо разрабатывать целостную концепцию развития своего предприятия и определять его будущую желаемую позицию на рынке. Иными словами, разработка генеральной стратегии развития становится базой для успешного будущего компании. Генеральная стратегия определяет направление развития предприятия на достаточно большой, но в то же время прогнозируемый период времени. В зависимости от ситуации на рынке генеральная стратегия развития компании может варьироваться от трех до пяти лет, однако в условиях рыночной нестабильности может быть сокращена до одного года [4]. Главная задача генеральной стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из текущего состояния в желаемое.
Финансовая стратегия не возникает сама по себе, она вытекает из генеральной стратегии компании. Разработка финансовой стратегии является ключевым моментом в стратегическом планировании на предприятии. Финансовая стратегия становится базой для формирования финансовой политики организации, которая в свою очередь определяет основные направления налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и дивидендной политик. Период, на который разрабатывается финансовая стратегия, не должен превышать периода действия генеральной стратегии компании [2].
Таким образом, финансовая стратегия является частью генеральной стратеги экономического развития предприятия и должна быть согласована с её основным направлениями. Она резюмирует поставленные перед приятием цели и определяет, каким образом предприятие намерено планировать свои финансовые ресурсы, для того чтобы их достичь [5].
Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия
Для разработки финансовой стратегии предприятия (бизнеса) применяются апробированные принципы новой управленческой парадигмы — системы стратегического управления [7]. Основные принципы, обеспечивающие подготовку и принятие стратегических финансовых решений в процессе разработки финансовой стратегии предприятия, следующие:
– предприятие считается открытой социально-экономической сис- темой, способной к самоорганизации;
– учет базовых стратегий операционной деятельности организации;
– преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления финансовой деятельностью;
– обеспечение гибкости финансовой стратегии;
– обеспечение альтернативности стратегического финансового выбора;
– обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса и финансовой деятельности;
– учет уровня финансового риска в процессе принятия стратегических финансовых решений;
– ориентация на профессиональный аппарат финансовых менеджеров в процессе реализации финансовой стратегии [8].
Показатели финансовой устойчивости ввопросе разработки финансовой стратегии предприятия
Перед принятием важного управленческого решения, в том числе и разработки финансовой стратегии предприятия необходимо провести анализ деятельности предприятия. Одними из наиболее важных показателей являются показатели финансовой устойчивости предприятия.
Анализ финансовой устойчивости предприятии поможет руководителю выявить основные проблемы и опираясь на их решение построить стратегию дальнейшего развития, путем реализации финансовой стратегии предприятия.
Основная задача анализа финансовой устойчивости — это оценка степени независимости от заемных источников финансирования. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении.
Проведем расчет показателей финансовой устойчивости на примере ООО «Табаско», которое осуществляет свою деятельность на территории Калининградской области с 2006 года. Компания оказывает услуги общественного питания.
Для оценки финансовой устойчивости необходимо провести расчет показателей, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Показатели финансовой устойчивости
Показатели |
Способ расчета |
Нормальное ограничение |
Пояснения |
1.Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага) |
|
Нормальное значение не выше 1,5. |
Показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств |
2.Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования |
|
Нижняя граница 0;1; оптимальное значение>0,5. |
Показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников |
3.Коэффициент финансовой независимости (автономии) |
|
Нормативное Значение — > 0,4–0,6. |
Показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования |
4.Коэффициент финансирования |
|
Нижняя граница 0,7; оптимальное значение 1,5 |
Показывает, какая часть деятельности финансируется -за счет собственных, а какая — за счет заемных средств |
5.Коэффициент финансовой устойчивости |
|
Нормативное значение — > 0,6. |
Показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников |
Значение приведенных показателей в ООО «Табаско» за 2015–2016 гг. представлены ниже в таблице 2.
Таблица 2
Анализ показателей финансовой устойчивости ООО «Табаско» за 2015–2016гг.
Показатели |
2015г. |
2016г. |
Абсолютное отклонение,+/- |
Коэффициент капитализации |
0,62 |
0,61 |
-0,01 |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования |
1.67 |
1,69 |
+0,02 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,61 |
0,62 |
+0,01 |
Коэффициент финансирования |
1,61 |
1,63 |
+0,02 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
0,64 |
0,63 |
-0,01 |
По данным таблицы 2 коэффициент капитализации показывает о достаточной финансовой устойчивости организации, т. к. этот коэффициент не выше допустимой нормы. На эту величину влияют: стабильный спрос на реализованную продукцию, налаженные каналы снабжения и сбыта, низкий уровень постоянных затрат, высокая оборачиваемость.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что ООО «Табаско» финансово устойчиво, но, тем не менее, руководству следует постоянно поддерживать сложившуюся ситуацию, т. к. на рынке услуг общественного питания Калининградской области существует множество конкурентов. Для этого необходимо разрабатывать финансовую стратегию предприятия, которая включать в себя определенные этапы.
Этапы разработки финансовой стратегии предприятия
В структуре разработки финансовой стратегии выделяются три важных этапа. Первоначально необходимо оценить текущее финансовое положение предприятия. Качество финансового анализа деятельности предприятия будет иметь здесь первостепенное значение, при этом очень важна достоверность данных, используемых для анализа, а также компетентность сотрудников, проводящих анализ. На этом этапе необходимо выяснить, какие у организации могут возникнуть риски, какие имеются возможности для улучшения состояния дел, спрогнозировать внешнюю финансово-экономическую среду.
На втором этапе нужно определить, какие показатели организация хотела бы иметь. Даже если генеральная стратегия нигде не фиксируется, от собственников бизнеса всегда есть некая установка относительно доли рынка, либо по уровню рентабельности или географическому расположению бизнеса. На этом этапе разрабатываются целевые показатели, рассчитывается прогнозная выручка, определяется объем товара, которые необходимо реализовать, для того чтобы достичь запланированных показателей [5].
В третьем этапе заключена вся суть финансовой стратегии, т. к. он включает в себя все те действия, которые будут ежегодно предприниматься, для того чтобы обеспечить финансирование стратегических целей предприятия и таким образом достичь финансовых целей, зафиксированных на втором этапе.
Обычно рассматриваются несколько альтернативных стратегий, для каждой из которых рассчитывают прогнозные бюджеты доходов и расходов, составляют прогнозы движения денежных средств, на основании которых можно судить о том, достаточно ли у компании финансовых ресурсов для достижения поставленных целей. В случае если собственных ресурсов недостаточно, определяется какие ресурсы можно привлечь, для того чтобы ликвидировать возможные разрывы. Предложенные стратегии всесторонне оцениваются, и отбирается несколько, которые наиболее полно отвечают поставленным целям. Они представляются на рассмотрение и окончательный выбор относительно модели развития бизнеса делают уже собственники компании [6].
Методологические подходы разработки финансовой стратегии предприятия: преимущества инедостатки
В современных условиях многие ученые и специалисты в области финансового менеджмента осознают важность проблемы разработки финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, с целью перспективного управления его деятельностью на основе научной методологии.
Финансовая стратегия — это модель возможной финансовой ситуации предприятия, которая отражает изменчивость конъюнктуры и тенденций развития финансовых рынков и рынков реальных товаров, инновационность финансовых инструментов, зависимость финансового положения предприятия от направлений движения не только макроэкономических, но и социально-политических процессов. Финансовая стратегия должна быть направлена на предвидение характера будущих изменений, основываться на научных принципах и методах [3].
Существует несколько отечественных методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия:
– подход, ориентирующийся на новую управленческую парадигму;
– подход, основанный на классификации финансовых решений;
– подход, в основе которого лежит рейтинговая оценка финансовых стратегий [3].
В таблице 3 представлен анализ подходов: указаны авторы подхода, суть подхода, оценочные финансовые показатели, методы и предложенные стратегии, а также преимущества и недостатки.
Таблица 3
Анализ методологических подходов кразработке финансовой стратегии предприятия
Критерий оценки |
Подход, ориентирующийся на новую управленческую парадигму |
Подход, основанный на классификации финансовых решений |
Подход, воснове которого лежит рейтинговая оценка финансовых стратегий |
Автор |
А. И. Бланк |
М. Сорокин |
М. Л. Дорофеев |
Суть подхода |
В основе лежат принципы системы управления, элементы которой обеспечивают подготовку и принятие управленческих решений |
В основе лежит систематизация финансовых показателей, т. к. низкая платежеспособность обусловлена отсутствием адекватных показателей |
В основе лежит объединение финансовых и нефинансовых показателей, состав которых должен быть определен экспертами |
Оценочные финансовые показатели |
Чистый денежный поток, рентабельность собственного капитала, уровень финансового риска |
Эффективность инвестиций, показатели финансовой устойчивости |
Определяются экспертным путем, в зависимости от специфики хозяйствующего субъекта |
Методы, используемые в подходе |
SWOT-анализ, PEST-анализ, матричное моделирование, методы линейного программирования, экспертные оценки |
Построение дерева решений, методы оптимизации, методы финансового анализа, матричное моделирование |
Метод экспертных оценок, матричное моделирование, методы финансового анализа |
Предложенные стратегии |
Стратегия финансовой поддержки, антикризисная финансовая стратегия, стратегия финансового обеспечения |
Инвестиционные решения, стратегия финансовых решений, решения о финансировании |
Стратегия инвестирования, стратегия создания избытка оборотных средств, стратегия заимствования средств |
Преимущества |
Системность, целостность, научность, наличие параметров оценки эффективности финансовой стратегии |
Дифференциация финансовых стратегий в комплексе с аналитическими решениями |
Высокое качество аналитической информации, учет специфики предприятия |
Недостатки |
Узкость спектра финансовых решений, отсутствие учета стадии жизненного цикла предприятия |
Отсутствие подробного алгоритма реализации данного подхода |
Наличие экспертных оценок, которые носят определенных субъективный характер |
В заключение хотелось бы отметить, что успех в реализации разработанной финансовой стратегии будет зависеть от того, насколько данная стратегия согласованна с внешней средой и насколько реалистично были оценены конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта.
Литература:
- Барабанова И. Ю. Цели и задачи разработки финансовой стратегии на предприятии // Вестник университета. — 2012. — № 3. — С. 40–44.
- Бланк А. И. Финансовая стратегия предприятия. — Киев: Ника-центр, 2016. — 197 с.
- Воробьев А. В. Отечественные методологические подходы к разработке финансовой стратегии предприятия (генезис и анализ) // Финансы и кредит. — 2011. — № 16 (448). — С. 20–27.
- Гатина Л. И. Стратегическое планирование развития предприятия: учебно-методическое пособие. — Казань: КНИТУ, 2012. — 345 с.
- Гридневская Т. А. К вопросу о разработке финансовой стратегии на предприятии // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: Международн. науч.-практ. конф. (Казань, 08 июня 2017 г.). — Казань: ООО «Омега САЙНС», 2017. — С. 59–61.
- Зайков В. П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В. П. Зайков, Е. Д. Селезнева, А. В. Харсеева. — М.: Вузовская книга, 2016. — 517 c.
- Осипов С. Л. Долгосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие / С. Л. Осипов, Н. Н. Симоненко, Р. В. Павлов. — Хабаровск: ДВАГС, 2010. — С. 124.
- Симоненко В. Н. Принципы разработки финансовой стратегии предприятия (бизнеса) / В. Н. Симоненко, В. А. Гончарова // Актуальные вопросы развития современного общества: V Международн. науч.-прак. конф. (Курск, 18 апреля 2015 г.). — Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. — С. 159–162.