Обеспечение законности в сфере здравоохранения в Республике Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 03.02.2019

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Ермолаева, А. Д. Обеспечение законности в сфере здравоохранения в Республике Крым / А. Д. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56223/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. [2] Можно уверено сказать, что повышение качества и доступности медицинской помощи — приоритетное направление государственной политики в сфере здравоохранения.

Основной законодательной базой, регулирующей отношения в сфере охраны здоровья граждан, является Конституция Российской Федерации, в которой закреплены конституционные права граждан России на жизнь и здоровье (ст. 41), определены основные задачи государства по охране здоровья людей, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Поскольку в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, положения Конституции конкретизированы в федеральных и региональных законах [1].

Согласно ч. 3 ст. 4 Конституции Республики Крым, в Республике Крым охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Республике Крым медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [3]. В настоящий момент действует Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2017 года № 715, в рамках которой бесплатно предоставляются:

– первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная. первичная врачебная и первичная специализированная;

– специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

– скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

– паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями [6].

Также, в Республике Крым принят Закон Республики Крым от 29.12.2016 N 341-ЗРК/2016 «О здравоохранении в Республике Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 22.12.2016). Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Республике Крым [4].

Соответственно, для обеспечения действия принципа законности в сфере здравоохранения, в частности в сфере предоставления бесплатной медицинской помощи, необходимы специальные механизмы контроля за органами, предоставляющими данные виды помощи. В ч. 1 ст. 87 Федерального закона № 323-ФЗ определено, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

1) государственный контроль;

2) ведомственный контроль;

3) внутренний контроль. [2]

В Республике Крым, органами, которые правомочны осуществлять контроль в сфере здравоохранения выступают:

Министерство здравоохранения Республики Крым, которое согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 149, является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым (далее — в сфере охраны здоровья), контролю в сфере охраны здоровья, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья и управлению государственным имуществом, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым [5]. Министерство здравоохранения Республики Крым проводит ведомственный контроль, на основании ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 323-ФЗ, за учреждениями и предприятиями, которые находятся в его ведении [2].

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу Федерального значения Севастополю, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории Республики Крым и города Севастополя, и осуществляет следующую деятельность:

– государственный контроль качества оказания медицинской помощи населению;

– лицензирование медицинской деятельности;

– мониторинг безопасности медицинских изделий;

– контроль за проведением исследований лекарственных препаратов;

– контроль качества лекарственных средств;

– лицензирование фармацевтической деятельности;

– лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прокурсоров;

– мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

– контроль за реализацией льготного лекарственного обеспечения [8].

Кроме того, можно выделить Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым, который является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Крым и основными задачами которого являются:

– Обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

– Обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

– Создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.

– Обеспечение государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика [7].

Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Республики Крым, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Республики Крым

В ч. 2 ст. 88 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

1) проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;

2) осуществления лицензирования медицинской деятельности;

3) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

4) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

5) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

6) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

7) проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями, указанными в части 1 статьи 89 и в статье 90 настоящего Федерального закона. [2]

Таким образом, можно сделать вывод, что в Республике Крым на данный момент существует полноценная система органов, осуществляющих государственный контроль за законностью в сфере здравоохранения, которая соответствует требованиям федерального законодательства, и согласно разработанным положениям осуществляет деятельность, в том числе по контролю за учреждениями здравоохранения Республики Крым, которые оказывают медицинскую помощь, а также иную деятельность в сфере здравоохранения, направленную на охрану здоровья граждан.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  3. «Конституция Республики Крым» (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г.);
  4. Закон Республики Крым от 29.12.2016 N 341-ЗРК/2016 «О здравоохранении в Республике Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 22.12.2016);
  5. «Положение о Министерстве здравоохранения Республики Крым», (утверждено постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 149);
  6. Постановление Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2017 года № 715 «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»;
  7. Постановление Совета министров Республики Крым от 21 апреля 2014 года № 69 «Об утверждении Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Крым»;
  8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 4879 от 10 июля 2014 года «О создании Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю».
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, сфера здравоохранения, медицинская деятельность, проведение проверок соблюдения, Республика, Российская Федерация, территория Республики, бесплатное оказание.


Похожие статьи

Содействие занятости населения в Республике Башкортостан

Обеспечение управления качеством образования в педагогическом вузе

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан

Государственная политика в сфере культуры в Вологодской области

Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры в Российской Федерации и Республике Казахстан в обеспечении законности

Некоторые актуальные вопросы прокурорского надзора в сфере труда

Энергосбережение как фактор устойчивого развития Республики Мордовия

Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан

Актуальные проблемы реализации права на судебную защиту в Российской Федерации

Похожие статьи

Содействие занятости населения в Республике Башкортостан

Обеспечение управления качеством образования в педагогическом вузе

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан

Государственная политика в сфере культуры в Вологодской области

Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры в Российской Федерации и Республике Казахстан в обеспечении законности

Некоторые актуальные вопросы прокурорского надзора в сфере труда

Энергосбережение как фактор устойчивого развития Республики Мордовия

Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан

Актуальные проблемы реализации права на судебную защиту в Российской Федерации

Задать вопрос