Использование различных форм деятельности на уроках английского языка в начальных классах
Павленко Оксана Олеговна, учитель английского языка
МБОУ «Кустовская СОШ»
Никулина Валентина Васильевна, учитель английского языка
МБОУ «Кустовская СОШ»
Английский язык – это именно тот предмет, который ставит перед собой цель обучения коммуникативному общению. [1, с.47], трудно представить его значение в ином смысле. Изучение английского языка сегодня расценивается не только как совместная работа с учителем но и как самостоятельная работа каждого из обучающихся, когда общение на английском языке происходит другим образом. взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом, под которым понимается, прежде всего, их совместная Стоит ли сегодня обучать английскому языку с ранних лет? Существует формы уроков, которые некоторым образом влияют на обучение младших школьников:
- развитие памяти, мышления;
- развитие речевой деятельности школьников;
- развитие базовой опоры для изучения английского языка в старших классах
Учащиеся с начальных классов очень активны и любознательны. Им необходимы новые впечатления. Основная цель каждого учителя – достичь успеха в обучении каждого из школьников. Учитель-предметник достигнет лишь в том случае, если он сможет пробудить интерес у младшего школьника. Что же нравится ребёнку? Существуют различные формы проведения уроков английского языка. Ведущей деятельностью среди учащихся начальных классов является игра. [2, с. 93]. Как известно все дети очень любят играть в детстве. Игры в таком возрасте могут быть разнообразными. На уроках иностранного языка можно использовать следующие виды игр:
1) Ролевая игра «My family»
2) «Кошки – мышки»
3) «Съедобное-несъедобное»
4) «10 медвежат»
5) «Кто в доме хозяин?»
Для младших школьников в таком возрасте необходимы подвижные игры (зарядка, игра в животных, «кошки-мышки», игры на внимание), стихи и песни, сопровождаемые движениями, игры-соревнования, игры с мячом. Так как учащиеся младших классов склонны к рассеянному вниманию, утомляемости, гиперактивности, то в своей работе часто используются различные стихи, песенки, рифмовки, загадки, скороговорки. Необходимо, чтобы на уроках младших школьников окружал привычный мир игрушек – набор животных, мебели, кухонной игрушечной посуды, одежды. Таким образом, с помощью этих приёмов легко отрабатывать лексический и грамматический материал. Учащиеся во время урока зачастую проявляют мало интереса к знаниям. Учителю необходимо постоянно поддерживать интерес учеников, используя различные приёмы и методы. Дети играют в больницу, кукольный театр, пробуют себя в качества продавца, учителя, артиста, режиссёра-постановщика, журналиста. Это им очень нравится и доставляет массу удовольствий. Учащимся очень нравится делать проекты совместно с учителем. Так, например, работая над проектом «Животные моего села» учащиеся приносили фотографии своих любимых питомцев, составляли небольшие рассказы о них, писали анкеты о животных, делали альбомы.
Исходя из этого английский язык служит «средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности» [3, с. 192]. Во время обучения учащихся младших школьников английскому языку согласно требованиям школьной программы не предусматривается значительное приобретение учениками знаний об окружающей действительности, как это происходит при изучении других предметов (например, природоведение, окружающий мир). Данное представление при обучении английскому языку является разумным и актуальным. Учитель-предметник должен уметь продумать каждый этап урока так, чтобы все они были взаимосвязаны между собой и имели чёткую цель урока. Как известно, основой обучения иностранному языку является коммуникативное общение. На первой ступени обучения перед ребятами стоят простые коммуникативные задачи в сфере общения между собой в пределах игровой, учебно- трудовой, семейно – бытовой сфер общения. Следуя сказанному, ученики в конце года могут поздороваться, поприветствовать, представиться, поздравить с днем рождения, обратиться с просьбой, вопросом, ответить на благодарность, сообщить собеседнику некоторые сведения о себе, описать свою внешность, ответить на вопросы, сам задать их. Например, при отработке лексики: «Части тела», «Дикие и домашние животные», «Моя семья», «Родной город и село», «Трапезы в России и Великобритании» и др. В ходе занятий у детей развиваются творческие и интеллектуальные качества. Также на внеурочной деятельности ребята активно проявляют себя в качестве актёров, героев мультфильмов и сказок. Элемент сказки в начальных классах в процессе обучения английскому языку в начальных классах так же может использоваться как отдельный эпизодический прием, а также как тематический урок.
Считается, что именно сказка раскрывает огромный потенциал среди обучающихся. Если в тексте встречаются какие-то новые слова, то со временем они откладываются в памяти у каждого ребёнка, в дальнейшем он может употреблять их в своей речи. Учащиеся учатся запоминать рифмовки, реплики героев, могут создавать иллюстрации к фрагментам и объяснять их, что тоже является неотъемлемой частью для усвоения английского языка. Инсценировка сказок оказывает непосредственное влияние на формирование коммуникативных навыков, а также является одной из форм повышения интереса к изучаемому предмету. [4, с.36]. Так УМК Кузовлева В.П. по английскому языку во 2-4 классах предусматривает наличие таких форм уроков, например в разделах «Reading», «Speaking».
Сказка как форма урока является эффективным средством обучения учащихся к иноязычной культуре и в целом оказывает положительное эмоциональное воздействие на школьника. Детям очень нравится сравнивать героев русских и зарубежных сказок (их характер, внешность, значимость). Можно также на уроках использовать сказки и других народов. На уроках можно использовать сказки разных народов мира. Каждый фрагмент сказки обогащаясь новой деталью, почти дословно повторяет предыдущий, что помогает узнать неизвестные слова и отсюда образуется познавательный навык. Это достаточно облегчает процесс овладения навыком чтения на английском языке. В итоге при обучении чтению развивается интеллект учащихся, развивается познавательный интерес, ученик желает изучать английский язык. Использование сказок на уроках английского языка знакомит учащихся с культурой, традициями, обычаями не только русских сказок, но и зарубежных. У учащихся начальных классов снижается тревожность, они совместно с героями сказок переживают развития событий, радуются за то что всё хорошо, и огорчаются за то, что заканчивается всё плохо.
Также для выявления одарённых учеников необходимо использовать и другую деятельность, развивающую и выявляющую их творческие способности – проектно-исследовательскую. В каждом ученике живёт исследователь, стремящийся познать что-то новое для себя. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности, которая порождает исследовательскую деятельность обучающихся. Проектно-исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика, в которой оба пытаются найти решения на поставленные задачи. [5, c.151-157]. В ходе этой работы формируется собственное мышление, иное видение. Проектно-исследовательская деятельность развивает у младшего школьника определённые навыки, ориентирует его на проектирование своей или совместной деятельности. Тем не менее исследование, проведённое учеником, не является истиной, он лишь пытается доказать и проследить его на практике. Учитель является помощником в деятельности своего ученика. В зависимости от объекта исследования ученические работы по английскому языку можно разделить на следующие виды:
1. Работы, в которых проводится сравнительный анализ художественных произведений с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: исследовательская работа «Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» и английская сказка « Том – мальчик с пальчик».
2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения прошлого и настоящего двух культур.
3. Работы, приучающие учащихся, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни двух культур.
6.Работы, где объектом сравнения являются разные сферы жизни и деятельности подростков. Например: «Легко ли быть сегодня молодым в России и Англии?»
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с проблемой исследования, применить имеющиеся умения анализировать информацию.
Литература:
- Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 10, с. 47
- Данилова Г.В. Английский язык 5-9классы. Обучающие игры / авт.-сост. Г.В.Данилова – Волгоград: Учитель, 2008. – 93с.: ил.
- Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Спб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
- Лобачева Н.П. Игры и сказки для работы над темами “What Do You Look Like?” и “What Are You Like?” // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1, с. 36
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157