В современное время сохраняется традиция организации краеведческо-туристической деятельности воспитанников в дошкольном учреждении, поскольку такая работа является действенный способом всестороннего изучения культурно-природного наследия своей малой родины.
Особая роль воспитателя по организации краеведческой и туристической деятельности детей предназначена для развития психологической готовности к вступлению в социум, профориентации личности и подготовки воспитанников к последующей активной трудовой деятельности. Особое место в организации туристско-краеведческой деятельности дошкольников отводится укреплению знаний, воспитанию у них трудовых навыков, дисциплины и морально-волевых качеств.
Формирование интереса дошкольников к будущей профессиональной деятельности происходит средствами туризма, краеведения и спорта, позволяет им включиться в разнообразные социальные ситуации, в которых они выступают в качестве субъекта социальных отношений, поэтому профессиональную ориентацию воспитанников необходимо целенаправленно осуществлять со старшего дошкольного возраста, так как этот возраст, по мнению ряда ученых (В. Ф. Витиньш, А. К. Макарова,
В. Ф. Сахаров и др.), является более сензитивным периодом восприятия необходимого материала.
Краеведение — это изучение географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т. д.). Особую роль играет деятельность воспитателей, которая в период становления туристско-краеведческого мастерства воспитанников способствует развитию психологической готовности к периоду вступления в социум, профориентируя личность и готовя воспитанников к последующей активной трудовой деятельности в дальнейшем. «Наряду с решением задач физического, морально-волевого воспитания и совершенствования человека краеведение открывает исключительно благоприятные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма, образования и развития трудовых навыков, развития самостоятельности детей» [1; 2].
Особенно важным в воспитательно-образовательном процессе является неразрывная связь туризма и краеведения, позволяющая активно исследовать и познавать окружающий мир. Детский туризм занимает главное место в туризме. Идея использования прогулок, путешествий, походов с целью познавательного развития, активного отдыха за пределами дошкольного учреждения не является новой. На это в своих трудах обращали внимание П. Ф. Лесгафт, К. Л. Студитский, и др.
Детский туризм — это ненавязчивый и одновременно эффективный способ расширить кругозор ребенка, обучить его новому и интересному. Польза детского туризма в получении новых знаний в игровом режиме, в участии в веселых спортивных мероприятиях, в получении положительных эмоций. Дети получат большую пользу во время таких «путешествий» среди своих сверстников, чем в одиночку дома за телевизором или компьютером.
Сочетание разнообразных видов деятельности в краеведческо–туристической деятельности позволяет воспитывать личность ребенка комплексно, формировать социальную активность. Таким образом, это помогает комплексно решать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи. Высокая оздоровительная и познавательная значимость детского туризма и краеведения позволяет влиять на личность в воспитательно-образовательном процессе, комплексно воздействовать на их развитие.
В работах, посвященных исследованию содержания и определения нормативно-правовой базы организации краеведческо-туристической деятельности детей, отмечается, что «туризм является одним из наиболее рациональных видов профессиональной прикладной подготовки, проведения свободного времени» [5; 7; 8;].
Через краеведческо-туристическую деятельность происходит формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, выработка у воспитанников потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора. Поскольку детский туризм и краеведение обеспечивают в полном объеме развитие и воспитание только при целенаправленном включении в предметную (практическую, исследовательскую или познавательную) деятельность, обеспечивающую формирование интеллектуальной активности, и в деятельность по усвоению норм и развитию взаимоотношений с людьми, то необходимо организовывать и проводить различные мероприятия-экскурсии, выставки, тематические недели, поездки, «экспедиции (слеты) для дошкольников», походы с учетом выполнения подготовительных работ. Например, «Юный краевед-турист», «Юный эколог», «Путешествие по городу (району,поселку)», «Игротурград», «Передвигайся смелее с нами…», «Клуб выходного дня», «Кухня нашего края», «Мода нашего края», «Литературный край», «Мой любимый уголок края», «Моя малая родина», «Контрасты нашего края», «Скульптурные (архитектурные, природные и др.) памятники нашего края», «Люди нашего края», «Наш край в будущем», также проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем региона), семейные вечера (встреча с семьями старожилов региона), музыкальные вечера и другое.
При организации досуга в любое время года можно и нужно привлекать не только родителей но и ветеранов, жителей микрорайонов, что позволит объединить людей по интересам с целью их духовного, социального и физического оздоровления, знакомства с неизвестными или малоизвестными культурно-историческими и природными объектами малой родины. У дошкольников, таким образом происходит развитие эмоциональной сферы, развитие навыков общения, повышение интереса к новым знаниям, понимание и проявление человеческих чувств, готовность к самореализации в соответствии с нравственными нормами, формирование патриотических чувств.
Литература:
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. ЦТЛ, Москва 2000.
- Данилин Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России. — М.:АРКТИ, 2005.
- Дошкольникам о защитниках Отечества/Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Дрешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. — 2004. № 5. С.19–22
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. — М.: Просвещение, 1990.
- Ильчук Н. Ребенок в детском саду, № 4, № 5, 2005.
- Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. — 2003. № 6. С.8–9.
- Князева О. Л., М. Д. Маханева программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство «Детство — Пресс», 2006.
- Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. — М.:АРКТИ, 2005
- Кокина Н. Нам дороги эти позабыть нельзя…// Музыкальный руководитель. -2006. № 2. С.4–6
- Методические рекомендации Департамент образования Белгородской области ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», Белгород 2013.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду; приложение к журналу «Обруч» — М.Липка — Пресс.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. — 2-е изд.- М.: АРКТИ, 2004.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой и др.)
- Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал, № 1, 2005.
- Федеральный закон от 29.12.2012года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»