В современной научной среде под эмоциональным интеллектом понимается способность человека распознавать не только свои собственные эмоции, намерения, мотивацию и желания, но и других людей. Так же, эмоциональный интеллект помогает человеку управлять своими желаниями, чувствами и эмоциями, а также для достижения своих целей и решения задач воздействовать на эмоции других людей, что безусловно невозможно без эмпатии. То есть осознания и сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
По-настоящему, не только в узких научных кругах, но и в широкой общественности об эмоциональном интеллекте заговорили после выхода психологического бестселлера журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». В данной книге автор собрал большинство известных на тот момент времени (середина 90-х годов ХХ века) фактов о человеческом мозге, и выстроил теорию того, что успешность человека во взрослом зрелом возрасте зависит не только от привычного нам рационального интеллекта (IQ), но и от так называемого эмоционального интеллекта. Проанализировав исследования различных западных ученых, основанных на наблюдениях за людьми в дошкольном, школьном и взрослом возрасте, автор утверждает, что преуспевание в жизни зависит от сочетания интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности.
Наверное, каждый из нас отмечал для себя, что высокие интеллектуальные способности человека не всегда говорят об его успешности в жизни. Все мы знаем примеры, когда троечники и двоечники достигали больших высот во взрослой жизни, а отличники, которым пророчат большое будущее оказываются на обочине жизни. Всё дело в способностях человека конструктивно использовать собственные чувства, желания и эмоции для достижения долгосрочных целей.
Все мы сталкивались с умными, интересными людьми, но что-то шло не так в общении, например, неуместные замечания или комментарии, конфликты на пустом месте, необязательность договоренностей, неозвученные ожидания. Все это признаки проблем эмоционального интеллекта, когда неспособность понимания чувств партнера и неспособность правильного трактования своих чувств делает простое общение напряженным.
Безусловно, хорошее образование, воспитание, родительская семья влияют на то, каким человеком станет ребенок, когда достигнет зрелого возраста, но от способности человека правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят окружающие, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным зависит его способность заводить долгосрочные отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью.
Психологи дифференцируют эмоциональный интеллект по четырем навыкам:
− навык общения с другими людьми, умение объяснить ожидания, навык активного слушания, способность улаживать конфликты, умение работать в команде, вдохновлять окружающих, лидерские качества;
− эмпатия и спокойное поведение и ощущение в большой группе, понимание эмоциональных сигналов других людей;
− знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также осознание своих эмоций и их влияния на свою жизнь.
− умение контролировать и использовать для достижения своих целей свои чувства и эмоции, способность ограничивать деструктивное воздействие эмоций на себя и свою жизнь, способность поддерживать долгосрочные отношения, гибкость и подстройка к меняющимся условиям.
Как развить эмоциональный интеллект дошкольников?
На развитие человека безусловно влияют генетические особенности, и у каждого человека есть какие-либо таланты, но это не означает, что талант эмоционального интеллекта нельзя развить или улучшить. Напротив, в детском саду, в семье, на прогулках, в отношении с родителями и друзьями мы можем постоянно работать над развитием эмоционального интеллекта дошкольника, развивая навыки коммуникации, эмпатии и образа жизни.
Выделим четыре основных факторов развития эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Учить ребенка ставить себя на место другого человека
Дети ещё не имеют в значительной части такого опыта как у взрослого человека. Поэтому, вначале попытайтесь объяснять ребенку что это за человек перед ним и в каком состоянии он прибывает, позвольте ему изучить человека. Например, грудной ребенок плачет, потому что хочет кушать или просто устал, папа раздражен потому что у него на работе случился аврал, мама устала разрываться между домом и работой и т. д. Необходимо объяснить ребенку, что анализируя, с кем он общается и в каком состоянии пребывает партнер, мы лучше понимаем, что он сейчас чувствует и почему поступает именно так. Нужно, чтобы ребенок смог представлять себя, например, вредным соседним мальчишкой со двора, которому никогда не отказывают или мамой двоих детей, которой нужно с коляской проехать через весь город на общественном транспорте с пересадками.
- Учите ребенка называть свои эмоции и эмоции других людей
Как бы это странно не звучало, но большинство людей не умеют называть свои эмоции и не считают это важным умением. Многие люди не способны разделить гнев от обиды, обиду от досады, усталость от апатии, тревогу от раздражения, и пр. Чтобы понимать свои эмоции и эмоции других людей нужно знать собственные слабые места. Необходимо пополнять эмоциональный словарь ребенка. Это можно сделать, уделяя несколько минут в конце дня на беседу с ребенком. Поговорите с ребенком о прошедшем дне, заставьте его прокрутить в голове наиболее значимые для него события прошедшего дня, делайте акцент в разговоре на его настроение, чувства и эмоции в тех или иных ситуациях. Попытайтесь понять, что чувствовал ребенок в определенной ситуации, сделайте так, чтобы он смог проговорить это, дайте ему определение для этих эмоций. Пытайтесь разобраться в клубке противоречивых чувств, которые вызывают разные ситуации и люди у ребенка. Взрослому это сделать гораздо проще, ведь пока жизненные ситуации, с которым сталкивается дошкольник для взрослого человека пустяк, а для маленького растущего организма это целое событие. Когда вы научите ребенка определять, какие негативные эмоции доминируют в его настоящей жизни, ему не только будет проще найти им выход, но он научится определять свои эмоции он сможет определять и чужие по вербальным и невербальным сигналам.
- Постоянно расширяйте кругозор дошкольника
Зачастую недостаточное развитие эмоционального интеллекта связано с тем, что ребенок тонет в своем однообразном информационном болоте. Необходимо расширять кругозор дошкольника: читать художественные книги, смотреть документальное кино, интересоваться наукой, путешествовать. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что есть и другой мир, другие люди, которые отличаются от тех, которых он встречает каждый день. Нужно привить понимание того, что невозможно всех людей оценивать одной мерой. Осознание уже в дошкольном возрасте того, что мир сложен и неупорядочен, поможет в дальнейшем прийти к пониманию того, что в жизни каждый может найти то, что ему нужно. Книги, фильмы, выставки, поездки и новые навыки — не просто эрудиция, но и способ лучше понимать других.
- Учите ребенка думать на два шага вперед
Эмоциональный интеллект — это основа для долгосрочного планирования рационального мозга. Учеными доказано, что выбор целей, расстановка приоритетов, распределение ограниченных ресурсов, тактика и стратегия, конструктивизм или деструктивизм в поступках — все это формируется под действием эмоционального интеллекта. Учите ребенка проявлять интерес к людям, которые превосходят вас самих в личных и профессиональных качествах, окружайте ребенка неравнодушными и гармоничными людьми. Подумайте, как попасть в такой коллектив или собрать такой. Учите ребенка брать на себя обязательства и не давать напрасных обещаний, равно как не формируйте необоснованных ожиданий. Эмоциональный интеллект помогает соизмерить душевные силы и уловить настроение того, кто может и хочет вам помочь продвинуться дальше в ваших планах.
Литература:
- Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157–159.
- Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М, Альпина Бизнес Букс, 2013. — С. 22--23.
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / ДаниэлГоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. — 478 с.
- Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова, О. В. Пашкевич // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. -- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. -- С. 264–267.
- Статмен П. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С. А. Юргук. — Екатеринбург: У — Фактория, 2014. — 272с.
- Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Робертс Р. Д. [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, N 4. С. 3–26.
- Юркевич В. С. Проблема эмоционального интеллекта. // Практическая психология образования, 2012 № 3 (4) июль — сентябрь, С. 4–10.