Тема статьи — рассмотрение фатической функции языка в конфликтных диалогах. Цель статьи — выявить возможность применения фатической функции языка для нивелирования конфликтности диалога на английском языке. Объект исследования — фатическая функция языка. Новизна исследования заключается в разработке авторской методики оценки эффективности внедрения элементов фатической речи в конфликтный диалог. Полученные результаты показали, что разработанная автором методика позволяет не только снизить конфликтность в диалоговой речи, но и купировать процесс эскалации конфликта.
Ключевые слова: фатическая функция, конфликтный диалог, преподавание английского языка.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что значение фатической функции языка в контексте ее применения в конфликтном диалоге в настоящее время в лингвистической литературе не исследована. Фатическая функция языка (другие термины — контактирующая, ассоциативная) обслуживает языковой контакт, необходимый для достижения коммуникации, и реализуется такими высказываниями, которые имеют целью — завязывание, продолжение и прекращение коммуникации, а также проверку каналов связи. С точки зрения приведенной структуры, фатическая функция может служить специфическим речевым механизмом для снижения конфликтности в диалогической речи, позволяя собеседникам не только наладить контакт на вербальном уровне, но и создать условия для продолжения диалога на качественно ином уровне. В рамках обучения в школе необходимо преподавание конструктивной диалогической речи, с точки зрения коммуникативной теории, поскольку в новых ФГОС коммуникативная составляющая ставится на один уровень с познавательными компетенциями. Развивая диалогическую речь с применением фатической функции языка, педагог имеет возможность научить детей коммуникации в конфликтной ситуации, которая, в свою очередь, требует разрешения на вербальном уровне. Современные исследователи отмечают, что негативные понятия, вербально обозначаемые в речи при диалогическом общении, неизбежно вызывают негативные эмоции, которые не способствуют дальнейшей коммуникации или установлению контакта. В частности, негативные ассоциации с некоторыми словами и эмоциональный отклик на них в диалогах, по мнению Н. И. Колодиной, преобладают в результатах опросов учащихся [2]. Негативные эмоции принимают вербальную форму чаще всего у подростков, школьников старших классов, а конфликтные диалоги могут привести к физическому насилию. Поэтому проблема снижения речевой конфликтности в современных школах приобретает особо острый характер.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение фатической функции языка может способствовать снижению негативных эмоций в диалогах конфликтной направленности.
Цель работы — разработать и апробировать методику снижения речевой конфликтности на основе использования фатических средств языка.
Задачи:
− проанализировать различные типы конфликтных диалогов;
− выявить возможность внедрения в диалогическую речь элементы фатических средств языка;
− разработать метод (или методику?) снижения речевой конфликтности в диалогической речи;
− провести апробацию метода снижения речевой конфликтности в диалогической речи в учебном заведении со школьниками старших классов.
В исследовании применялась методика, включающая такие методы, как: метод анкетирования, количественного подсчета; описания и интерпретации полученных результатов; лексического анализа.
Шаг 1. Анализ роли конфликтного диалога в конфликтной коммуникации. Исследователи отмечают, что в отношении понимания конфликтной коммуникации в психологии и лингвистике не существует единства мнений: лингвистика исследует в основном проблемы непродуктивной коммуникации (сбои, помехи, лингвистические шпильки), практически не уделяя внимания конфликтному диалогу, в основе которого лежат психологические факторы. Конфликтный диалог рассматривается некоторыми исследователями как «вербально выраженное столкновение участников коммуникации, вызванное психологическими и/или коммуникативными/языковыми причинами, в результате которого одна из сторон действует в ущерб другой» [1].
При этом авторы обращают внимание на то, что структура конфликтного диалога имеет различия со структурой кооперативного диалога, отмечая как одну из особенностей отсутствие завершенности в конфликтном диалоге. В конфликтном диалоге отсутствуют нецентральные фразы, поскольку коммуниканты не используют фатические реплики для обеспечения комфортности коммуникации, что приводит к развитию конфликта [5]. Исходя из этой характеристики конфликтного диалога можно предположить, что внедрение такого рода нецентральных фраз позволит ввести новую тему, изменить направление диалога, его тему, и тем самым способствовать погашению конфликта, не допуская его эскалации. Если учесть, что для конфликтного диалога характерно наличие коррелирующих между собой реплик — конфликтообразующих и конфликтоподдерживающих, то фатические средства языка, имея обратную функцию — контактоустанавливающую и контактоподдерживающую, — способны стать реальным механизмом для изменения эмотивной окрашенности конфликтного диалога на нейтральную или даже на позитивную. То есть, можно говорить о том, что внедрение фатических средств в диалог приводит к изменению самой его природы — от конфликтного к кооперативному или конструктивно-критическому.
По мнению некоторых исследователей, «в конфликтной коммуникации участники выбирают определенные модели речевого поведения: инициатор конфликтного диалога преследует определенные цели (воздействия, в том числе и манипулятивного, на поведение оппонента, его эмоциональное состояние, на ценностную картину мира, а также собственной эмоциональной разрядки); вовлекаемый же субъект либо занимает позицию ведомого, либо противостоит стратегиям собеседника» [1].
Шаг 2. — выявить возможность внедрения в диалогическую речь элементы фатических средств языка. Если же предположить, что второй собеседник — объект негативного воздействия, — владеет навыками фатической речи, то субъект, провоцирующий конфликт, либо вынужден будет отказаться от своей коммуникативной стратегии, либо стать на позицию конструктивного общения.
Шаг 3. Методика применения фатических средств для снижения конфликтности в диалогической речи для учащихся старших классов (6–7 класс, возрастная группа — 13–14 лет). Структура методики разработана на основе трудов доктора филологических наук, профессора Н. И. Колодиной [2; 3; 4].
Данная методика позволяет развить у учащихся позитивную мотивацию к предмету, сформировать навыки культурного общения даже в конфликтных речевых ситуациях.
Методика также позволяет мобилизовать креативный исследовательский подход к выполнению заданий по составлению диалогов, а также по снижению уровня конфликтности в реальных речевых ситуациях.
В выводы Методика показала свою эффективность не только на уроках русского, но и английского языка. В эксперименте приняло участие 24 учащихся старших классов.
Шаг 1. Учащимся предлагаются образцы конфликтного диалога.
Учитель поясняет, что такое конфликтный диалог. Конфликтный диалог возникает во многом из-за неверной интерпретации понятий и суждений собеседника. Именно поэтому так важно сформировать у школьников навык фатической речи, особенно в конфликтных ситуациях, поскольку фатическая функция языка позволяет предотвратить эскалацию вербального конфликта на физический уровень действий. Подростковый возраст — старший школьный возраст, — имеет свои психологические и физиологические особенности, которые в совокупности с бурным развитием гормональной системы, могут приводить к агрессивному поведению со сверстниками и взрослыми. Конфликт чаще всего начинается в диалоге, поэтому навык фатической речи позволяет купировать сам процесс развития конфликта на уровне вербального взаимодействия собеседников. (Все это лучше внести в объяснение учащимся перед проведением эксперимента). Затем учитель демонстрирует, как именно можно использовать фатическую функцию языка для снижения конфликтности. Далее учитель дает классу диалоги с пропущенными местами, где можно вставить то средство, которое нивелирует конфликт (без применения ненормативной лексики). Учащимся предлагается внедрить в конкретный этап конфликтного диалога элементы фатической вежливости. Например, предложения, выражающие комплимент, похвалу или одобрение.
Диалог дробится на несколько частей — вступительную, основную (проблемную), заключительную.
Шаг 2. На основе полученного нового диалога предлагается оценить снижение речевой конфронтации по 5-ти бальной шкале.
Шаг 3. Учащимся предлагается сравнить два диалога с точки зрения возможности продолжения коммуникации и оценить по 5-ти бальной шкале результат сравнения.
Пример задания может быть следующим:
Диалог № 1. Конфликтный диалог между родителями и подростком:
— Ты в школе?
—Да.
—Почему не позвонил, я волнуюсь!
— Я забыл, говорил с друзьями.
— Тебе важнее твои дружки, а на родителей тебе наплевать!
— Я уже не маленький, хватит меня отчитывать!
Диалог № 2. Диалог с применением фактических средств:
— Ты в школе?
— Да, только что доехал.
— Ты не позвонил, я волновалась.
— Такая хорошая погода — мы с друзьями прогулялись по парку, я забыл позвонить. Тепло и солнечно, мам. Утебя тоже, я уверен, отличное настроение!
— Да, я тоже смотрела в окно, когда ехала на работу, сегодня солнечно, красиво.
— Мне пора на урок, мам. Удачного дня тебе, ты у меня самая лучшая!
В диалоге № 2 курсивом выделены внедренные в текст элементы фатической речи: комплимент, одобрение, небольшой «разговор ни о чем», в данном случае — о погоде. В результате наглядно можно видеть, как меняется оттенок диалога к его середине — к проблемной части, как снижается степень конфликтности от начала диалога к его завершению.
Шаг 4. Описание полученных результатов. На основе проведенного трансформированного с помощью фатических средств конфликтного диалога 22 учащихся оценили достигнутое снижение степени речевой конфликтности на 5 баллов, двое учащихся — на 4 балла. По итогам оценки возможности продолжения коммуникации — 19 учащихся выставили 5 баллов полученным диалогам, 5 учеников оценили свои диалоги на 4 балла по возможности продолжения коммуникации. Результаты оценки учащимися эмотивной составляющей двух диалогов (конфликтного и диалога с внедренными фатическими элементами) представлены в таблице 1:
Таблица 1
Оценка эффективности внедрения вконфликтные диалоги фатических средств языка
Экспериментальный материал |
Оценка эмотивности диалога (24 респондента) |
Оценка возможности продолжения коммуникации (по 5-ти балльной шкале) |
||
№ 1. Конфликтный диалог |
Негативная |
19 |
Продолжение коммуникации возможно |
1 |
Позитивная |
0 |
Продолжение коммуникации невозможно |
4 |
|
Нейтральная |
5 |
Коммуникация отсутствует |
5 |
|
№ 2. Диалог с фатическими элементами |
Негативная |
0 |
Продолжение коммуникации возможно |
5 |
Позитивная |
24 |
Продолжение коммуникации невозможно |
0 |
|
Нейтральная |
0 |
Коммуникация отсутствует |
0 |
|
Как видно из результатов эксперимента, приведенных в таблице 1, эмотивный характер диалога № 1 большинство из опрошенных учащихся оценили как негативный (19 человек из 24); пять ребят оценили диалог как нейтральный, что может свидетельствовать о том, что они привыкли к подобным диалогам в семье или со сверстниками, и они не вызывают у детей негативных эмоций; никто из учащихся не оценил эмотивную составляющую диалога № 1 как позитивную. Большинство учащихся оценили невозможность продолжения коммуникации или отметили ее отсутствие от 4 до 5 баллов, продолжение диалога возможно только по оценке в один балл.
Диалог № 2 получил позитивную оценку у всего класса, при этом все ученики выставили высший балл в пользу возможности продолжения коммуникации.
Таким образом, на экспериментальном уроке нам удалось показать ученикам, что одна и та же конфликтная ситуация может быть по-разному озвучена на вербальном уровне в процессе диалога, а фатические средства языка позволяют снизить уровень конфликтности и предотвратить эскалацию конфликта между собеседниками, в то же время оставляя широкие возможности для продолжения коммуникации.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Цель исследования была достигнута: методика применения фатических средств в конфликтном диалоге показала свою эффективность.
- В ходе исследования были проанализированы различные типы конфликтных диалогов; выявлена возможность внедрения в диалогическую речь элементы фатических средств языка;
- Разработана методика снижения речевой конфликтности в диалогической речи;
- Проведена апробация метода снижения речевой конфликтности в диалогической речи в учебном заведении со школьниками старших классов.
3. В целом, приведенная выше методика может быть использована не только в рамках школьного обучения, но и на семинарах в университетах, в работе психологов, а также в рамках коррекционной работы с подростками, демонстрирующими девиантное поведение. Метод внедрения фатических языковых средств в конфликтные диалоги, если и не решает саму конфликтную ситуацию, то позволяет компенсировать отсутствие адекватной коммуникации между собеседниками, предотвращая новый виток конфликтной ситуации.
Литература:
- Рудов П. А. Информативный диалог конфликтного типа: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты. Автореф., кандидат филологических наук. Новосибирск. 2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCathttp://www.dissercat.com/content/informativnyi-dialog-konfliktnogo-tipa-strukturno-semanticheskii-i-kommunikativno-pragmatich#ixzz5UlRYlXoO
- Колодина Н. И. Отрицательные понятия в сознании слышащих и слабослышащих подростков. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://l.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1715
- Колодина Н. И. Методика определения уровня осознанности понятия и уровня нравственной компетентности (на материале анкетирования слабослышащих и слышащих подростков по понятию «уважение»). [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.gramota.net/materials/2/2016/10–1/24.html
- Колодина Н. И. Ненависть как лингвистическое и психологическое понятие. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://iling-ran.ru/library/voprosy/33/6_Kolodina.pdf
- Иванова Т. Н. Конфликтный диалог: логика развития и структурные элементы. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktnyy-dialog-logika-razvitiya-i-strukturnye-elementy
- Кошкарова Н. И. Диалогические жанры конфликтного и кооперативного типов дискурса. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskie-zhanry-konfliktnogo-i-kooperativnogo-tipov-diskursa
- Плотникова, О. А. Стратегии контроля диалогического взаимодействия в интервью: дис. … канд. филол. наук. Омск, 2007. 180 с.
- Привалова, И. В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации). М., 2005.472 с