В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разработки стратегического планирования в предприятии.
Ключевые слова: предприятие, конкурент, стратегия, бизнес, организация.
Разработка и применение методологии и конкретных форм стратегического управления не есть результат лишь внутринаучной эволюции теории и методики управления. Их возникновение вызвано глубокими объективными причинами, вытекающими из изменения характера среды деятельности промышленных корпораций.
В настоящее время существенно повысилась роль стратегического поведения, которое позволяет предприятию выживать в условиях конкуренции в долгосрочном периоде.
Все предприятия в конкурентной борьбе должны не только концентрироваться на внутренней среде, но осуществлять разработку стратегии развития предприятия, позволяющей оперативно реагировать на изменения, которые происходят во внешней среде.
Актуальность создания и развития конкурентной стратегии обусловлено тем, что в настоящее время постоянно возрастает конкуренция за ресурсы, появляются новые возможности для предпринимательской деятельности, развиваются информационные сети, повышается доступность современных технологий и происходит изменение роли человеческого капитала.
Разработка конкурентной стратегии решает две главные задачи:
− должны быть отобраны и развернуты основные элементы базовой стратегии;
− необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений предприятия при осуществлении стратегии и определить способы распределения ресурсов между ними.
Можно выделить следующие элементы конкурентной стратегии предприятия:
− миссия предприятия, которая выражает главное предназначение деятельности предприятия, на базе которой формируются его цели;
− конкурентные преимущества, формирование которых в значительной степени связано с выбором рынков сбыта продукции и ассортиментным перечнем;
− организация бизнеса, которую можно охарактеризовать метод разделения предприятия на небольшие подразделения;
− продукция, которая включает товары и услуги, предлагаемые предприятием на рынке;
− рынки, которые являются сферой обмена товарами;
− ресурсы, которые включают как текущие расходы предприятия, так и инвестиции;
− структурные изменения, которые заключаются в покупке и продаже предприятий;
− программы развития, которые направлены на развитие производственной деятельности, на расширение рынков продаж, увеличение деловой активности и др.;
− культура и компетентность управления, которые выступают в качестве индикаторов стратегии развития предприятия [2, c. 94].
− Создание и развитие конкурентной стратегии предприятия дает возможность руководителям:
− предвидеть основные направления развития предпринимательской деятельности;
− понимать и осуществлять отслеживание воздействия внешней среды на деятельность предприятия;
− осуществлять стратегический выбор и реализацию стратегии развития предприятия.
Процесс разработки конкурентной стратегии включает следующие этапы:
- Проведение анализа внутренней и внешней среды.
- Формирование миссии и целей развития предприятия.
- Осуществление выбора определенной стратегии.
- Реализация стратегии развития предприятия.
- Осуществление контроля за реализацией стратегии [11, c. 132].
Все разнообразие конкурентных стратегий может быть сведено к трем основным типам:
− стратегия стабильности;
− стратегия роста;
− стратегия сокращения [9, c. 224].
Стратегия стабильности — сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке.
Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля и (или) наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для белорусских фирм-монополистов).
Стратегия роста — увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.
Характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Этой стратегии придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации, с тем чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации. Эта стратегия может быть направлена на внутреннюю или внешнюю среды.
Стратегия сокращения (последнего средства) реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике [6, c. 212].
В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства. Выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде.
Стратегии можно разделить на стратегии захвата, приспособления и выживания.
Стратегия захвата — эта стратегия адекватна развивающимся рынкам, благоприятным внешним условиям. Для нее характерны следующие основные цели: увеличение оборота; увеличение доли рынка; расширение сети; создание имиджа динамики [3, c. 143].
Стратегия приспособления адекватна для деятельности на рынках с высоким уровнем конкуренции, стабильного состояния экономики. При выборе этого варианта стратегии преследуются цели сохранения уровня прибыли и до ли рынка.
Стратегия выживания адекватна кризисному состоянию в экономике и банке. Само название стратегии определяет ее цели: выжить, смело встретить кризис, обрести свободу действий [1, c. 154].
Стратегии также можно разделить на базисные или эталонные, отражающие различные подходы к развитию предприятия.
Первая группа эталонных стратегий включает стратегии концентрированного роста. Сюда включаются следующие стратегии:
− стратегия усиления позиции на рынке;
− стратегия развития рынка;
− стратегия развития продукта.
Вторая группа эталонных стратегий включает стратегии бизнеса, предполагающие расширение деятельности предприятия за счет добавления новых структур. Это, так называемые, стратегии интегрированного роста:
− стратегия обратной вертикальной интеграции;
− стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
Третья группа эталонных стратегий состоит из стратегий диверсифицированного роста:
− стратегия центрированной диверсификации;
− стратегия горизонтальной диверсификации;
− стратегия конгломеративной диверсификации.
Четвертая группа эталонных стратегий включает стратегии сокращения целенаправленного сокращения бизнеса:
− стратегия ликвидации;
− стратегия «сбора урожая»;
− стратегия сокращения;
− стратегия сокращения расходов [7, c. 354].
В заключение главы можно сделать следующие выводы:
Под стратегией понимают определение основных долгосрочных целей и задач развития предприятия, утверждение курсов действий и распределения ресурсов для достижения этих целей.
Все разнообразие конкурентных стратегий может быть сведено к трем основным типам: стратегия стабильности; стратегия роста; стратегия сокращения.
Литература:
- Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Дашков и К, 2012. — 369 с.
- Борсук, Н. В. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс / Н. В. Борсук. — Брест: БрГУ, 2013. — 166 с.
- Волков, О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О. И. Волков, В. К. Скларенко. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2013. — 262 с.
- Гарнов, А. П. Экономика предприятия: учебник / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник. — М.: Юрайт, 2014. — 302 с.
- Экономика предприятия: учебник / В. Я. Горфинкель [и др.]. — 6-е изд. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 663 с.
- Ивашенцева, Т. А. Экономика предприятия: учебник / Т. А. Ивашенцева. — М.: Кнорус, 2016. — 284 с.
- Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. — М.: Юрайт, 2015. — 435 с.
- Крум, Э. В. Экономика предприятия: учебное пособие / Э. В. Крум. — 2-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2013. — 192 с.
- Чайников, В. В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В. В. Чайников. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 439 с.
- Нечитайло, А. И. Экономика предприятия: учебник / А. И. Нечитайло. — РнД: Феникс, 2016. — 414 с.
- Скляренко, В. К. Экономика предприятия: учебник / В. К. Скляренко. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2014. — 344 с.