В статье рассматриваются вступительные, теоретические аспекты психологической помощи личностного переживания.
Ключевые слова: гуманистическая психология, психологическая помощь, возможность.
- Очеловеке
А. Белому принадлежат слова: «Мне важен не человек, а его отношение к Тайне» [3 с. 220]. Исследователь В. Сарычев пишет, что одному Богу известно, что тот понимал под «Тайной», но само по себе отношение человека к тайне может выступать в качестве мерила ценности человека [3]. Мысль, заявляющая о ценности другой мысли являющаяся нам в рамках межличностных отношений, намечает логику нашего исследования, «о человеке и его сокровенном».
Тайна, не говорящая о самой себе в той форме, в которой она скрывается, заявляет лишь о своем наличии, а не о скрытости своей конечной формы. Скрытость тайны от постороннего, это несостоятельность в своем языковом выражении с уст одного и сложность для восприятия другого. Примером может служить любое жизненное явление, описание которого не обнаруживается эквивалентным понятием в мыслительной деятельности индивида. Так в опыте, любое специфическое переживание может переходить в плоскость грубой когнитивной дихотомии (люблю — не люблю), не являясь в действительности тем, чем оно может являться. Отсюда следует множество личностных конфликтов, когда переживание не может быть обозначено соразмерным словом/мыслью. Если представить физическую измерительную шкалу от 0 до 100 градусов Цельсия, то несомненно, этот измерительный прибор будет выполнять определенные измерения, возможные только для данной шкалы, но не обхватывать весь спектр возможных температур. Также, если нам будет предоставлен идеальный физический инструмент с измерительной шкалой от абсолютного нуля до планковской температуры, это все равно не означает того, что все многообразие физических явлений, будет описано с помощью этих, двух крайних значений. Одно крайнее явление будет указывать на то, что оно не является другим крайним (что само собой очевидно). В случае того, если мы возьмемся градуировать данный инструмент, мы рискуем обозначить бесконечное количество делений (Спиноза), что приведет к бесконечному числу описаний каждого природного явления (математически) [5]. Следовательно, полагая, что человеческое переживание не может быть описано в форме грубой логики, лишь по причине того, что одна крайность исключает другую, и не распознает саму себя, т. е. подобная логика будет описывать нечто другое. Данный психологический феномен, происходит из-за нехватки нужно-подобранного слова в со-знании индивида (т. е. в его лексиконе), либо же отсутствие такового в культурологическом пространстве (объективно не существующего), но имея возможность быть рационализированным (объясненным). Тут мы занимаем позицию того, что бытие предшествует слову, и бытие индивида более сложный феномен, чем язык, который хочет догнать то самое бытие. Несостоятельность слова, А. Экзюпери обозначает как «хилый ветер слов» отмеченную неоднократно в романе «Цитадель» [4, с. 329]. Слово, мыслящее о самом себе, которое не характерно психологическому переживанию индивида, не позволяет тому качественно пережить нечто важное (саму жизнь в своем многообразии оттенков), но которое требует своего внимания. Почему важно быть услышанным? Человек, отдаляясь от человека (по причине своей неуслышанности другим), ставит под сомнение свое существование. Отсюда происходит лечебная позиция психолога/психотерапевта, выражаемая в метапозиции в отношении к со-кровенному в человеке. Работая с прошлым либо с будущим клиента, психолог выступает в качестве критика скульптора (самого индивида), который видя наглядную шероховатость ваяния, говорит с позиции не упрека, а возможности.
Человек интенциальное существо, это означает то, что он имеет некоторую направленность на то, что находится вне его самого (В. Франкл). Подобное стремление, мы находим у растения, которое стремиться к свету, “пробивая при этом асфальт” (?) («Если есть «Зачем?», можно выдержать любое «Как?») [6]. В кризисной ситуации обнаруживаться невозможность (возможность Ничто), которая ставит под сомнения реализацию трансцендентных мотивов человека. И в таком случае фрустрация жизни (экзистенциальный вакуум), является “естественным” продолжением ситуации, в которой «смысл жизни» подвергся опасности [6, 7]. Данный феномен обнаруживается в тех случаях, когда личность жалуется на душевные мучения, казалось бы, без особого основания на это (наивная логика).
Согласно Сартру «существование предшествует сущности» [2, c. 323], т. е. схематично данную мысль можно отобразить следующим образом (рис.1). Данный рисунок указывает на то, что человек несет свою ответственность не только перед выбором «как поступить?», но и то, что каждый принятый выбор становиться определяющим, в формирование его сущности (Ж. Сартр). Как бы человек не поступил в текущий момент своей жизни, за собой он оставляет определенную свершенную плоскость событий.
Рис. 1. Существование предшествует сущности (По Сартру, в схематическом изображении Д. Касаткина, А. Буйновской): 0 — рождение человека; 1 — актуальное место человека во времени; n1, n2, n3, … nх — альтернативная возможность человека; х — трансцендентное
Но если мы используем иную плоскость для рассмотрения личности человека (димензиональная онтология), мы наталкиваемся на качество пройденного пути, и рассматриваем эту плоскость как бы изнутри. Если представить человека просвечивающимся неким “психологическим фонарем”, с помощью которого человек будет отбрасывать некоторую проекцию, состоящую из фрагментов его психической жизни, это будет напоминать слайд-шоу, состоящее из множества “картинок“. И тогда человеческая природа предстает перед нами как проект, в котором мы способны рассмотреть все что угодно. Манипуляции “психологическим фонарем” позволяют просвечивать абсолютно любые аспекты человеческой жизнедеятельности, которые нашли свое отражение в его психике.
Гуманистическая психология, характеризуется тем, что дает возможность человеку. Об этом говорит В. Франкл, когда приводит слова И. Гете о том, что нужно думать о «человеке лучше, чем он есть». В многообразном психическом мире человека, находится место всему, и только с помощью другого, нам дается понять, имеет ли это ценность для нас. На учебных занятиях А. В. Хамени по экзистенциально-гуманистическому направлению в психотерапии (рассматривая триаду В. Дильтея), ей был приведен пример о чувстве юмора индивида, и о реакции другого, как индикаторе самого чувства юмора (хорошее/плохое). Что навело меня (Д. Касаткин) на мысль, что важное условие в данной триаде заключается в том, кому это чувство юмора выражается.
- Осущности (предварительный анализ)
Метапозиция позиция психолога, — гуманистична, с помощью нее, психолог исследует личность другого, отсылаясь на положение, что психическая жизнь человека, это неохватываемые территории психической действительности исследуемого. Сущность выступает трубопроводом между частными элементами его психологии.
Сущность — внутренняя основа, содержание, смысл, суть человека. Та сторона человека, которая определяет все другие его стороны (центральная идея). Весь окружающий мир, люди, психологические травмы и прочее, влияют на эту сущность, но в меньшей степени, чем сущность влияет на мысли человека и его поведение. Сущность человека неизменна, как бы окружающий мир не воздействовал на неё. Меняются мысли, привычки и т. п., но суть человека остается та же (?).
Сущность формируется до определенного времени, а не на протяжении всей жизни человека. Но нет никаких возрастных рамок, как например, в классических психологических периодизациях. Все зависит от ситуаций, переживаний, событий, с которыми сталкивается индивид. По сути, сущность — это интеграция всего опыта, который человек приобрел к определенному возрасту, и который в настоящее время воздействует на все психические процессы человека (?).
Гуманистическая психология в своем методе познания, дает возможность метафизически исследовать личности, и свидетельствовать отдельные фрагменты мысли, требующие прорастания (?) [1].
- Опсихологической помощи
Мысль конструктора о своей воображаемой модели, в которой он видит нечто не в форме завершенного продукта, а в своей целесообразности, т. е. в самом стремлении развивать данный проект [2, с. 322]. Мысль об автомобиле, как средства передвижения не обязательно преобразуется в конечную конкретную модель и марку автомобиля. Аналогия, проводимая с конструкторской мыслью и мыслью поэта, служит примером того, что раскрытие понятия тайны, не является первоочередной задачей психотерапевта, но распознавание ее и бережное отношение к ней личностью терапевта является важным атрибутом психологической помощи оказываемой в условиях экзистенциального кризиса личности, тем, что укрепляет целостность личности путем психологической реконструкции.
В русском языке слово «сокровенность», согласно «Толковому словарю» Д. Ушакова означает: «скрытый», «не высказываемый», «не обнаруживаемый». Если мы употребим слово со-кровенность по хайдеггериански, т. е. поставив разделительное тире между соединительными частями слова, но при этом, не разрывая его, то мы получаем иное его восприятие. О чем заявляет это слово? О том, что человек говорящий о со-кровенном, делится чем-то нераздельным от физического («вместе с кровом», «вместе с кровью»). И требовать от другого, почтенного отношения к со-кровищу, также не лишено смысла, как и быть ответственным за то, кому оно предоставляется. Тут будет уместно напомнить об экспериментальном исследовании проведенным Э. Кроссом и его коллегами из университета Мичигана, в котором приравнивают душевную и физическую боль [8].
Грубая логика несостоятельна в вопросах экзистенциально-гуманистического порядка. Так трактуя о человеке с помощью грубой логики гороскопа (к примеру), познающий будет интуитивно понимать о познающем не меньше, чем до знакомства с теоретической версией гороскопа, но при этом, не лишая себя в возможности упорядочить свои мировоззренческие позиции. Обыденная жизнь «человека с неопределенным артиклем», находится в своем переживании по причине того, что «усредненная жизнь» пытается выйти за свои пределы, используя типичные методы, ища свое основание не всебе, а во внешних событиях и «социальных случайностях».
Литература:
- Роменець В. А., Маноха И. П. История психологии ХХ века. — Киев: Лыбидь, 2003. — с.
- Сартр Ж. Экзистенциализм — это гуманизм. — М.: Полииздат, 1990. — 398 с.
- Сарычев В. А. «Мне важен не человек, а его отношение к тайне» (символизм раннего Андрея Белого: теургия и этика художника) // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика — 2017. — № 2. — С. 213–226.
- Сент-Экзюпери А. Цитадель. — М.: Эксмо, 2014. — 352 с.
- Спиноза Б. Этика. — Москва-Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1932. — 224 с.
- Франкл В. Сказать жизни «Да!". — М.: Смысл, 2004. — с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- E. Kross, M. Berman, W. Mischel, E. Smith, T. Wager. Reply to Iannetti and Mouraux: What functional MRI responses to physical pain tell us about why social rejection “hurts” // PNAS. — 2011. — № 108 (30). — С. 344.