Тернарная модель обучения в инженерно-технологической школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 04.02.2019

Статья просмотрена: 792 раза

Библиографическое описание:

Вольтов, А. В. Тернарная модель обучения в инженерно-технологической школе / А. В. Вольтов, В. В. Князева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 166-170. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56279/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статьепредставлена современная тернарная модель обучения в условиях реализации дополнительных общеобразовательных программ (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы) инженерной направленности.

Ключевые слова: тернарная модель, обучение школьников, социальные партнеры.

Демографические, экономические, социальные и культурные изменения в стране приводят к поиску механизмов, воздействующих на достижение общественного благосостояния. Феномен образования дополняется новыми смыслами в соответствии с современными вызовами: стираются границы между учебой, внеурочной деятельностью и свободным временем, появляются комбинации обучения, профессиональной ориентации, социальных проб и практик, культурного и спортивного досуга. Среди основных задач школьного образования стала подготовка молодежи к самостоятельной жизни. Школьное образование не всегда учит жизни в современном социуме и редко формирует компетенции и личностные качества, необходимые современному гражданину. Оно создает базу академических знаний, дополнительное образование углубляет компетентность в сферах, представляющих интерес для самих обучающихся. Таким образом актуальным вектором развития современного образования является интеграция этих сфер, повышение их качества. Одним из решений может стать интеграция общего и дополнительного предпрофессионального образования на основе тернарной модели обучения «школа — вуз — предприятие».

Тернарная модель обучения — это такой вид обучения, при котором общеобразовательная подготовка школьников осуществляется на базе школы, проектная и исследовательская деятельность обучающихся организуется с привлечение специалистов, либо на базе учреждений высшего профессионального образования, а практические навыки формируются на базе высокотехнологичных предприятиях. Таким образом реализуется концепт «сквозного обучения» школьников с перспективой подготовки высококвалифицированных специалистов инженерно-технологической направленности на базе вузов для предприятий высокотехнологичных отраслей экономики Санкт-Петербурга, заинтересованных в квалифицированном персонале и при поддержке региональных органов власти, заинтересованных в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

Рис. 1. Тернарная модель обучения

Таблица 1

Социальное партнёрство

Союз промышленников ипредпринимателей Санкт-Петербурга: предприятия-партнёры

ГБОУ «Инженерно-технологическая школа №777» Санкт-Петербурга

Профориентационная работа и производственная практика в формате социальных проб и практик.

Представление и популяризация направлений деятельности предприятий и организаций Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

Целевое направление на обучение в образовательные организации высшего профессионального образования инженерно-технологической направленности

Организация профориентационной работы с обучающимися с учетом направлений деятельности и запросов предприятий и организаций — членов Союза

Участие в реализации проектной деятельности школьников инженерно-технологической направленности: предоставление возможности для изучения основ производства, технологических процессов, средств информатизации предприятия и пр.

Выполнение учащимися проектных и исследовательских работ инженерно-технологической направленности с учетом пожеланий членов Союза

Оказание содействия в проведении исследовательской работы учащихся на высокотехнологичном или профессиональном оборудовании

Предоставление возможности обучающимся познакомиться со спецификой деятельности общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга», её структурой, направлениями деятельности

Расширение спектра дополнительного образования детей с учетом пожеланий и запросов членов Союза

Проведение мероприятий по ознакомлению школьников со спецификой социально-трудовых отношений, механизмами регулирования социально-трудовых отношений

Участие в реализации мероприятий в рамках «социального предпринимательства» и социальных акций, инициируемых членами Союза

Спонсорство: ресурсное оснащение школы.

Основные опции для предприятий и учреждений — спонсоров школы: размещение логотипа спонсора в информационных буклетах школы, предоставление информации о спонсоре в школьных СМИ во время проведения городских, всероссийских и международных мероприятий, предоставление спонсору права освещать свое участие в развитии школы.

Участие в реализации просветительских программ для школьников «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Предоставление возможности для участия в управлении школой в формате «Управляющего совета»

Проведение консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников

Деятельность по дополнительному профессиональному образованию: реализация образовательных программ на базе школы с учётом запросов социальных партнёров

Участие в организации и поведении открытых массовых школьных мероприятий профориентационной направленности

Оказание содействия в организации конференций и выставок Союза на базе школы

Задачи социального партнёрства [3]: содействие развитию трудовых ресурсов; содействие занятости населения; обеспечение социальной безопасности в обществе на основе объективного учета интересов различных групп населения. Школа обеспечивает возможность ученику сначала выбрать для себя профессию, а потом — вуз. Таким образом, минимизировать ошибки в выборе будущей профессии. Основной принцип тернарной системы обучения — это равная ответственность образовательных организаций и предприятий-партнеров за качество обучения школьников по программам дополнительного образования инженерно-технологической направленности.

Возможности для обучающихся в рамках тернарной модели обучения: знакомство с перспективными работодателями, образовательными организациями высшего профессионального образования для обучения по выбранной специальности инженерной направленности; участие в разработке проектов, рекомендованных работодателями — высокотехнологичными предприятиями-партнерами ИТШ; практики, стажировки, экскурсии, мастер-классы, образовательные путешествия, возможность «примерить» профессию на себя; образовательные конкурсы, выставки, конференции; создание стартапов, участие в бизнес-играх, проектировании и молодёжном предпринимательстве; выбор перспективной профессиональной траектории с учётом запросов и перспектив развития рынка труда и потребностей предприятия-партнёра; раскрытие профессиональных перспектив получения востребованной профессии инженерной направленности на высокотехнологичном предприятии.

Тернарное образование (в широком смысле) — это инфраструктурная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах инженерно-технологической направленности для предприятий и организаций Санкт-Петербурга; профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся; повышения квалификации педагогических кадров. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой коллегиальной системой управления.

Преимущества тернарной системы обучения по сравнению с традиционной: обеспечивает своевременное обновление содержание образовательных программ с учетом актуальных достижений науки и техники; обеспечивает формирование исследовательской культуры школьников в условиях эффективных коммуникаций со специалистами вузов; устраняет разрыв между теорией и практикой; знакомит школьников с корпоративной культурой вузов и предприятий; формирует у обучающихся учебную мотивацию для получения знаний, необходимых для выполнения проектных и исследовательских работ, прохождения практики на предприятиях.

Цели: развитие системы школьного образования путем создания высокоэффективной образовательной системы на основе принципа общественного договора, направленной на формирование основ инженерно-технологического мышления школьников; внедрение в образовательный процесс инженерно-технологической школы новых технологий обучения.

Задачи: разработка и реализация основных образовательных программ общего образования, дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных предпрофессиональных программ, учитывающих динамики и перспективы развития отраслей экономики, инновационную направленность экономической стратегии развития Санкт-Петербурга; развитие многопрофильности и многофункциональности образовательной системы инженерно-технологической школы; создание условий для кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения инженерно-технологической школы.

Преимущества тернарной системы обучения по сравнению с традиционной: практико-ориентированная направленность обучения школьников в рамках концепта «сквозного обучения» по формированию основ инженерно-технологического мышления; учет в ходе реализации образовательных программ требований, предъявляемых к будущим специалистам инженерных специальностей; использование в образовательном процессе современного оборудования в условиях реальных научных и исследовательских лабораторий вузов, производственных площадок предприятий-партнёров; привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов по организации исследовательской деятельности высококвалифицированных специалистов, учёных учреждений высшего профессионального образования; привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов допрофессиональной подготовки высококвалифицированного инженерно-технического персонала предприятий-партнёров;

Для предприятий-партнёров инженерно-технологической школы № 777 тернарное образование: возможность реализации долгосрочной кадровой политики по подготовке для себя кадров, обеспечив их максимальное соответствие своим требованиям; экономя на расходах в поиске и подборе работников, возможность отобрать самых лучших обучающихся сначала в школе, затем в вузе; реализация мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся инженерным специальностям; популяризация деятельности предприятия-партнёра.

Нормативные и локальные документы, регламентирующие реализацию модели тернарного обучения: «Положение о тернарном обучении», «Положение о вузе-партнёре», «Положение о предприятии-партнёре», «Типовой договор о сетевой форме реализации образовательной программы», «Положение о школьном центре профессионального и карьерного развития».

Все детали образовательного процесса участники образовательных отношений имеют право оформлять локальными нормативными актами. Их тематика и содержание зависит от специфики конкретной дополнительной общеобразовательной программы. Тернарное обучение является продуктом взаимодействия общеобразовательных организаций инженерно-технологического профиля, учреждений высшего профессионального образования и работодателей, в лице предприятий-партнеров, по успешной профессиональной ориентации обучающихся и подготовке будущего специалиста высокотехнологичного предприятия. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в организацию и проведение исследовательской деятельности, в также в производственный на предприятии в условиях реализации проектной деятельности, участника производственной практики. Тернарная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий-партнёров в образовательный процесс инженерно-технологической школы № 777, организацию и проведения социальных практик и проб, профессиональной ориентации школьников. В рамках реализации концепта «сквозного обучения» предприятия-партнёры становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и ориентации на формирование основ инженерного мышления.

Тернарная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами исследовательской деятельности школьников в вузах, производственной практики на предприятиях-партнёрах.

С одной стороны, учащийся получает образование в общеобразовательной организации (образовательные программы дают теоретическую подготовку, ориентированную на формирование основ инженерного мышления), с другой — при участии специалистов вузов, их лабораторной и научной базы формируются навыки проектной и исследовательской деятельности, с третьей — при участии предприятия-партнёра вырабатываются необходимые для производства компетенции. Две организации и предприятие являются партнерами по отношению друг к другу.

Преимущества тернарной системы: практическая часть дополнительных общеобразовательных программ реализуется на предприятиях, а не только в мастерских и лабораториях образовательных организаций, в т. ч. высшего профессионального образования; содержание образовательных программ согласовано между образовательными организациями и предприятиями-партнерами, будущими работодателями; между образовательными организациями и предприятиями могут возникать и развиваться тесные отношения; чередование обучения в образовательных организациях и на предприятии способствуют мотивации школьников.

Риски тернарной системы заключаются в неготовности предприятий к организации практики школьников, мероприятий по профессиональной ориентации, проведению социальных практик и проб. Коллектив инженерно-технологической школы № 777 считает, что тернарное обучение — эффективный путь повышения качества образования. Тернарная модель обучения предоставляет обучающимся прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Ни одна система школьного образования не способна дать такое знание высокотехнологического производства изнутри, проведения практико-ориентированных исследований, как тернарное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере. Тернарная модель обучения способствует освоению выпускником допрофессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному взаимодействию.

Проект «Модель тернарного обучения», разработанный и внедряемый в практике деятельности Инженерно-технологической школы № 777, направлен на создание школьной модели обучения, основанной на расширении сотрудничества школы с вузами и предприятиями-партнёрами на основе реализации дополнительных общеобразовательных программ (дополнительных предпрофессиональных программ) с целью достижения планируемые результатов по формированию основ инженерно-технологического мышления, улучшения условий предоставления школьникам разнообразных возможностей в области образования. Для проектирования инфраструктуры реализации модели тернарного обучения была организована широкая сеть социального партнерства. Модель тернарного обучения основывается на принципе целостного понимания образования, которая предполагает, что школьники являются основными бенефициарами школьных образовательных проектов инженерно-технологической направленности. Учащиеся приобретают личностные и социальные навыки не только через обучение в школе, но и через реализация совместных проектов с вузами, высокотехнологичными предприятиями-партнёрами. Реализация модели тернарного обучения предполагает, что все объекты представлены в едином проекте: в дополнение к школе планируется работа учреждений культуры, учреждений в области укрепления здоровья, спорта и др. Также включаются средства медиа-образования, защиты детей и молодежи, программы участия школьников в социальных проектах. Отправной точкой для образования на различных этапах жизни человека является школьный уровень, который становится основой для карьерного роста. Модель тернарного образования — сетевая системы образования, ориентированная на индивидуальный потенциал личности и его перспективное продвижение.

Литература:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р).

2. Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 N 962-р).

3. Закон Санкт-Петербурга «О социальном партнерстве в сфере труда в Санкт-Петербурге», принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 сентября 2011 года.

Основные термины (генерируются автоматически): тернарное обучение, инженерно-технологическая направленность, Инженерно-технологическая школа, тернарная модель обучения, программа, высшее профессиональное образование, предприятие, формирование основ, школьное образование, образовательный процесс.


Ключевые слова

социальные партнеры, тернарная модель, обучение школьников

Похожие статьи

Элективные курсы в профильном математическом образовании

В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...

Использование современных информационных технологий в целях повышения доступности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Открытие новых профильных направлений. Психолого-педагогический класс

В статье автор описывает модель педагогического класса и основные шаги по созданию новых профильных направлений.

Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация

Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Разработка дополнительных общеобразовательных программ в настоящее время вызывает много вопросов и является одной из основных проблем. В представленных материалах переосмыслены подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ в свете ...

Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)

В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Использование креативных инструментов в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальности «Коммерция»

В статье рассматриваются практические приемы применения креативной педагогики в преподавании специальных дисциплин по специальности «Коммерция (по отраслям)».

Похожие статьи

Элективные курсы в профильном математическом образовании

В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...

Использование современных информационных технологий в целях повышения доступности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Открытие новых профильных направлений. Психолого-педагогический класс

В статье автор описывает модель педагогического класса и основные шаги по созданию новых профильных направлений.

Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация

Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и э...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Разработка дополнительных общеобразовательных программ в настоящее время вызывает много вопросов и является одной из основных проблем. В представленных материалах переосмыслены подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ в свете ...

Опыт мониторинга реализации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании (на примере ЦДТ «Детская академия»)

В статье автором выделены ключевые проблемы, с которыми столкнулись педагоги в период электронного обучения.

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Использование креативных инструментов в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальности «Коммерция»

В статье рассматриваются практические приемы применения креативной педагогики в преподавании специальных дисциплин по специальности «Коммерция (по отраслям)».

Задать вопрос