Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная структура управления инновационным процессом.
Ключевые слова: коллектив, инновация.
Инновационная деятельность в образовании признана приоритетом социальной политики государства, как на федеральном, так и региональном уровнях. Именно поэтому современная Концепция развития профессиональной образовательной организации в своей основе должна учитывать принципы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, способствующие качественным изменениям в образовательном процессе. К таким принципам относятся:
– сохранение и развитие традиций образовательной организации;
– приведение содержания инноваций в соответствие с миссией образовательной организации;
– стимулирование педагогических инициатив и обеспечение сопровождения инновационного развития профессионального потенциала педагогов.
Повышение профессиональной компетентности и квалификации педагогов является важнейшим фактором управления в условиях модернизации системы общего и профессионального образования.
Сегодня необходимо создавать условия для развития инновационного потенциала педагогов, позволяющие решить следующие задачи:
– обеспечить эффективную инновационную деятельность, при которой осуществляется качественное развитие профессиональной образовательной организации;
– формировать и развивать профессиональные компетенции педагогов.
Для перечисленных данных задач администрация образовательной организации должна обеспечить педагогу все необходимое, чтобы на каждом этапе своей инновационной деятельности, в зависимости от конкретных задач, он мог использовать все организационные, содержательные и материально-технологические возможности, необходимые ему для совершенствования профессионализма.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов изучения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления инновационным процессом.
Организационная структура управления инновационным процессом предполагает:
– разработку системы стимулирования инновационной деятельности педагогов;
– открытую информационную поддержку инновационной деятельности педагогов в образовательной организации и организацию информационного обмена между участниками инновации;
– диагностирование затруднений педагогов и координацию их инновационной деятельности (мониторинг промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности с учетом мнения студентов и других педагогов);
– разработку перспективного плана инновационной деятельности педагогов и определение наиболее эффективных способов его реализации;
– осуществление контроля исполнения плана со стороны администрации, методической службы;
– научно-методическое обеспечение инновационной деятельности педагогов;
– обеспечение повышения квалификации педагогов по программам развития образования и организации системы самообразования педагогов;
– мотивирование педагогов к педагогическому проектированию, моделированию, опытно-исследовательской работе;
– создание банка педагогических инициатив (образовательные технологии, методы, формы и др.);
– обобщение полученных результатов апробирования педагогических инициатив, сравнение их с опытом традиционной педагогической деятельности, оценка и решение о внедрении инновации в образовательный процесс, перевод инноваций в режим постоянно действующих образовательных систем;
– модернизацию материальной базы образовательного процесса.
Данная организационная структура требует использования соответствующих форм и методов педагогического взаимодействия, таких как:
– проблемные творческие группы;
– творческие лаборатории, педагогические мастерские по актуальным проблемам инновационной деятельности;
– педсоветы, круглые столы, тренинги социально-психологического, методологического характера по освоению средств рефлексивной диагностики;
– формы самообразования (изучение научно-методической литературы, опыта других образовательных организаций и др.);
– научно-методические, методологические семинары и семинары-практикумы по формированию теоретической, методологической, методической готовности к освоению инновационной деятельности;
– написание творческих работ по результатам инновационного опыта;
– участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы дошкольного образовательного учреждения;
– проведение открытых занятий, мастер-классов педагогами, использующими инновационные образовательные технологии.
На сегодняшний день способов и путей модернизации системы образования представлено достаточно много. Администрация образовательной организации на своем уровне старается решать задачи повышения качества образования. При этом приоритетом должно оставаться понимание того, что педагог является ключевой фигурой образовательной организации, от которого зависит качество подготовки каждого дошкольника.
Литература:
- Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. —2007. — № 1. — С. 42–49.
- Солодухина О. А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование. —2011. — № 10.