Оценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 3484 раза

Библиографическое описание:

Польченко, Е. В. Оценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования / Е. В. Польченко, Л. И. Ермолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56294/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье поднимается проблема оценивания образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования. Выдвигается авторская версия эффективности использования контрольно-оценочных и контрольно-измерительных материалов. Обосновывается выбор контрольно-оценочных процедур и вариативность контрольно-измерительных материалов.

Ключевые слова: младшие школьники, оценка, контрольно-измерительные материалы, контрольно-оценочные процедуры.

Введение. Начальная школа была и остается той ступенью, на которой закладывается фундамент дальнейшего образования и развития личности. Период младшего школьного возраста — это время, когда происходит интеллектуальное развитие ребенка, формируется направленность личности, определяются основы учебной деятельности. От того, какие условия обеспечивают это развитие, во многом зависит дальнейшая жизнь человека. Государство предъявляет требования не только к реализации образовательных стандартов начального образования, но и к оценке качества образования, оценивание образовательных достижений младших школьников.

Вопросам оценки знаний и учебных компетенций обучающихся начальной школы посвящены труды С. Р. Шейхмамбетова, Н. С. Махина, Г. И. Веденеева, В: А. Кальней, М. М. Поташник, С. И. Шишов, Е. В. Ямбург и др.

Учебным достижениям младших школьников, критериям, по которым их можно оценить, посвящены многие педагогические и психологические исследования (Р. Аткинсон, А. Бандура, Э. Берне, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, X. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.). Учебные достижения рассматриваются как составная часть проблем самоактуализации и самосовершенствования личности.

В рамках реализации национального проекта «Образование» и Федерального государственного образовательного стандарта начального обучения происходят изменения в системе начального образования, особенно в целеполагании. Ориентация начального образования на освоение младшими школьниками учебной деятельности предполагает включение в число объектов оценивания способов действия и способов учебного взаимодействия. В практике образовательной деятельности начальной школы нет достаточного количества контрольно-оценочных процедур, позволяющих учителю понять, насколько организованное им обучение помогает учащимся овладевать компонентами учебной деятельности.

В связи с тем, что приоритетным направлением современного начального образования является индивидуализация и дифференциация обучения, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося и создание индивидуальной траектории обучения необходима многоуровневость в оценке образовательных достижений. Изучение научных исследований по проблеме оценивания образовательных достижений младших школьников, показывают, что практически отсутствуют доступные учителю механизмы прослеживания динамики индивидуального прогресса каждого обучающегося. Отмечается (В. А. Сластенин, Н. С. Махина, О. Е. Жиренко, А. Н. Прохорова, П. И. Третьяков, В. В. Давыдов, Н. В. Занков и др.), что имеющаяся система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников не является самоцелью, а подчинена общим целям системы образования с направленностью на повышение качества образования.

Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников, соответствующая ФГОС и способная оказать существенное влияние на повышение качества образования, должны иметь следующие характеристики:

1.Объекты контроля и оценки:

а) знания и их применение, овладение определенными способами действия;

б) метапредметные результаты образования;

в) индивидуальные креативные достижения учащихся.

Таким образом, контроль и оценка индивидуальной динамики развития и обученности каждого ученика выходит на первый план. А это значит, что увеличивается доля участия в контрольно-оценочной деятельности самих обучающихся, что важно для функционирования системы оценивания, так и для овладения младшими школьниками действиями контроля и оценки, самоконтроля и самооценки как важнейшими компонентами учебной деятельности.

В связи с этим, цель исследования заключается в теоретическом обосновании оценивания образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования.

Предмет исследования — процесс оценивания образовательных достижений младших школьников.

Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся 4 «А» и 4 «Б» классов МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области.

В качестве методов исследования использовались контрольно-оценочные и контрольно-измерительные средства для оценивания учебных достижений обучающихся.

Результаты и их обсуждение

В результате проводимого исследования, который начался в сентябре 2018 года, были сделаны выводы о том, что необходимыми условиями функционирования современной системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников являются:

  1. Учет самоценности каждого компонента системы при их взаимосвязи и сочетание внутренних и внешних форм контроля и оценки. Такие условия заключаются в установлении обратной связи, направленности на процесс усвоения учебных предметов.

Внешний контроль и оценка заключаются в получении данных об общем состоянии начального образования и тенденциях его изменения, что способствует созданию качественного диагностического инструментария, который впоследствии будет использоваться в ходе внутреннего контроля и оценки.

  1. Использование специально разработанного диагностического инструментария для проведения внешнего контроля и оценки образовательных достижений, включающего стандартизированные методики.
  2. Анализ этапов становления обучающихся как субъектов контрольно-оценочной и контрольно-измерительной деятельности, что включает создание системы работы по формированию контроля и самоконтроля, самооценивания, показанной в средствах обучения.
  3. Учет психологических особенностей обучающихся, создание «портрета» ученика и «портрета» класса для разработки планируемых результатов по каждому предмету, критериев их достижения и способов оценки.
  4. Выделение основных учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в рамках конкретного предмета.
  5. Качественная оценка достижений обучающихся, анализ причин возникших трудностей и их классификация с целью коррекции.

Специальная, продуманная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников способна существенно повлиять на повышение образовательного уровня каждого ученика, если данные будут использованы для организации дифференцированного обучения.

В исследовании мы придерживались взглядов ученых педагогов на сущность и структуру учебной деятельности (Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Н. С. Махина, М. И. Махмутов, Г. К. Паринова, К. К. Платонов, В. В. Сериков, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) и определели наиболее эффективные модели оценки достижений обучающихся в начальной школе.

  1. Метапредметные результаты:

а) Включение в текущие проверочные работы по предметам (русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению) задания, построенные на материале предмета и оценивающие метапредметные результаты.

б) Учет межсистемных связей и использование комплексных материалов, построенных на материале нескольких предметов, основной целью которых является оценивание достижения метапредметных результатов, связанных с учебной деятельностью и когнитивным развитием школьников.

в) Тестовые задания, которые тренируют память, внимание, мышление через умение найти информацию в тексте, умение ее понять, сделать на основе прочитанного выводы и обобщения.

4) Педагогические диагностические материалы, построенные на основе информации нескольких предметов. Для оценивания метапредметных результатов, связанных с умением взаимодействовать с социумом, используются творческие задания.

Построение системы мониторинга и принципы создания контрольно-измерительных материалов построены с учетом дифференцированного подхода и важными являются следующие положения:

— Основой для создания работ являются общие положения ФГОС НО, связанные как с общей формулировкой предметных требований (пункт 9), так и с положениями об итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования (пункт 13).

В соответствии с деятельностным подходом, который является приоритетным в современном начальном образовании и отраженном в ФГОС НО, объектами контроля являются знания и способности на практике применять полученные знания.

Вывод и заключение. Для разработки контрольно-измерительных и контрольно-оценочных материалов необходимо составить перечень способов действий, которые должны быть сформированы по каждому предмету. Отмечено, что перспективными в оценке метапредметных результатов являются задания, в которых обучающимся важно понять, в чем заключается учебная задача, использовать не только знания, но и активизировать психические познавательные процессы.

В работах, направленных на оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся всегда использовать два типа заданий: обязательные (базовые) задания и дополнительные задания (задания повышенного уровня сложности), что позволит реализовать принцип дифференцированного подхода. Для понимания важно: количество заданий должно соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Особое место в системе контроля знаний занимают мониторинговые срезы в конце 4 класса, направленные на оценку достижения стандарта. Целью проверочной работы, определяющей является оценка уровня усвоения знаний, умений и навыков, без которых невозможно продолжение обучения в основной школе. Особое место здесь принадлежит педагогической диагностике, поскольку усиление диагностического компонента способно существенно повысить качество образования. В отличие от Всероссийских проверочных работ, целью которых является ответ на вопрос усвоен или не усвоен необходимый объем материала, целью педагогической диагностики является ответ на вопрос об особенностях учебных действий ученика, об особенностях его деятельности, о возможных причинах затруднений.

Отсюда следует, непосредственное влияние наоценивание образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования оказывает личность учителя, а полученные данные обладают потенциалом влияния на процесс образования в школе и на индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф. и др. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2016. 224 с.
  2. Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы: сборник статей Всероссийской научно- методической конференции / сост., отв. ред. А. А. Сергеенко; Российская академия образования. — М.: Диона, 2017. — 236 с.
  3. Шейхмамбетов С. Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1516–1519. — URL https://moluch.ru/archive/91/19773/ (дата обращения: 30.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): начальное образование, учебная деятельность, достижение, начальная школа, оценка, школьник, государственный образовательный стандарт, задание, материал, предмет.


Ключевые слова

оценка, младшие школьники, контрольно-измерительные материалы, контрольно-оценочные процедуры

Похожие статьи

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Организационное и методическое обеспечение подготовки учащихся по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

В статье рассматриваются вопросы организационного и методического обеспечения подготовки учащихся по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» (КИП и А).

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Практические основы решения задач с экономическим содержанием в структуре единого государственного экзамена по математике (профильный уровень)

В статье анализируются основные вопросы, связанные с формированием основ экономической и финансовой грамотности российского общества в целом, а также формированием экономических практико-ориентированных компетенций у обучающихся российских школ в час...

Компьютерная технология критериально-ориентированного тестирования

В статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных и объективных средств измерений и оценки индивидуальных достижений учащихся СПО в процессе обучения с использованием компьютерных технологий. А также доказывается результативность применен...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Основные требования пожарно-технического минимума для руководителей медицинских организаций

В статье анализируются правовые основания специальной программы обучения мерам пожарной безопасности руководителей и специалистов медицинских организаций, сформулированы основные требования пожарно-технического минимума для руководителей медицинских ...

Похожие статьи

Особенности правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов в сфере высшего образования Российской Федерации

Рассматривая систему образования с точки зрения российского законодательства, необходимо отметить, что существует большое количество нормативных актов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы в учебных заведениях всех уровней. Но помим...

Организационное и методическое обеспечение подготовки учащихся по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

В статье рассматриваются вопросы организационного и методического обеспечения подготовки учащихся по профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» (КИП и А).

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Практические основы решения задач с экономическим содержанием в структуре единого государственного экзамена по математике (профильный уровень)

В статье анализируются основные вопросы, связанные с формированием основ экономической и финансовой грамотности российского общества в целом, а также формированием экономических практико-ориентированных компетенций у обучающихся российских школ в час...

Компьютерная технология критериально-ориентированного тестирования

В статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных и объективных средств измерений и оценки индивидуальных достижений учащихся СПО в процессе обучения с использованием компьютерных технологий. А также доказывается результативность применен...

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий

В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу раз...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Основные требования пожарно-технического минимума для руководителей медицинских организаций

В статье анализируются правовые основания специальной программы обучения мерам пожарной безопасности руководителей и специалистов медицинских организаций, сформулированы основные требования пожарно-технического минимума для руководителей медицинских ...

Задать вопрос