1. Введение:
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий.
Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.
Музыка и игра — источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей — развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе музыкального руководителя ДОУ, я использую современные образовательные технологии в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
2. Содержание работы
Использование информационно — коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу, значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют внимание дошкольника, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально — ритмических движений, музыкально — дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности:
В разделе «Слушание музыки» — используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально — образного познания ребенка, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
В разделе «Пение» — певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни.
В разделе «Музыкально-ритмические упражнения» — процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.
В разделе «Музыкально-дидактические игры» — применение озвученных презентаций помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.
Использование ИКТ позволяет педагогу ярко и понятно донести до ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера
Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.Алгоритм применения технологии в практической деятельности:
Этапы:
− 1-й этап: установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием);
− 2-й этап: исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;
− 3-й этап: определение эмоционально — образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка?»);
− 4-й этап: выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка?»)
− 5-й этап: определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка?»);
Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.
− 6-й этап: сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления.
Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы:
− 1-й этап:подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ»)
− 2-й этап:развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы: показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации», т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей).
− 3-й этап:творческое самовыражение.
(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).
Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса.
Этапы:
− 1-й этап: обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;
− 2-й этап: творческое музицирование — импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по — своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;
− 3-й этап: концертное музицирование — исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.
Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально — игровой деятельности.
Этапы:
- 1-й этап: расширение и систематизация знаний детей о театре по темам:
Особенности театрального искусства,
Виды театрального искусства,
Рождение спектакля,
Театр снаружи и изнутри,
Культура поведения в театре.
- 2-й этап: «Театрализованная игра» — направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Включает:
− Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
− Игры с импровизированными шумовыми инструментами;
− Пальчиковый игротренинг.
− Игры на развитие восприятия характера и содержания муз. Произведения.
− Игры на развитие зрительного внимания.
− Игры с предметами быта и игрушками.
− Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения.
− Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.
− Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики).
− Игры-этюды на развитие эмоций.
− Игры-этюды на развитие творческого воображения.
− Игры-этюды на общение.
− Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения).
− Скороговорки.
− Упражнения на развитие интонационной выразительности.
− Творческие игры со словом.
− Инсценирование стихотворений.
− Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок.
- 3-й этап: работа над спектаклем (девять основных шагов):
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
- Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Разработанный мною конспект ООД по музыкальному развитию «Путешествие в «Играй-город» для детей средней группы 4–5 лет включает все вышеперечисленные технологии.
3. Основная часть. Конспект ООД по музыкальному развитию «Путешествие в «Играй-город»
Цель:побуждать детей к активному участию во всех видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Развивающие: развивать умение выполнять движения в соответствии с характером музыки; петь выразительно, передавая характер песни.
Образовательные: закреплять умение выполнять простейший ритмический рисунок хлопками; играть на музыкальных инструментах; продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, вместе начинать и заканчивать песню, слышать вступление; выполнять танцевальные движения вместе по показу взрослого.
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке, эстетическое восприятие.
Предварительная работа:чтение сказки «Теремок»; поэтапное разучивание с детьми по ролям сказки; слушание музыкальных произведений, разного характера; изготовление карточек «Эмоции».
Материалы и оборудование: музыкальные инструменты, карточки с эмоциями, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, театр кукол, «сундучок заданий».
Ход ООД:
Дети свободно входят в зал вместе с воспитателем.
Муз рук: здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуйте!
Муз. рук: я рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга!
Дети: «С добрым утром! С добрым днем! Вот как славно мы живем! Здравствуйте!»
Муз. рук: ребята, скажите, любите ли вы играть?
(Ответы детей)
Муз. рук: а в какие игры вы любите играть?
(Ответы детей)
Муз. рук: спросила я вас про игры не случайно. Сегодня утром я получила письмо от своего друга музыканта, который живет в волшебном «Играй городе». Его жители очень любят играть, петь и веселиться. Самая веселая их них — принцесса Игруля. Но в последнее время она загрустила, не с кем не играет, а только плачет. Жители города расстроились из — за этого и тоже загрустили. Мой друг музыкант просит нас помочь, развеселить принцессу и вернуть в город смех и радость. Поможем жителям «Играй — города»? Но смогут это сделать только дружные и добрые ребята. Как вы думаете, справитесь вы с этой задачей? Почему вы так считаете?
(Ответы детей)
Муз. рук: тогда можно отправляться в путь. Я знаю дорогу и поведу вас. К сожалению, в «Играй — город» могут попасть только дети, поэтому вам ребята, нужно прохлопать (схема ритмослогов) и произнести волшебные слоги, чтобы я превратилась в ребенка. И так готовы.
Схема ритмослогов (Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой)
Дети: (прохлопывают)
(муз. рук. надевает бантик и превращается в девочку)
Муз.рук: ну вот, я готова! Мы сейчас отправимся в город, в котором главный житель — ИГРА! Пошли…
Танец — разминка «Что такое доброта» (Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)
Муз.рук: ребята, посмотрите, а вот и ворота «Играй — города». Ворота закрыты. Мой друг музыкант предупреждал, что на воротах замок, а рядом должен быть «Сундучок заданий». Замок откроется, если вы выполнить задание.
Находят сундучок, в нём муз. инструменты и театральные куклы. Открывают и выполняют задания.
1 задание:
Рассказать сказку с помощью этих музыкальных инструментов, а куклы вам в помощь (сказка «Теремок).
(Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова)
Муз. рук.: молодцы! Ворота открылись, можно входить в город.
— А вот и «Переулок Эмоций». Здесь живут жители «Играй — города» и выглядывают в окошки, а настроение у них разное. Давайте определим вместе, какое у кого настроение, в этом нам поможет музыка. Давайте послушаем 1 мелодию и выберем нужную карточку.
Дети слушают музыку Д. Кабалевского «Резвушка» — выбирают нужную карточку с эмоцией.
— Слушаем 2 мелодию и выберем нужную карточку.
Дети слушают музыку Д. Кабалевского «Плакса» — выбирают нужную карточку с эмоцией.
Слушаем 3 мелодию и выберем нужную карточку.
Дети слушают музыку Д. Кабалевского «Злюка» — выбирают нужную карточку с эмоцией.
(Технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой)
Муз рук: молодцы, вы угадали настроение жителей «Играй — города». А чтобы настроение у всех жителей было радостное, давайте научим их игре «Мышка и мышата»
Игра «Мышка и мышата» (ритмическая игра.)
Муз рук.: продолжаем наш путь. А вот и площадь «Радости» и «Дворец Счастья». И сама принцесса Игруля. Но посмотрите, она грустная. Давайте ее развеселим и потанцуем «Полечку».
Танец «Полька»
(Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)
Муз рук: ребята, обратите внимание, наша принцесса заулыбалась и жители «Играй — города» тоже радуются! Хлопают вам! Давайте возьмем музыкальные инструменты и вместе все порадуемся, поиграем на них.
Оркестр
(Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой)
Муз. рук: ребята, мы с вами развеселили принцессу Игрулю, и теперь в «Играй — городе» веселятся и радуются все жители.
— А нам пора возвращаться в детский сад, задержались мы с вами. А поможет нам в этом осенняя песенка. Мы ее споем и окажемся у нас в детском саду.
Песня «Осень»
Муз. рук: вот мы и дома. Ой, ребята, а про меня забыли, мне нужно превратиться во взрослого. Скорее превращайте меня, где наши музыкальные схемы, нужно прохлопать и произнести волшебные слоги. Готовы?
Дети: прохлопываютсхему ритмослогов
Муз. рук. снимает бантик и становится взрослой.
Муз. рук: ребята, скажите, где мы сегодня с вами побывали? Что доброго сделали? Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
(Ответы детей)
Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу. До свидания, друзья, до новых встреч!
3. Заключение
Применение современных образовательных технологий на ООД по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формирует гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях, сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры — придумки, игры — фантазии. Таким образом, современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Вывод: в ходе реализации ФГОС ДО, использование современных образовательных технологий, несомненно, дают положительный результат.
У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения.
Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста).
Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.
Литература:
- Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». Музыкальная палитра Санкт — Петербург 2012г.
- Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010 г.- № 2.- с. 2
- Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005 г.- № 1. –с.3
- Радынова О. П. «Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994 г.- № 2, с. 24–30
- Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. — Волгоград, 2010г.
- Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. — № 1. — с.10
- Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009 г.- № 5.-с.4.