Исследованы временная перспектива и прокрастинация в группах респондентов, которыми являлись учащиеся школы с целью анализа и предположения лингвистических достижений личности в зависимости от учебной мотивации и прокрастинации у учащихся девятых и учащихся четверных классов. Полученные данные позволили сделать предположение о том, что прогнозирование лингвистических достижений при изучении английского языка возможно, если учащиеся будут иметь представление о своем психологическом прошлом и будущем в настоящее время. Доказано влияние прокрастинации на успешность обучения. Результаты проведенного исследования раскрывают новые перспективы для повышения уровня учебной мотивации и повышения уровня лингвистических навыков.
Актуальность проблемы учебных достижений учащихся в области изучения английского языка занимает важное место в современной педагогике. В настоящее время отмечается парадигмальный сдвиг от структурно-морфологической к динамической трактовке профессиональной деятельности человека. Это требует пересмотра существующих представлений о временной перспективе и прокрастинации через призму современных научных подходов в изучении учебной деятельности школьников и их лингвистических достижений.
Вопросы смысла жизни, самосовершенствования и определения целостных ориентиров личности занимают центральное место в педагогике и психологии, рассматривающей проблемы личностного самоопределения. Процесс познания английского языка связан не только с выявлением учеником субъективных представлений о собственных способностях и формированием учебных установок, но и со способностью планировать лингвистические достижения на основе временной перспективы и контроля прокрастинации. Таким образом, временная перспектива, которая отражает ценностно-смысловые аспекты субъективного времени и проявляется в способности ученика охватывать путь познания, начиная от простых учебных действий до осмысления значения языковой грамотности в жизни. Временная перспектива позволяет рассмотреть причины прокрастинации, которая зачастую является причиной психологического неблагополучия, неудовлетворенности учебной деятельностью. Прокрастинация, или стремление откладывать что-либо на потом, создает искусственное чувство свободы. Она заставляет учеников думать, что у них достаточно времени, однако при этом забирает у них это время. Прокрастинация схожа с беззаботной игрой, но часто оборачивается чувством вины и беспокойства. Ученик, который подвержен прокрастинации, испытывает ложное чувство безопасности. Он думает, что ситуация под контролем и ему совсем не нужно торопиться. Он часто не может определить необходимое время для выполнения какого-либо дела или задачи. Например, ученик думает, что перевод текста и подготовка к диктанту займет около 25 минут, но на самом деле она занимает 2 часа. Следовательно, прокрастинация начинается с чувства беззаботности и радости (легкости), но после за это приходится расплачиваться такими чувствами как: страх, беспокойство, беспомощность и злость на самого себя. Однако, привычку ничего не делать достаточно сложно изменить: ученик, который склонен откладывать дела на будущее, уверен, что в этой привычке нет ничего страшного. Хорошая оценка за тест или диктант (а иногда и просто оценка, позволяющая перейти в следующий класс) — прямое подтверждение того, что метод работает и что эффективнее всего выполнять работу под давлением или когда есть четкая мотивация. Устранить прокрастинацию очень не просто, так как она является стремлением устранить проблемы, которые ученик может не понимать (например: злость, перфекционизм, неуверенность в себе). Хоть прокрастинация и устраняет тревогу, связанную с этими проблемами, но сами проблемы остаются нерешенными.
Здесь необходима постановка цели, которая решает часть проблемы прокрастинации. Цель — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности.
Так, Д. А. Леонтьевым выделено три уровня анализа проблемы самореализации личности. Наиболее общий для педагогической психологии деятельности — философский уровень, на котором решаются вопросы о сущности человека, его самореализации в жизни и учебной деятельности, лингвистических достижений.
В связи с этим целью исследования было выявление временной перспективы и прокрастинации как средств прогнозирования лингвистических достижений учащимися.
Исследуемые и методики исследования
В исследовании приняли участие учащиеся 9 и 4 класса ГБОУ СОШ 1272 города Москвы. Всего 38 учеников. Использованные методики:
- Методика на выявление временной перспективы в графических текстах;
- Опросник А. Реана «Учебная мотивация»;
- Шкала прокрастинации (школьный вариант).
Результаты и их обсуждение
Применение методики на выявление временной перспективы в графических текстах. Необходимо отметить, что временной перспективе учеными уделялось значительное внимание. Изучая временную перспективу, Л. К. Франк проводил сравнение личности и ее потенциала, делал акцент на взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в сознании и деятельности человека. По мнению К. Левина психологическое прошлое и психологическое будущее — это синхронные части психологического поля, существующего в данный момент. Дж. Бойд считает, что временная перспектива помогает упорядочить нашу жизнь, структурировать ее и придать ей смысл.
Опросник временной перспективы Зимбардо (англ. Zimbardo Time Perspective Inventory, сокр. ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму. Разработана Ф. Зимбардо в 1997 году. При обработке данных исследования был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок. Данный опросник состоит из трех шкал, каждая из которых направлена на оценку преобладания у респондента различных временных ориентаций:
- Успехи прошлого;
- Успехи настоящего;
- Будущее.
Таблица 1
Данные опросника временной перспективы Зимбардо (ZTPI)
Факторы ZTPI |
9 класс |
3 класс |
Различия при P <0,05 |
Успехи прошлого |
2,58 |
2,36 |
1–3, 1–4 |
Успехи настоящего |
3.49 |
3.47 |
3–4 |
Будущее |
3.72 |
3,51 |
3–4 |
Анализируя результаты, можно отметить вариативность ряда характеристик временной перспективы личности у разных категорий исследуемых. Подобные изменения могут быть следствием переоценки событий прошлого, расцениваемых ранее как не вполне благоприятные.
Опросник А. А. Реана «Учебная мотивация». Мотивация учебных успехов- это позитивная мотивация, при которой ученик ставит цель и действует в достижении этой цели. Опросник содержит 20 утверждений, на которые испытуемые должны были ответить «да» или «нет». Обработка проводилась методом подсчета баллов в соответствии с ключом опросника.
Таблица 2
Данные исследования по тесту «Учебная мотивация».
9 класс |
4 класс |
Критерии оценки |
19,01 |
17,23 |
От 1 до 7 баллов — мотивация не неудачу. От 8 до 13 баллов — мотивационных полюс ярко не выражен. От 14 до 20 баллов — мотивация на успех. |
Данные таблицы говорят о том, что все учащиеся мотивированы на успех.
Проведенное исследование показало, что на лингвистические достижения влияют многие факторы. Изученная прокрастинация, временная перспектива, учебная мотивация, позволили подтвердить факт прогнозирования лингвистических достижений. Однако, не во всех случаях. Концепция личностного потенциала Д. А. Леонтьева, подтверждает, что личностный потенциал во многом может обуславливать самореализацию личности и ее успешную адаптацию в учебной деятельности. Личностный потенциал — это интегральная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности сохранять стабильность учебной деятельности на фоне изменяющихся внешних условий. (Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин, Т. О. Гордеева).
Таким образом, влияние прокрастинации и временной перспективы может являться предикторами лингвистических достижений лишь для тех учащихся, чьи цели не осознаны и не совсем понятны, у кого не сформированы внешние и учебные мотивы, для тех, кто не способен концентрироваться на учебной деятельности, и не имеет устремленности в будущее. Исследование показало значимую роль самосознания в развитии лингвистических достижений учащихся, обеспечивающих самореализацию и саморазвитие личности.
Литература:
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПБ., 2000.
- Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблема и перспективы исследования // Журнал «Вопросы психологии». 2010. № 3. С. 121–131.
- Личностный потенциал: структура и диагностика // Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.
- Реан А. А. Психология изучения личности. — СПБ.,1999.
- Pychyl, Т.А., Morin, R.W., Salmon, B. R. Procrastination and the planning fallacy: An examination of the study habits of university students. // Journal of Social Behavior and Personality. — 2000. — Vol. 15 (5). — P. 135–152.