В общей структуре рынка авиационных услуг в Российской Федерации достаточно важную часть занимает сегмент, связанный с производством полетов на вертолетах. Особые, а зачастую и уникальные, летно-технические возможности вертолетов обеспечивают им значительные преимущества по сравнению как с самолетами, так и с целыми рядами наземных технологий по выполнению многих видов работ. В Воздушном кодексе РФ (ст.114) [1] такие работы определяются под общим названием «авиационные работы». Это работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в промышленности и сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей среды, оказание медицинской помощи и других целей. Полный перечень и квалификация авиационных работ приведен в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 54265–2010 [3].
В настоящее время характерно масштабное использование вертолетной техники при осуществлении разведки, добычи и транспортировки ископаемых, а также для обеспечения ряда производственных технологий в отраслях экономики и в качестве транспортного средства для выполнения поисково и аварийно-спасательных операций.
Каждый полет по конкретному виду авиационных работ выполняется в соответствии с заданием на полет. Задание на полет согласно требованиям п.5.68 ФАП-128 [2] является обязательным судовым документом и разрабатывается каждой авиакомпанией самостоятельно в виде формализованного бланка. Кроме обязательных записей, предусмотренных п.5.70 ФАП-128 [2], каждая авиакомпания вправе устанавливать и иные записи. Наиболее важная информация содержится в отчет о полете. Именно здесь отражены фактические данные и результаты каждого полета на выполнение авиационных работ, а именно:
− маршрут полета с пунктом посадки вертолета;
− фактическое время отправления и прибытия по каждому пункту маршрута;
− налет часов;
− работа двигателя на земле;
− заправка топливом и маслом;
− загрузка вертолета (пассажирами и грузом);
− количество полетов и время налета на погрузочно-разгрузочные работы, в том числе с использованием внешней подвески.
В настоящее время оформление заданий на полет в бумажном виде и, особенно, последующая обработка содержащихся в них данных связанны с большим объемом как материальных, так и трудовых затрат. Поэтому достаточно актуальным является создание конкретного программного комплекса, направленного на решение проблем вертолетной авиакомпании в части эффективного управления коммерческой деятельностью при выполнении авиационных работ. Основной целью при этом должно быть получение многопользовательского сетевого продукта для использования внутри вертолетной компании, а именно в летном отряде, бухгалтерии, отделе кадров, в отделе организации и обеспечения авиационных работ, в инженерно-авиационной службе и в службе авиационной безопасности.
В первую очередь, необходимо будет создание электронного вида формализованного бланка задания на полет, что обеспечило бы ввод и последующую обработку необходимой полетной информации применительно к конкретному виду выполняемых авиационных работ.
По каждому члену экипажа вертолета при этом должны автоматически рассчитываться в соответствии с отдельным полетным временем его общий налет как по конкретному полетному задания, так и по конкретному виду авиационных работ.
В итоге эти данные могут учитываться и использоваться бухгалтерии при расчёте сдельной заработной платой для каждого члена летного экипажа, а также при внесении учетных данных в их летные книжки.
Целесообразно также предусмотреть исходя из данных, полученных при обработке полетных заданий, учет командировочных расходов в части расчета выплат суточных каждому члену экипажа.
Для ИАС было бы актуальным учет требований и данных по заправке вертолетов.
К настоящему времени целый ряд ведущих российских авиакомпаний перешли практически на полный электронный документооборот в сфере договорной работы, платежного обеспечения, оформления счетов-фактуры, топливообеспечения, аэропортового обслуживания, продажи авиабилетов.
Имеется также целый ряд созданных конкретных программных продуктов, направленных на формирование и обработку заданий на полет. Практически все они достаточно функциональны и охватывают основные аспекты деятельности крупных авиационных компаний. А это, в первую очередь регулярные и чартерные коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов. Поэтому такие программные комплексы достаточно объемны и сложны в использовании и адаптировании применительно к небольшим вертолетным авиакомпаниям, специализирующимся на выполнении авиационных работ. Таким авиакомпаниям присущи свои особенности учета налета каждого члена экипажа применительно к условиям и сложности каждого вида авиационных работ.
Полная автоматизированная статистическая обработка всех данных из отчета о полете из каждого задания на полет в итоге позволила бы определять эксплуатационные расходы и себестоимость выполнения авиационных работ. Ведь именно расходы или себестоимость продукции авиакомпании является основным показателем для экономической оценки целесообразности и эффективности работы вертолетной авиакомпании. При этом планирование, учет и анализ эксплуатационных расходов должно осуществляться в двух основных аспектах — по эксплуатационным элементам и по калькуляционным статьям затрат. В итоге это обеспечит полноту и правильность учета и планирования расходов на производство полетов по видам авиационных работ.
Литература:
- Федеральный закон от 19 марта 1997 г. No 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (ВК РФ). — URL: https://www.favt.ru/public/vozdushnie-perevozki-trebovania/kodeks.pdf (дата обращения 27.01.2019)
- Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2009 г. No 128. — URL:https://www.favt.ru/public/materials//f/8/e/c/e/f8ece57772c01a7e44d01115c044b536.pdf (дата обращения 27.01.2019)
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54265–2010 «Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация. (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 декабря 2010 г. № 1071-ст). — URL:http://base.garant.ru/70477668/#friends (дата обращения 27.01.2019)