Ключевые слова: ситуационное управление, ситуационный подход, кризисное управление, ALARP, алгоритм ситуационного управления.
Применение ситуационного подхода к управлению опирается на способность субъекта управления (руководства организации) грамотно и беспристрастно проанализировать существующее положение дел; определить факторы, которые выступают в качестве определяющих и играют решающую роль для последствий реализации потенциальных решений в конкретной ситуации; оценить возможный эффект, который в перспективе может иметь место из-за изменения одного фактора или группы факторов, и принять на себя полную ответственность и риск за принимаемое решение и его претворение в жизнь.
Успех ситуационного подхода зависит от точного определения наиболее важных факторов или переменных, оказывающих влияние на организацию и процесс принятия управленческих решений [1]. Факторы, влияющие на успех организации:
- Внешние — отражают влияние внешней среды, содействуя удачному решению задач организации (полезные факторы) или противодействуя целям организации (вредные факторы). Внутренние — характеризуют взаимовлияние внутренних переменных и движущих сил внутри организации на процесс.
- Управляемые — факторы, на которые может влиять руководитель по своему усмотрению. Неуправляемые — факторы, на которые руководитель не может оказывать влияния.
- Определенные — факторы, значения которых известны с требуемой точностью. Неопределенные — факторы, значения которых не известны или известны не полностью:
− факторы нестохастической природы — факторы, которые по своей природе не описываются законом распределения вероятности или они настолько новы и сложны, что о них не имеется достаточно релевантной информации;
− случайные факторы — факторы, значения которых не определены, но описываются законом распределения вероятности.
Очевидно, что в силу неопределенности ситуации управление рисками приобретает большую остроту и поэтому необходимо не только учитывать и анализировать риски, но и пытаться их уменьшить. Этому в значительной степени способствует появление МС ИСО 31000.
Интегральная характеристика представления вероятности риска отражается в определении зоны ALARP (минимальный практически приемлемый уровень риска):
Рис. 1 Риск-менеджмент при ситуационном управлении [2]
Следует провести разграничение между кризисным управлением и ситуационным управлением. Компании, которые управляются на основе принципов ситуационного подхода в качестве самостоятельной стратегии, ориентированы на поиск проблемных мест, уязвимых точек организационных процессов, и применяют как реактивный подход, отвечая на возникающие обстоятельства, так и упреждающий (проактивный) подход, который состоит в процессе выявления потенциальных рисков для бизнеса и в разработке достаточно подробного плана, который позволит компании в случае возникновения сложной ситуации, реагировать на угрозу и быстро восстанавливать нормальные бизнес-операции. Планирование действий в рамках ситуационного управления представляет собой активную стратегию, в отличие от кризисного менеджмента, который представляет собой процесс управления реакции субъекта на инцидент после его возникновения [5]. Т. е. организации переходят в режим кризисного управления (антикризисного менеджмента), когда серьезная проблема уже возникла.
Таким образом, ситуационное управление не является простым ожиданием, когда конкретные обстоятельства будут иметь место, а представляет собой прогнозирование возможных сценариев и планирование действий заранее. Это означает, что руководители должны заранее определить приоритеты и ресурсы, которые имеют решающее значение для обеспечения непрерывности организационных процессов. К критическим ресурсам относятся информационные и коммуникационные системы, а также мотивация сотрудников. В ситуационном управлении необходимо определить потенциальные угрозы для любого из критически важных ресурсов и предусмотреть внятный и достаточно краткий план действий для реагирования на любой сценарий. В таком плане также должны быть назначены ключевые ответственные лица, отвечающие за различные аспекты организационной реакции на ситуацию.
В случае, когда команды сотрудников имеют четкое представление о своих действиях в случае возникновения того или иного типа ситуации, можно говорить об эффективном ситуационном управлении.
Литература:
- Лосев К. В., Смирнов С. Б. Инновационная деятельность и её специфика в высшем учебном заведении // Журнал правовых и экономических исследований. — 2012. — № 3. — С. 135–138.
- Лосев К. В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения / Автореф. дис. … канд. экон. наук. — СПб.: СПбГУАП, 2013.
- Поспелов Д. А. Принципы ситуационного управления // Техническая кибернетика. — 1971. — № 2. — С. 10–18.
- Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М.: Наука, 1986. — 288 с. — С.11.
- House R. J. Path–goal theory of leadership: Lessons, legacy, and a reformulated theory // Leadership (1996. — Vol. 7. — Pp. 323–352.