Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть всё. Но в последнее время, мы перестали замечать главное: людей, животных, природу. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия, безразличие к происходящему в мире — стало неотъемлемой частью поведения людей.
А можно ли это поправить? Конечно, нужно только уметь любить, заботиться и быть добрым. Каждый должен начать с себя.
В рамках внеурочной деятельности мы с детьми решили работать над социальным проектом «Дорогою добра».
Идея работы у нас возникла, когда мы участвовали в акции «Посылка солдату», детям понравилось делать добро другим.
Наш проект долгосрочный, над ним мы работали год. В начале проекта дети совершали добрые поступки в семье, в школе, потом в социуме.
Данный проект объединит вокруг себя детей, родителей и педагога.
Актуальность социального проекта «Дорогою добра» подтверждается словами В. А. Сухомлинского «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».
В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств и, именно, в детстве, закладывается нравственный фундамент личности.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, воспитывать в себе ее — Доброту. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
В основу проекта входит:
− вовлечение в деятельность;
− стимулирование;
− сотрудничество;
− доверие;
− личный пример.
Цель проекта:
− формирование у детей социально-нравственных ценностей, привлечение детей к значимой самостоятельной деятельности на благо других людей, учиться совершать добрые поступки и дела в семье, школе, на улице.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Определить отличительные особенности добрых дел.
- Обогатить эмоциональный мир школьников, укрепить знания о добре.
- Побуждать к желанию творить добрые дела бескорыстно и искренне.
- Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Запланировать виды добрых дел в семье, школе, на улице.
- Осуществить запланированные добрые дела.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный.
Основная деятельность — социальное проектирование.
1.1. Определение темы и актуальности проекта.
1.2. Определение цели и задач проекта.
1.3. Формирование состава творческих групп из учащихся класса и координация их деятельности.
2 этап. Планирование деятельности по выполнению проекта.
2.1. Разработка плана социально-значимых мероприятий.
Мы создавали банк идей проявления доброты. Где, кому, когда мы можем подарить лучик добра. Какие мероприятия нужно провести, идя дорогою добра.
3 этап. Реализация проекта. Этот этап — практический
Цель данного этапа: реализация проекта через различные акции, мероприятия.
На данном этапе мы непосредственно занимались волонтерской деятельностью, творя добро на благо людям.
4 этап. Подведение итогов.
4.1. Контроль и оценка проведения мероприятий.
4.2. Анализ результатов деятельности (отчеты, презентации, награждения по итогам учебного года).
Ожидаемый результат.
- Вовлечение детей класса в активную общественную жизнь.
- Рост социальной и общественной активности; формирование зрелой гражданской позиции;
- Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.
- Появление людей, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни; формирование толерантного отношения к людям старшего поколения.
- Навыки сотрудничества друг с другом и другими людьми.
- Формирование понятия о ценности совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
- Приобретения опыта общения.
- Осмысление своих реальных возможностей
Социальный проект «Дорогою добра» состоит из трех основных направлений:
- «Чистота и природа родных мест».
- «Творчество».
- «Забота».
Направления деятельности:
1направление «Чистота и природа родных мест»
Цель: помощь в решении экологических проблем, формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с природой города. В этом направлении проведены следующие мероприятия: акции «Чистый школьный двор», «Сделаем парк чище», «Красивые клумбы» «Собери макулатуру — сохрани дерево», «Птичий дом». Фотоконкурс «Как прекрасен этот мир». Конкурс рисунков «Природа родного края, «Экологические знаки», конкурс поделок из бросового материала.
2 направление «Творчество»
Цель: формирование социально-активной позиции детей, развитие творческих способностей учащихся через организацию волонтерской деятельности.
В этом направлении были организованы:
− праздники, концерты «Осенины», «День пожилого человека», «День Матери», «Новогодняя сказка», «День защитника Отечества», «8 Марта»;
− поздравление пожилых людей с праздниками;
− конкурсы рисунков и сочинений «Доброта вокруг нас», «Доброта спасет мир», «Мой добрый поступок»;
− изготовление поздравительных открыток ко «Дню пожилого человека», «Дню Матери», «Дню инвалида», «Нового года», «Дню 3ащитника Отечества», «8 Марта», «Дню Победы;
− изготовление бумажных журавликов и вручение их первоклассникам, как символа добра и любви;
− оформление «Дерева добрых дел»;
− участие в библиотечном часе «Твори добро на благо людям». На занятии дети размышляли: что такое добро, какой человек добрый, какие поступки его украшают; рисовали рисунки о добрых поступках;
− участие в книжной выставке «Через книгу к добру» и в операции «Книжкина больница».
3 направление «Забота».
Цель: организация реальной помощи пожилым людям, инвалидам малообеспеченным семьям, животным. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
В этом направлении оказывали помощь:
− пожилым людям (уборка квартиры, покупка продуктов и лекарств, работа на садовом участке);
− детям-инвалидам (подарки к праздникам);
− малообеспеченным семьям (сбор игрушек, поздравления к праздникам, сладкие подарки, участие в акции «Помоги собраться в школу»);
− пернатым друзьям (учащиеся класса совместно с родителями делали скворечники, кормушки, собирали материалы для презентации о птицах. Развешивали кормушки в школьном саду, в своих дворах, подкармливали птиц и вели за ними наблюдения).
Организация шефской работы над детским садом:
− акция «Подари игрушку или книгу»,
− выступление с инсценировкой «Знай правила движения, как таблицу умножения». (Учащиеся в сказочной форме познакомили детей с правилами дорожного движения);
− выступление с танцевальными номерами для детей с ОВЗ, в социально — реабилитационном центре для несовершеннолетних детей, в доме-интернате для престарелых и инвалидов;
− участие в акциях «Посылка солдату» и «Подари книгу библиотеке»;
− участие в областном фестивале русских народных игр «Забава — 2018».
За один год нельзя научить детей быть милосердными, но принимая участие в подобных проектах, они получают возможность научиться простому человеческому общению друг с другом, заботе о ближнем, добросердечности, отзывчивости и состраданию.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других, радуются своим победам.
Подобная совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагога, родителей создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки и комфортного психологического состояния.
Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Литература:
- Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. — с. 163.
- Иванова Н. В., Марунина Г. Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2013. — 128 с.: ил. (Начальная школа).
- Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. — 2013. — № 11. — с. 20–33.
- Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. — М.: Вентана-Граф, 2013. — с. 106.