Экологическая тропа и творческая деятельность учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 08.02.2019

Статья просмотрена: 909 раз

Библиографическое описание:

Гавриленко, А. В. Экологическая тропа и творческая деятельность учащихся / А. В. Гавриленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56337/ (дата обращения: 16.11.2024).



Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.

Ключевые слова: экологическая тропа, маршрут, станция, характерные виды.

Экологическая тропа — это специально оборудованный и тщательно изученный, особо охраняемый путь (маршрут) на территории, природа которой позволяет при ее изучении получить знания о естественных явлениях и объектах, экосистемах; создать условия для развития экологической культуры учащихся.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:

– изучение видового состава растений и животных на определенной территории;

– знакомство с методами изучения природных объектов в разных средах обитания;

– приобретение навыков исследовательской работы;

– выявление экологических связей между членами биогеоценоза в разных экосистемах;

– влияние антропогенных факторов на экосистемы и отдельные природные объекты;

– формирование навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие экологической ответственности и др.

Маршруты троп должны отвечать принципам наименьшего вмешательства в окружающую природную среду.

Эколого-просветительская деятельность на тропе тем эффективней, чем лучше продуманы результаты, которых необходимо добиться. Четкая постановка задач позволит лучше оценить эффективность такой деятельности и внести в нее необходимые изменения. Задачи ставятся в соответствии с основными идеями экскурсии и целевой аудиторией.

Прежде чем начать создание экологической тропы на любой территории, необходимо изучить не только существующие в ее пределах природные условия и примечательные объекты, но также характер существующего рекреационного использования (периоды наиболее активного посещения, виды деятельности отдыхающих и т. п.). От этого в большой степени зависит протяженность, назначение и выбор типа тропы, наиболее подходящего для данных условий [1, с.128].

Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.

Каждая тропа должна быть не похожа на другие. Это своеобразие достигается тем, что ее специально прокладывают рядом с особо привлекательными природными объектами (вековыми деревьями или деревьями с причудливо изогнутыми стволами, интересными обнажениями горных пород на склонах долин, родниками и прудами и т. п.).

Кроме того, для каждой тропы может быть разработан свой стиль, который будет использован при создании мостиков-переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п.

Главным требованием для всех способов подачи информации является ее максимальная краткость. Длинные тексты, как правило, не читаются. Должны быть в лаконичной форме выделены только ключевые и наиболее яркие моменты информационного обеспечения, которое в целом ориентируется на иллюстративный материал [2, с.240].

Среди способов донесения информации до посетителей следует отдавать предпочтение интерактивным способам, то есть информация не преподносится в виде голых фактов, а заставляет размышлять, догадываться, искать ответы на поставленные вопросы и лишь потом предлагать правильные и обоснованные ответы [4, с.101].

К таким основным пунктам экологической тропы в окрестностях агробиостанции «Зеленое» относятся (рис.1.):

– ручей, переходящий в ольс приручейный;

– луг разнотравный суходольный;

– сосняк мшистый;

– ельник приручейно-травяной;

– ельник мертвопокровный;

– сосняк брусничный;

– рудеральный комплекс;

– — луг низинный.

Описание: экотропа

Рис.1. Маршрут экологической тропы на агробиостанции «Зеленое»

Разнообразие реперных участков на экологической тропе позволят наиболее полно ознакомиться с биологическим разнообразием региона. Так, на протяжении маршрута экологической тропы окрестностей агробиостанции «Зеленое», учащиеся знакомятся со следующими экосистемами.

У ручья, дно которого покрыто камнями, обильно заселенными «реобионтами» — обителями быстротекущих вод, можно рассказать об этих живых организмах и показать их, достав камень из воды, на верхней стороне которого хорошо видны многочисленные поселения личинок мошек, а на нижней хорошо заметно, как извиваясь, переползают с места на место представители одной их экологических групп поденок, или разновозрастные особи пиявок и личинок ручейников.

На лесных объектах студенты знакомятся с процессом сукцессии биоценозов, связанной со сменой гидротермических условий местности и антропогенным воздействием на данную территорию, изучают особенность отдельных ценоэлементов лесного биогеоценоза. Важным является возможность изучить здесь особенности почвообразования, описать своеобразный профиль дерново-подзолистой лесной почвы.

Изучение структуры луговых биоценозов позволит учащимся познакомиться с основными экологическими группами луговых растений, изучить ярусность лугового биоценоза.

Паспорт экологической тропы на агробиостанции «Зеленое»:

– Местонахождение: Минская обл., Минский район, д. Зеленое.

– Протяженность маршрута: 2,7 км.

– Тип экологической тропы: учебная, пешеходная тропа.

– Сложность маршрута — средний.

– Время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода): 2,5 ч.

– Режим использования: конец мая — начало сентября.

Обзорные точки экологической тропы:

  1. Ольс приручейный.

Расположен по обе стороны ручья, пересекающего железную дорогу. Занимает заболоченный участок в понижении рельефа (до 0,4 м) с сильной обводненностью. Микрорельеф характеризуется приствольными повышениями до 0,3 метра. Характерные виды: ольха черная, мята водная, таволга вязолистная, недотрога обыкновенная, дудник болотный, хмель обыкновенная, череда трехраздельная.

  1. Луг разнотравный суходольный

Перейдя железнодорожное полотно, мы остановимся на разнотравном лугу. Он примыкает к границе березняка разнотравного. Растительный покров представлен злаками (душистый колосок, тимофеевка луговая, овсяница луговая, полевица тонкая, ежа сборная и др.), бобовыми (клевера, мышиный горошек и др.), ястребинками. Обычны здесь тысячелистник, золотая розга, подорожник ланцетолистный, большой, одуванчик и другие растения.

  1. Сосняк мшистый

Следующая наша остановка — сосняк мшистый. Он развивается на дерново-подзолистых песчаных почвах. В состав подроста входят сосна, береза, осина, редко дуб. В подлеске крушина, бересклет, ива. В живом напочвенном покрове ведущую роль играет моховой ярус, основу которого составляют Pleurozium schreberi и Dicranum polysetum. Кустарнички представлены черникой, брусникой, вереском. В травяном ярусе овсяница овечья, марьянник лесной, золотарник обыкновенный.

  1. Ельник мертвопокровный

Продвигаясь по экологической тропе, мы попадаем в ельник, почти лишенный какой-либо растительности в нижних ярусах. Это ельник мертвопокровный. Он представляет собой густой и затененный ельник, лишенный напочвенного покрова. Лишь слой опавшей хвои устилает почву. Очень редко встречаются майник двулистный, ожика волосистая, злаки, грушанки.

  1. Ельник приручейно-травяной

Спускаясь немного ниже к водотоку, мы осматриваем ельник приручейно-травяной. Он занимает пониженное местоположение — вблизи ручья. Почвы торфянисто-глеевые, подстилаемые песком, супесью, обводненные, среднепроточные. В травяном ярусе седмичник европейский, майник двулистный, хвощ лесной, сныть обыкновенная, зеленые мхи, черника, ветреница дубравная, лабазник вязолистный, крапива двудомная.

  1. Сосняк брусничный

Далее выходим на сухую почву и немного поднимаемся на небольшой холм. Перед нами сосняк брусничный. Он формируется на автоморфных супесчаных почвах. Основной эдификатор — сосна обыкновенная. Иногда встречается примесь березы бородавчатой. В подлеске рябина обыкновенная, крушина ломкая, бересклет бородавчатый. В напочвеном покрове бореальные мхи — Шребера, дикранум, местами кукушкин лен можжевельниковый. В травном покрове обычны брусника, по микропонижениям — черника, на освещенных участках вереск, толокнянка, земляника, вейник наземный, кошачья лапка, овсяница овечья.

  1. Рудеральный комплекс

Выйдя из леса, попадаем в зону, где обосновались местный жители. Растительность, раскинувшаяся перед нами представлена так называемыми рудеральными растениями, составляющими рудеральные сообщества. Рудеральные растительные сообщества, формируются в антропогенных ландшафтах. Данная точка экологической тропы приурочена к окраинным местам строений и хозяйственных построек. Растения, заселяющие данные местообитания, как правило, относятся к нитрофилам. Здесь обычно можно встретить одуванчик, подорожник большой, донник белый и лекарственый, клевер ползучий, пырей ползучий, крапива, цикорий обыкновенный, лопух, пастушья сумка, галинзога и др.

  1. Низинный луг

Перейдя железную дорогу на сторону, с которой мы начинали наше движение по экологической тропе, проходим через низинный луг. Луга этого типа развиваются на низинных формах рельефа и имеют избыточное увлажнение за счет близкорасположенных грунтовых вод. Здесь обычна злаково-осоковая растительность. Почвы отличаются бо́льшим содержанием гумуса. Здесь обычны таволга вязолистная, лапчатка прямостоячая, подмаренники, вербейник монетчатый, клевера, мятлик луговой, овсяница луговая, тимофеевка, вербейник обыкновенный и другие виды. Необходимо отметить, что в данной точке экологической тропы можно встретить такое редкое растение, как арника горная.

Создание учебной экологической тропы способствует проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, повышению научного уровня школьного образования, а также подготовки студентов-биологов в педагогических вузах. Знания, которые будущие учителя получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что учащиеся овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека [3, с.21].

Проведение экскурсий на экологической тропе способствует созданию условий для воспитания экологической культуры. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Учащиеся усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Тропа наглядно показывает главные различия между естественным лесным сообществом и лесом, в котором проводится хозяйственная деятельность (рубки, лесные культуры). На маршруте экологической тропы знакомятся с различными типами биогеоценозов, элементами рудеральной среды. На практике они познают различия как в структурных элементах лесной, луговой, антропогенной среды, так и в видовом составе живых организмов.

Литература:

1. Андреева, И. И. Ботаника: учеб для с/вузов / Л. С. Родман. — М.: Колос, 2005. — 128 с.

2. Кучерявый, В. Л. Экология / В. Л. Кучерявый — М.: Мир, 2000–240 с.

3. Ремизова, Н. И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» / Н. И. Ремизова. — Изд. 6-е. — М.: Знание, 2000. — 21 с.

4. Чижова, В. П. Экологическое образование, учебные тропы / В. П. Чижова, Е. Г. Петрова, А. В. Рыбаков. — Сб. «Общество и природа» МГУ, 1981. — 101 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая тропа, природная среда, ельник, железная дорога, маршрут, низинный луг, почва, рудеральный комплекс, травяной ярус, учебная экологическая тропа.


Похожие статьи

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе на уроках биологии (заочная экскурсия в заповедник)

Данная статья направлена на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому, изучение природы родного края. Вопросы развития осознанного, ответственного личного поведения уч...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции

Статья посвящена тому, что игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как...

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Физические диктанты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого...

Похожие статьи

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе на уроках биологии (заочная экскурсия в заповедник)

Данная статья направлена на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому, изучение природы родного края. Вопросы развития осознанного, ответственного личного поведения уч...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции

Статья посвящена тому, что игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально — закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как...

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Физические диктанты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого...

Задать вопрос