Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: эффективные способы, мотивация, игровая форма, ИКТ, контроль знаний, развитие творчества.
Согласно Концепции модернизации российского образования, до 2020 г., [2] одной из целей образовательного процесса является повышение мотивации обучающихся к овладению компетенциям необходимыми для успешного освоения необходимых знаний.
Одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации, обучающихся к изучению английского языка является использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Рассмотрим несколько факторов, которые способствуют повышению мотивации воспитанников.
Современные обучающиеся уверенно владеют ИКТ и являются активными пользователями сети Интернет, в связи с этим использование данных технологий в школе вызывает позитивные эмоции у обучающихся, поскольку они видят применение своих навыков на практике [1]. Так, например, для закрепления изученного материала воспитанники могут использовать упражнения с обучающих сайтов, которые можно выполнять в режиме онлайн (http://www.learningapps.org http://www.audio-english.ru http://www.english4all.ru http://www.am-en.ru http://www.englishforkids.ru http://begin-english.ru/test/). Данные ресурсы позволяют конструировать обучающие упражнения различной степени сложности — от самых простых до заданий повышенной сложности.
ИКТ позволяют проводить занятия в игровой форме. Это возможно благодаря значительному числу веб-ресурсов и приложений, преподносящих учебную информацию с помощью игр. Так, например, в играх “Password” And “Key words” отрабатываются навыки овладения реальным словарным запасом, активизации лексических единиц по нескольким темам одновременно, а также запоминание новых или отработка ранее изученных слов.
Рис. 1. Игра «Password»
Смысл лексической игры “Password” (рис.1) заключается в том, что на экран выводится первая буква слова из активной лексики и ее объяснение на английском языке, задача обучающихся — прочитать определение данного слова и назвать его. Данная лексическая игра способствует активизации лексического и грамматического материала, совершенствованию навыков аудирования и произношения, следовательно, косвенно помогая обучающимся улучшить навыки говорения.
Рис. 2. Игра «Keywords»
Что касается игры “Key words” (рис.2), то в этой лексической игре обучающиеся должны понять какую лексическую единицу объединяют слова, изображённые на слайде. Более того, в игре развиваются творческие, мыслительные пособности воспитанников. С помощью интерактивных игр можно не только эффективно обучать грамматике, расширять словарный запас и отрабатывать навыки устной речи, но, самое главное — урок никогда не будет скучным, что повлечет за собой повышение мотивации и качества знаний обучающихся.
Использование ИКТ дает возможность обучающимся участвовать в конкурсах, олимпиадах, викторинах, так как большинство из них на сегодняшний день проводятся в режиме онлайн. Участие в подобных конкурсах позволит обучающимся на практике увидеть результаты своей деятельности, а возможность получения награды за активную учебную деятельность станет дополнительным стимулом.
ИКТ позволяют наглядно продемонстрировать изучаемый материал в виде таблиц, схем, рисунков, воздействуя сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую и эмоциональную. Благодаря этому учебный материал можно эффективно адаптировать под особенности обучающихся, соблюдая разноуровневую и разнотемповую дифференциацию. Следовательно, обучающимся проще запомнить информацию и воспроизвести ее.
ИКТ дают обучающимся возможность ближе познакомиться с реалиями англоязычных стран благодаря просмотру фильмов и видеоматериалов, а также улучшить навыки восприятия английского языка на слух. Так, например, этап целеполагания целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста, а, например, как небольшое видео или фоторяд.
В качестве текстовой вставки могут выступать определения, цитаты, загадки (рис.3), составление слов из уже имеющихся букв. Восприятие английского языка на слух способствует также развитию коммуникативных навыков, поскольку в процессе просмотра происходит знакомство с разговорным английским языком. Многие УМК, включающие в себя аудиоматериалы, зачастую упускают данный аспект из виду.
Рис. 3. Пример загадок
Использование ИКТ повышает исследовательские компетенции обучающихся. В данном контексте большую важность имеют проекты, выполненные обучающимися на уроках или в качестве домашнего задания. Они подразумевают подготовку презентаций, демонстрируемых с использованием мультимедийного проектора. На слайдах сжато отображена информация по рассматриваемому вопросу, обучающиеся дополняют презентации устным выступлением. Такая форма работы позволяет не только сформировать навыки работы в команде, но и является практикой ораторского мастерства.
Таким образом, использование ИКТ позволяет:
- Обеспечить положительную мотивацию обучения;
- Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5–2 раза;
- Усовершенствовать контроль знаний;
- Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
- Индивидуализировать учебный процесс.
Несмотря на все перечисленные плюсы использования ИКТ, современный преподаватель должен осознавать, что применение только данной технологии недостаточно для создания активной образовательной среды, в которой современные обучающиеся получают возможность для творческого развития и максимальной самореализации. Использование ИКТ необходимо комбинировать с традиционными подходами к образовательному процессу. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии значительно увеличивают эффективность учебного процесса и позволяют повысить мотивацию обучающихся.
Литература:
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2007. — 192 с.
- Концепция модернизации российского образования до 2020 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/kafedri/pedagogi/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf (Дата обращения: 03.12.2018)