Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает множество проблем, потому что не существует определенного рецепта успеха, а разные подходы работают для разных специалистов и студентов. Анализируются исследования в области эффективного преподавания и обнаруживается, что популярные методы, такие как похвала или предоставление студенту возможности находить для себя ключевые вещи, на самом деле не имеют под собой оснований для исследований.
Образование — это не наполнение ведра, а зажигание огня.
Уильям Батлер Йетс
Исследование за исследованием показывает, что наиболее важным фактором, определяющим качество образования, которое получает ребенок, является качество образования его учителя. Что делает учителя великим? Широкое знание предмета, учебной программы и стандартов; энтузиазм, заботливое отношение и любовь к учебе; знание дисциплины и техники управления классом; желание изменить жизнь молодых людей. Учитывая все эти качества, неудивительно, что трудно найти великих учителей. Вот некоторые характеристики великих учителей. Великие учителя возлагают большие надежды на всех учеников. Они ожидают, что все ученики могут и будут добиваться результатов в своем классе, и они не разочаровываются в своих учениках. У великих учителей есть четкие поставленные цели. У эффективных учителей есть планы уроков, которые дают учащимся ясное представление о том, что они будут изучать, каковы задания и какова политика оценивания. Задания соответствуют цели обучения и дают студентам широкие возможности для отработки новых навыков. Преподаватель последовательно оценивает и своевременно возвращает работу.
Великие учителя подготовлены и организованы. Они заранее приходят в свои классные комнаты, не опаздывают и готовы учить. Они представляют уроки в четкой и структурированной форме. Их кабинеты организованы таким образом, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы. Великие учителя привлекают студентов и заставляют их смотреть на проблемы различными способами. Эффективные учителя используют факты в качестве отправной точки, а не конечной точки; они задают вопросы «почему», видят предмет всесторонне и побуждают студентов предсказывать, что будет дальше. Они часто задают вопросы, чтобы ученики следовали за ними. Они пытаются задействовать весь класс и не позволяют нескольким студентам доминировать в классе. Они держат студентов мотивированными с помощью различных динамичных подходов. Великие учителя формируют прочные отношения со своими учениками и показывают, что они заботятся о них как о людях. Великие учителя теплые, доступные, восторженные и заботливые. Известно, что учителя с такими качествами задерживаются после уроков для того, чтобы учащиеся и родители всегда могли обсудить с ними волнующие их проблемы. Они участвуют в общешкольных комитетах и мероприятиях и демонстрируют приверженность школе. Они демонстрируют опыт в предметах, которые они преподают, и проводят время, продолжая получать новые знания в своей области. Они с энтузиазмом представляют материал и вселяют в своих учеников чувство голода, чтобы узнать больше самостоятельно. Великие учителя часто общаются с родителями. Они поддерживают связь с родителями через различные конференции, собрания и регулярные письменные отчеты. Они без колебаний берут трубку, чтобы позвонить родителю, если беспокоятся о студенте.
Они всегда готовы реализовывать новые идеи или пробовать новые вещи — иногда даже на лету. «Инновация» — модное слово в наше время, но этот термин, по-видимому, применяется почти исключительно к использованию технологий. Мои лучшие учителя, тем не менее, были действительно новаторскими, придумывая творческие способы — иногда под влиянием момента — чтобы помочь нам понять, усвоить и запомнить то, чему они пытались научить. То, что сделало тех учителей инновационными, было не инструментами или технологией, а их живой ум.
В то же время, даже если мы не «прирожденные учителя», мы можем работать над тем, чтобы развить в себе качества, необходимые хорошему учителю. Возможно, мы никогда не будем такими веселыми, доступными или креативными, как наши любимые учителя. Но просто признавая эти черты как желательные, признавая, что мы не обладаем ими в той степени, в которой мы хотели бы, и взяв на себя обязательство развиваться в этом направлении, мы можем стать более доступными, творческими и, да, смешнее, чем мы были до сих пор. Это путь самосовершенствования, который имеет значение, потому что благоприятствует:
− Созданию хорошей среды в классе;
− Решению проблем;
− Поддержанию правильного мышления;
− Совершенствованию как Учителя.
Дети обязательно оценят ваши усилия. Если ваши ученики приглашаются к участию, задавайте открытые вопросы. Если у вас есть проблемы с безопасностью в отношении изучаемых, не стесняйтесь обращаться к администратору или другим учителям за советом и помощью. Чтобы стать лучшим учителем, доверяйте своим инстинктам. Не ожидайте, что это произойдет быстро и сразу, но будьте терпеливы с самим собой, когда учитесь.
Литература:
- Библиотека администрации школы. Серия: Воспитание школьников. Лизинский В. М. Новый учитель для хорошей школы, Москва.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 300 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
- https://teachingcommons.stanford.edu/resources/teaching-resources/interacting-students/classroom-challenges
- https://www.facultyfocus.com/articles/philosophy-of-teaching/nine-characteristics-of-a-great-teacher/