В статье рассматриваются значение и принципы уголовного судопроизводства. Анализируются изменения судебной системы Российской Федерации на современном этапе в рамках реформирования. Выдвинуты предложения по усовершенствованию реализации предусмотренных судебной реформой изменений.
Ключевые слова: судебная власть, судебная система, суд, уголовное судопроизводство, реформа судебной системы.
The article discusses the meaning and principles of criminal legal proceedings. The article analyzes changes in the judicial system of the Russian Federation at the present age in the framework of the reform. Proposals were made to improve the implementation of the changes foreseen by the judicial reform.
Keywords: judicial power, judicial system, court, criminal legal proceedings, reform of the judicial system.
Потребность в устойчивой судебной системе в российском обществе существует уже длительное время.
Конституция РФ, выделяя судебную власть как самостоятельную ветвь государственной власти (статья 10), провозглашает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118).
Особо остро стоит вопрос об уголовном судопроизводстве, которое, являясь одной из основных сфер деятельности суда, предназначено для защиты прав и свобод граждан нашей страны, усилению борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка. Судебная власть посредством уголовного судопроизводства является основным «служащим» Конституции, наделенным функцией охраны личности.
Глава 2 УПК РФ закрепляет основополагающие принципы уголовно-процессуального законодательства, декларируя защиту прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве, а именно разумный срок уголовного судопроизводства, законность при производстве по уголовному делу, осуществление правосудия только судом, независимость судей, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, презумпция невиновности, состязательность сторон, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту, свобода оценки доказательств, язык уголовного судопроизводства, право на обжалование процессуальных действий и решений.
Данными принципами устанавливается реализация субъективных прав участников уголовного судопроизводства, равенство сторон обвинения и защиты перед судом, возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, свидетельский иммунитет, возмещение вреда, причиненного лицу и т. д. Перечисленные в УПК РФ фундаментальные принципы соответствуют основам демократического государства и нравственным устоям гражданского общества.
Основная роль суда в уголовном судопроизводстве состоит в осуществлении правосудия. Функция правосудия включает в свое содержание рассмотрение и разрешение уголовного дела [1]. Стоит уделить внимание и такому важному аспекту деятельности суда, как судебный контроль, который представляет собой «систему действий направленную на обеспечение законности защиту прав и свобод лиц, участников уголовного судопроизводства» [2]. Также к функциям суда относят организационную, превентивную (воспитательно-предупредительную), охрану прав и свобод человека и гражданина, обеспечение прав участников уголовного судопроизводства, принятие мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением [3].
Сущность проблемы уголовного судопроизводства состоит в «справедливом разрешении юридического конфликта между потерпевшим и лицом, совершившим преступление, что, собственно, и является предназначением уголовного судопроизводства» [4]. Одним из решений возникающих при этом проблем видится в повышении эффективности уголовного судопроизводства.
Эффективный, согласно словарю Ожегова, — дающий эффект, действенный [5]. Эффективное уголовное судопроизводство должно быть действенным, способствовать соблюдению установленных принципов и вынесению законных и обоснованных приговоров, то есть в результате каждый должен получить право на справедливое разрешение своего дела.
Эффективность как получение полезного результата деятельности судебной системы в уголовном процессе трудно поддается количественному расчёту, но качественная составляющая определяется степенью реализации установленных УПК РФ принципов.
Повышению эффективности уголовного судопроизводства служат реформы, проводимые в судебной системе. За более чем 17 лет действия нового УПК РФ в уголовное процессуальное законодательство было внесено множество изменений и дополнений. Каждое нововведение продиктовано изменениями, происходящими в самом обществе, новыми задачами, стоящими перед государством, запросами современного времени — всему этому должна соответствовать и судебная система. С одной стороны, постоянно изменяющееся законодательство приводит к тому, что не только среди граждан, но и в самом судейском корпусе возникает неуверенность в завтрашнем дне. С другой стороны, чёткое обоснование проводимых изменений рождает чувство ожидания лучшего.
Судебная реформа — это совокупность взаимосвязанных, системных, нормативно закрепленных на общегосударственном уровне изменений в области судоустройства и судопроизводства, принятых с целью достижения максимальной эффективности функционирования судебной системы и осуществленных в исторически ограниченный период [6].
На протяжении XVIII-XX вв. в Российском государстве проведено шесть крупных судебных реформ, носивших комплексный характер (1717–1723, 1775 г., 1864 г., 1922 г.,1956–1964 гг., 1992г.), однако ни одна из них не привела к созданию судебной системы, полностью удовлетворяющей интересам государства и общества [7]. В то же время, как отмечал ещё в 2006 году В. Жуйков, что за эти 10 с небольшим лет в развитии наша судебная реформа прошла столько, сколько за тысячелетнюю историю России нашей не проходило наше государство [8]. И следует отметить, что судебная система в настоящее продолжает идти по пути реформирования, продолжая закономерно развиваться.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей» предусмотрена возможность рассмотрения дел в районных судах с участием присяжных заседателей. Такие изменения бесспорно ведут к расширению демократических основ нашего государства.
Однако, если суды в основном готовы к таким изменениями, то для многих граждан нашей страны приглашение к участию в деле в качестве присяжного заседателя может оказаться полной неожиданностью. Как отмечает А. А. Барыгина [9], даже на территории областных и республиканских центров существуют острые проблемы с формированием коллегии присяжных заседателей. Здесь следует, конечно, сказать о необходимости принятия мер по повышению престижа статуса присяжного заседателя в обществе путем проведения курсов, круглых столов, учебных лекцией, показа на телевидении социальных реклам, вручения наград или памятных значков, вплоть до пропаганды со стороны известных личностей и организации различных культурно-развлекательных мероприятий. Таким образом, необходимо ввести «моду на присяжных заседателей». Изменение ситуации в этом плане — дело времени, если уже сейчас начать культивировать высокую социальную значимость статуса присяжного заседателя как необходимого элемента для построения правого государства и гражданского общества. Кроме того, стоит рассмотреть вопрос о поощрении работодателей, сотрудники которых принимали участие в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей, или в материальном плане, например, путем уменьшения налоговой ставки на прибыль для коммерческих организацией, или в социальном плане, например, вручая специальные грамоты, дипломы, знаки отличия, чтобы компенсировать отсутствие специалистов на рабочем месте.
Особо стоит отметить в плане введенных изменений в судебной системе развитие интернет-технологий в судебном судопроизводстве. Заслуживает всяческой поддержки появление «электронного правосудия». Так, процессуальная подача документов в электронном виде обеспечивает возможность обратиться в суд вне зависимости от графика работы суда или отдаленности его места нахождения.
Согласно статье 241 УПК РФ разбирательство уголовных дел во всех судах открытое. Видеоконференц-связь для дистанционного участия в судебном заседании, аудиопротоколирование судебных заседаний, фотосъемка, видеозапись, киносъемка, трансляция хода открытого судебного разбирательства с разрешения суда — всё это привело к ещё большей прозрачности, открытости и доступности уголовного судопроизводства. Открытость судебного заседания обеспечивает связь между судом и обществом. Это позволяет органу правосудия осуществлять воспитательную функцию, а, например, журналистам — обозначать общественную проблему и выносить ее на всенародное обсуждение [10].
Сейчас можно уже говорить о проведении судебной реформы 2018 года, которая затрагивает судоустройство и судопроизводство. Принят очередной пакет законов, реформирующий судебную систему в целом. П. Крашенников, говоря о принятии около 20 законов в рамках судебной реформы, определяет целью данных изменений повышение качества правосудия, его открытости и прозрачности, обеспечение независимости и объективности при вынесении судебных решений, улучшение организационного обеспечения и эффективности судопроизводства [11].
Так, Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 29.07.2018 внесены изменения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», благодаря которым в системе судов общей юрисдикции появятся 9 кассационных и 5 апелляционных судов. Данные суды общей юрисдикции в пределах своей компетенции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной/кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Границы новых судебных округов больше не будут повторять административно-территориальное деление страны, что практически полностью исключит фактор личной заинтересованности и повысит беспристрастность и объективность судей при рассмотрении дел, а также приведет к независимости судебной системы от региональных властей.
В связи с этим, также будет обеспечена реальная качественная проверка кассационных жалоб, то есть предусмотрено рассмотрение всех поступивших жалоб. Как отмечал В. М. Лебедев, «кассация должная быть только сплошной и что именно она определяет смысл реформирования судоустройства в Российской Федерации» [12]. Видится, что все эти изменения приведут к росту доверия граждан к судам и повышению престижа судебной власти.
Однако здесь необходимо учесть сроки судопроизводства. Доставка уголовных дел обычными почтовыми отправлениями из отдаленных регионов со сложной транспортной схемой таких, как Чукотский АО, Магаданская область, в новые апелляционные и кассационные суды приведёт к увеличению сроков рассмотрения дел. Данную проблему может решить создание специальной судебной почты, которая, имея специальные знаки отличия, будет отправляться и доставляться в первую очередь.
Заслуживает внимание закрепление в УПК РФ статуса помощника судьи, в полномочия которого теперь входит оказание помощи судье в подготовке и организации судебного разбирательства, в подготовке проектов судебных решений, а также ведении протокола судебного заседания. Данные изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 года и устраняют существовавший многие годы пробел процессуального статуса помощника судьи.
С 1 сентября 2019 года также вступают в силу поправки в статью 30 УПК РФ, согласно которым состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учётом нагрузки и специализации судей путём использования автоматизированной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. Данные изменения заслуживают всякой поддержки, так как в таком случае количество дел справедливо распределяется между судьями, а кроме того, практически полностью устраняет коррупционный фактор. В то же время распределение дел должно осуществляться не только по количественной составляющей, но и качественной. В системе необходимо разработать такой критерий распределения дел как количество подсудимых, количество томов уголовного дела, тяжесть статьи, особый или общий порядок рассмотрения дела, с участием присяжных заседателей или нет и т. д.
Наконец, при обзоре внесенных изменений в судебную систему необходимо остановиться на возможности понижения судьи в квалификационном классе при совершении им виновного действия. Конечно, наказание за тот или иной проступок, ошибку, не говоря уже о преступлении, всегда должно иметь место, в том числе это касается и судей. Дифференциация таких наказаний приведет к ещё к большей дисциплинированности судей. Но здесь хочется рассмотреть данный вопрос в другом ключе. Кроме наказаний, есть необходимость рассмотреть различные способы поощрения судей, не финансово, этот вопрос довольно эффективно решается, а в моральном, нравственном смысле так, чтобы об этом знало общественность. Если судья не имеет взысканий, выносит справедливые решения, честно и ответственно относится к своим обязанностям, общество должно знать и уважать таких людей.
Современная «судебная реформа представляет собой систему мер, объединенных общими целями, логикой и концепцией» [13]. Все изменения в рамках судебной реформы направлены на увеличение доверия общества к судебной системе, которая будет соответствовать реалиям нынешнего времени. Будучи призванным защищать права и свободы граждан нашей страны, уголовное судопроизводство является «проводником» общепризнанных принципов демократического общества, поэтому необходимо иметь глубоко продуманный механизм реализации всех новелл судебной реформы.
Таким образом, судебная реформа не только вносит поправки и устраняет недоработки, но и коренным образом изменяет судебную систему, повышая её эффективность.
В заключение следует сказать, что на долю современного общества выпала нелегкая доля апробации различных изменений, проводимых в судебной системе. Приятно думать, что по окончании всех реформ с учётом исправлениях ошибок и устранения недочетов перед нами предстанет стабильная, крепкая, независимая судебная власть.
Литература:
1. Абдулвалиев А. Ф. Суд как участник уголовного судопроизводства: Автореф…к.ю.н. — Екатеринбург,2010 — С.18.
2. Даровских С. М. Функции, выполняемые судом в уголовном судопроизводстве / С. М. Даровских // Вестник ЮУрГУ. — 2007. — № 9. — С.40
3. Берова Д. М. Функции суда в уголовном судопроизводстве/ Д. М. Берова // Общество и право. — 2010. — № 5 (32) — С.176–184.
4. Матейкович М. С. Реализация конституционных норм и защита прав человека в отечественном уголовном судопроизводстве // Журнал российского права. — 2018. — № 5. С. 26–35 146 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=36434
6. История судебной системы в России: учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А. А. Демичев и др.]; под ред. Н. А. Колоколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — С. 9.
7. История судебной системы в России: учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А. А. Демичев и др.]; под ред. Н. А. Колоколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — С.9.
8. Интернет — сайт Радио Свобода. URL: https://www.svoboda.org/a/131611.html
9. Барыгина А. А. Проблемы формирования коллегии присяжных заседателей в районных судах // Российская юстиция. — 2018. — № 2. С. 55–57 146 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Добровлянина О. В. Правовое регулирование гласности судебного разбирательства в российском уголовном процессе // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 1. — С. 148–154146 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Интернет-сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации URL: http://duma.gov.ru/news/29346/
12. Лебедев В. М. Выполнение решений IX Всероссийского съезда судей и приоритетные направления совершенствования судебной системы России / В. М. Лебедев // Судья. — № 5. — 2018. — С.4
13. Момотов В. В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть I) // Журнал российского права. — 2018. — № 10. — С. 134–146 // СПС «КонсультантПлюс».