В статье представлена программа художественно-эстетического развития «Сказочная нить» (ручной труд).
Отличительная особенность предлагаемой дошкольной образовательной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки искусства и включение в контекст занятий сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми их содержания. Основой развития мышления детей становления неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок.
Цель программы: художественно-эстетическое, творческое развитие дошкольников с использованием нетрадиционного приема работы с нитью.
Задачи программы:
– знакомить с технологией изображения нитью (нитяной графики — выполнением графического рисунка нитями, натянутыми на твердой основе);
– развивать восприятие, любознательность, память, абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, выражать свою точку зрения, глазомер, мелкую моторику, координацию движения рук, художественные способности, эстетический вкус и творческое воображение;
– формировать интерес к работе с нитью, чувство коллективизма, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, инициативу, умение доводить работу до конца, а также желание творить и радоваться полученным результатам.
Участники реализации программы: воспитанники, воспитатели, родители.
Один из основополагающих педагогических принципов — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
На шестом году жизни развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и условиям.
К шести годам все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность образовательной деятельности увеличивается на 10 минут.
Каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого, такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными по сравнению с занятиями для детей более раннего возраста. Задания насыщаются вербальным и невербальным общением.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра. Вся образовательная деятельность насыщена играми, присутствуют персонажи, соблюдаются игровой сюжет и мотивация.
Важную роль в эффективном эстетическом воспитании играет интегрированный подход к развитию художественного творчества детей.
При составлении программы учитывались принципы: научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции); доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); последовательности.
Психологическое обеспечение реализации программы это: создание доброжелательной атмосферы, оснащение рабочих мест, соблюдение техники безопасности.
Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы. Словесные методы: объяснение, ответы на вопросы, использование и обследование фона, обсуждение правил пользования орудием труда, комментирование способа выполнения действий, использование художественного слова, рассказывание и придумывание сказок, загадок. Наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца, показ последовательности выполнения работы, ознакомление с новыми конструктивными приемами.
Практические приемы: показ образца длины нити, подбор ее оттенка, нарезание мелкими кусочками, плетение цепочки, нанесение по трафарету разноцветных нитей, формирование картинки, конструирование из нитяных шариков; овладение приемами выполнения трудовых действий, их последовательности, приобретение необходимых умений для выполнения различных по содержанию работ.
Образовательная деятельность — в ней участвуют педагог и ребенок. В связи с этим необходимо систематически получать обратную информацию о состоянии развития личности. Нужно четко и грамотно разрабатывать контрольно-оценочную деятельность.
В потенциале эта деятельность имеет следующие функции: обучающую, развивающую, мобилизующую, воспитывающую.
Используются следующие формы педагогического контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Для качественного усвоения программы с детьми проводится индивидуальная работа, показывающая возможности ребенка. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Применяется дифференцированный подход, успехи поощряются, недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий с учетом следующих критериев: удовлетворительное качество работы и соответствие заданной идее; оригинальность творческих работ.
Воспитательная работа сродителями: посещение родителями выставок, совместные занятия детей и родителей, индивидуальные беседы.
Ожидаемые результаты программы: к окончанию периода реализации программы дети могут: создавать образы разных предметов и игрушек, использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с материалами; аккуратно оклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей; составлять узоры из ниток.
К концу освоении я программы воспитанники должны овладеть знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными ею, представить свои творческие работы на выставке.
Литература:
- Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Нитка, веревка, канат. М., 2010г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2006г.