Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 08.02.2019

Статья просмотрена: 489 раз

Библиографическое описание:

Сами, З. А. Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект / З. А. Сами. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 174-175. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56374/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнитивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а особенно ее развитие всегда очень активно исследовалась множеством авторов. Кроме того, всегда акцентировалось внимание на процессах освоения языка, которые имеют свойство изменяться по мере взросления ребенка. В данной статье пойдет речь о переводе детской речи, а именно о его социальном аспекте. Так как перевод детской речи всегда вызывал заинтересованность у исследователей. Поскольку социальный аспект перевода детской речи на сегодняшний день до конца не изучен. Более глубокое раскрытие данного социального аспекта представлено ниже в статье.

Ключевые слова: детская речь, лингвокогнитивний аспект, языковая социализация, семантизация.

Детская речь отличается от взрослой, как фонетически, так и грамматически. Именно поэтому перевод детской речи требует особых приемов в работе переводчика. Речь ребенка, без правильной фонетики и грамматики нас не смутит, в отличие от взрослой речи. Как известно, чем младше ребенок, тем стремительнее у него протекает процесс освоения языка. Детская речь всегда являлась объектом психолингвистических, социолингвистических, лингвокогнитивных исследований. По мере взросления у ребенка формируется языковая социализация — языковое «вхождение» в общество.

Детская речь активно изучалась учеными. Многие из них анализировали речь собственных детей. Одним из капитальных трудов была книга Клары и Вельгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная на дневниковых записях их детей Гильды и Гюнтера.

Детская речь представляет собой доступный материал для наблюдения. Она очень важна для научной деятельности. Анализируя этот материал, можно проследить, как у ребенка формируется, развивается и оформляется речь. Процесс формирования речевой деятельности занимает не малое время. Новорожденные дети не могут говорить, но проходит 2–3 года, и он уже начинает осваивать основы языка. Ещё несколько лет и ребёнок уже владеет полноценным языком.

Детская речь характерна большим набором инновации и окказионализма: сюда принято относить: с одной стороны, уникализированные слова, которые отсутствуют в нормативном языке, и были созданы самим ребенком на основании комбинирования известной корневой и аффиксальной морфемы [1].

Детские окказионализмы, согласно мнению Т. Г. Аркадьевой, имеют общие черты, которые отличают эти слова по признакам конкретного восприятия, осознавания, поиска внутренних форм слова, его формальных и смысловых мотивированностей в соотношении с уже известными словами либо значениями этих слов.

Безусловно, весомый слой такой лексической составляющей отдано детским окказионализмам. Однако, я думаю нужно уметь отличать окказионализм детский, возникающий вследствие еще не совсем совершенного овладения речевыми системами, от окказионализма авторского, создаваемого и употребляемого с определенными стилистическими целями [1, с. 41–48].

Анализ некоторых научных работ позволил утверждать, что процессы усвоения ребенком языка являются большущими загадками психологии [3, с. 25], однако эти загадки и до сегодня не разгаданы до конца как в самой психологии, так и в лингводидактике. Согласно мнению Т. М. Ушаковой, правильными являются взгляды на то, что наиболее загадочными являются творческие стороны детской речи. В личном дневниковом наблюдении за речью детей Н. А. Рыбников пишет об этих явлениях как «о чуде детской речи», «скрытой детской логики, которая неосознанно значительно превалирует над разумом самого ребенка» [2, с. 45].

Когнитивные, как и языковые пресуппозиции детской мотивационной инновации, вступают в сложные взаимодействия, выявляя семантизирующие функции мотивационных форм и роль внеязыковых знаний (в частности ситуативных) в обосновании речевого хода, предпринимаемого ребенком. Наибольшей парадоксальностью обладает случай семантизации слова на основе случайных фонетических сходств с понятыми созвучными лексемами «Шиповник — тот, кто шипит» и т. п. Однако и в таком случае ребенок всегда «под воздействием» разных языковых моделей, в которых закреплена актуальная, уже освоенная им когниция (знание о мире). Структурные аналогии с уже освоенной лексемой могут поддерживать парадоксальные мотивации как операциональные механизмы семантизации слов [4].

В процессе речевого развития дети с неизбежностью проходят разные стадии постижений логики своего языка, которая представляется им «нелогичной». В этом смысле логичным будет говорить о детской инновации как, о проектировании когнитивного опыта у детей на язык. В этом процессе активно проявляются и стремления детей к построению собственных языковых реальностей, склонность манипулировать осваиваемыми языковыми формами и найденными (выведенными) алгоритмами ее порождения. В целом инновация детской речи создает особые лингвоментальные пространства — поля для реализации языковой возможности в проекциях на картину мира, которая сформирована на основе когнитивного и конечно же собственного речевого опыта детей.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью», они склонны обращать внимание на яркое, впечатляющее, которое не всегда является существенным Ребенок часто испытывает затруднения в восприятии и дифференциации временных показателей и интервалов. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему [5].

Таким образом, изучение новообразований в речи дошкольников необходимо для предупреждения и устранения словообразовательных, а также, как следствие, морфологических и орфографических ошибок в школьном возрасте. Детские словотворческие инновации в лингвокогнитивно-ассоциативном плане индивидуальны, часто возникают в контексте актуальной для ребенка ситуации, отражая его личностный когнитивный и речевой опыт, могут воспроизводиться ребенком или используются одноразово, что в целом свидетельствуют о разнообразии стратегий усвоения языка в онтогенезе.

Литература:

  1. Вайнштейн А. М. Принципы и методика лингвистического описания детской речи. Детская речь и пути ее совершенствования. Свердловск, 2017. — С. 41–48.
  2. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.; СПб., 2014. — С45.
  3. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 2016. — С.25.
  4. Белыпюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи (к вопросу о соотношении социальных и биологических факторов) //Вопросы психологии, 2015, №. 4. — С. 66–77.
  5. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 2016. — 189 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детская речь, ребенок, окказионализм, процесс освоения языка, слово, социальный аспект, уж, языковая социализация.


Ключевые слова

семантизация, детская речь, лингвокогнитивний аспект, языковая социализация

Похожие статьи

Основные теоретические положения исследования времени во французском языке

Литература XX века дала огромное количество материала, который послужил основой для различных лингвистических и литературоведческих научных трудов, которые рассматривали вопросы использования категории времени. Крайне важно отметить, что повышенный и...

Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи

Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были ра...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Лексические особенности проявления речевой агрессии в китайском языке

Статья «Лексические особенности проявления речевой агрессии в китайском языке» исследует явление речевой агрессии в контексте китайского языка и культуры. В данной статье обозреваются общие понятия и определения речевой агрессии, рассматриваются стра...

Лингвистический анализ языковых единиц, выражающих буллинг в российских школах (морфологический и синтаксический анализ)

В статье проведён анализ понятия феномена «буллинг» с акцентом на толкования данного слова во всех популярных толковых словарях; и на определения, предоставляемые российскими и западными социолингвистами с целью глубокого и тщательного ознакомления с...

Проблема выражения эмоций в языке и художественных текстах

Статья направлена на исследования эмоционального элемента языка как в общем теоретическом плане, так и в контексте художественных произведений. Целью статьи является выделение специфики средств языка, передающих человеческие эмоции. В статье осуществ...

Роль психологического компонента в обучении лексике иностранного языка

Цель исследования — изучить роль психологии в обучении лексической стороне языка. В данной статье акцент делается на запоминание слов обучающимся, формирование семантических полей и активного словарного запаса. Сделан вывод о том, что эффективному пр...

Особенности перевода деловой документации с английского на русский

В данной статье рассматривается перевод деловой документации с английского языка на русский представляет собой многогранную задачу, характеризующуюся сложными лексическими, грамматическими и стилистическими преобразованиями. В том числе рассматривают...

Исследование развития детской речи (на основе записей о речи ребенка дошкольного возраста)

Данная статья посвящена рассмотрению закономерностям развития детской речи на разных этапах жизни девочки дошкольного возраста. В статье приведены дневниковые записи о фактах речи ребенка в период с 2005 по 2012 год, проанализированы фонетические про...

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

Похожие статьи

Основные теоретические положения исследования времени во французском языке

Литература XX века дала огромное количество материала, который послужил основой для различных лингвистических и литературоведческих научных трудов, которые рассматривали вопросы использования категории времени. Крайне важно отметить, что повышенный и...

Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи

Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были ра...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Лексические особенности проявления речевой агрессии в китайском языке

Статья «Лексические особенности проявления речевой агрессии в китайском языке» исследует явление речевой агрессии в контексте китайского языка и культуры. В данной статье обозреваются общие понятия и определения речевой агрессии, рассматриваются стра...

Лингвистический анализ языковых единиц, выражающих буллинг в российских школах (морфологический и синтаксический анализ)

В статье проведён анализ понятия феномена «буллинг» с акцентом на толкования данного слова во всех популярных толковых словарях; и на определения, предоставляемые российскими и западными социолингвистами с целью глубокого и тщательного ознакомления с...

Проблема выражения эмоций в языке и художественных текстах

Статья направлена на исследования эмоционального элемента языка как в общем теоретическом плане, так и в контексте художественных произведений. Целью статьи является выделение специфики средств языка, передающих человеческие эмоции. В статье осуществ...

Роль психологического компонента в обучении лексике иностранного языка

Цель исследования — изучить роль психологии в обучении лексической стороне языка. В данной статье акцент делается на запоминание слов обучающимся, формирование семантических полей и активного словарного запаса. Сделан вывод о том, что эффективному пр...

Особенности перевода деловой документации с английского на русский

В данной статье рассматривается перевод деловой документации с английского языка на русский представляет собой многогранную задачу, характеризующуюся сложными лексическими, грамматическими и стилистическими преобразованиями. В том числе рассматривают...

Исследование развития детской речи (на основе записей о речи ребенка дошкольного возраста)

Данная статья посвящена рассмотрению закономерностям развития детской речи на разных этапах жизни девочки дошкольного возраста. В статье приведены дневниковые записи о фактах речи ребенка в период с 2005 по 2012 год, проанализированы фонетические про...

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

Задать вопрос