В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнитивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а особенно ее развитие всегда очень активно исследовалась множеством авторов. Кроме того, всегда акцентировалось внимание на процессах освоения языка, которые имеют свойство изменяться по мере взросления ребенка. В данной статье пойдет речь о переводе детской речи, а именно о его социальном аспекте. Так как перевод детской речи всегда вызывал заинтересованность у исследователей. Поскольку социальный аспект перевода детской речи на сегодняшний день до конца не изучен. Более глубокое раскрытие данного социального аспекта представлено ниже в статье.
Ключевые слова: детская речь, лингвокогнитивний аспект, языковая социализация, семантизация.
Детская речь отличается от взрослой, как фонетически, так и грамматически. Именно поэтому перевод детской речи требует особых приемов в работе переводчика. Речь ребенка, без правильной фонетики и грамматики нас не смутит, в отличие от взрослой речи. Как известно, чем младше ребенок, тем стремительнее у него протекает процесс освоения языка. Детская речь всегда являлась объектом психолингвистических, социолингвистических, лингвокогнитивных исследований. По мере взросления у ребенка формируется языковая социализация — языковое «вхождение» в общество.
Детская речь активно изучалась учеными. Многие из них анализировали речь собственных детей. Одним из капитальных трудов была книга Клары и Вельгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная на дневниковых записях их детей Гильды и Гюнтера.
Детская речь представляет собой доступный материал для наблюдения. Она очень важна для научной деятельности. Анализируя этот материал, можно проследить, как у ребенка формируется, развивается и оформляется речь. Процесс формирования речевой деятельности занимает не малое время. Новорожденные дети не могут говорить, но проходит 2–3 года, и он уже начинает осваивать основы языка. Ещё несколько лет и ребёнок уже владеет полноценным языком.
Детская речь характерна большим набором инновации и окказионализма: сюда принято относить: с одной стороны, уникализированные слова, которые отсутствуют в нормативном языке, и были созданы самим ребенком на основании комбинирования известной корневой и аффиксальной морфемы [1].
Детские окказионализмы, согласно мнению Т. Г. Аркадьевой, имеют общие черты, которые отличают эти слова по признакам конкретного восприятия, осознавания, поиска внутренних форм слова, его формальных и смысловых мотивированностей в соотношении с уже известными словами либо значениями этих слов.
Безусловно, весомый слой такой лексической составляющей отдано детским окказионализмам. Однако, я думаю нужно уметь отличать окказионализм детский, возникающий вследствие еще не совсем совершенного овладения речевыми системами, от окказионализма авторского, создаваемого и употребляемого с определенными стилистическими целями [1, с. 41–48].
Анализ некоторых научных работ позволил утверждать, что процессы усвоения ребенком языка являются большущими загадками психологии [3, с. 25], однако эти загадки и до сегодня не разгаданы до конца как в самой психологии, так и в лингводидактике. Согласно мнению Т. М. Ушаковой, правильными являются взгляды на то, что наиболее загадочными являются творческие стороны детской речи. В личном дневниковом наблюдении за речью детей Н. А. Рыбников пишет об этих явлениях как «о чуде детской речи», «скрытой детской логики, которая неосознанно значительно превалирует над разумом самого ребенка» [2, с. 45].
Когнитивные, как и языковые пресуппозиции детской мотивационной инновации, вступают в сложные взаимодействия, выявляя семантизирующие функции мотивационных форм и роль внеязыковых знаний (в частности ситуативных) в обосновании речевого хода, предпринимаемого ребенком. Наибольшей парадоксальностью обладает случай семантизации слова на основе случайных фонетических сходств с понятыми созвучными лексемами «Шиповник — тот, кто шипит» и т. п. Однако и в таком случае ребенок всегда «под воздействием» разных языковых моделей, в которых закреплена актуальная, уже освоенная им когниция (знание о мире). Структурные аналогии с уже освоенной лексемой могут поддерживать парадоксальные мотивации как операциональные механизмы семантизации слов [4].
В процессе речевого развития дети с неизбежностью проходят разные стадии постижений логики своего языка, которая представляется им «нелогичной». В этом смысле логичным будет говорить о детской инновации как, о проектировании когнитивного опыта у детей на язык. В этом процессе активно проявляются и стремления детей к построению собственных языковых реальностей, склонность манипулировать осваиваемыми языковыми формами и найденными (выведенными) алгоритмами ее порождения. В целом инновация детской речи создает особые лингвоментальные пространства — поля для реализации языковой возможности в проекциях на картину мира, которая сформирована на основе когнитивного и конечно же собственного речевого опыта детей.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью», они склонны обращать внимание на яркое, впечатляющее, которое не всегда является существенным Ребенок часто испытывает затруднения в восприятии и дифференциации временных показателей и интервалов. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему [5].
Таким образом, изучение новообразований в речи дошкольников необходимо для предупреждения и устранения словообразовательных, а также, как следствие, морфологических и орфографических ошибок в школьном возрасте. Детские словотворческие инновации в лингвокогнитивно-ассоциативном плане индивидуальны, часто возникают в контексте актуальной для ребенка ситуации, отражая его личностный когнитивный и речевой опыт, могут воспроизводиться ребенком или используются одноразово, что в целом свидетельствуют о разнообразии стратегий усвоения языка в онтогенезе.
Литература:
- Вайнштейн А. М. Принципы и методика лингвистического описания детской речи. Детская речь и пути ее совершенствования. Свердловск, 2017. — С. 41–48.
- Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.; СПб., 2014. — С45.
- Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 2016. — С.25.
- Белыпюков В. И. Программа овладения детьми произношением звуков речи (к вопросу о соотношении социальных и биологических факторов) //Вопросы психологии, 2015, №. 4. — С. 66–77.
- Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 2016. — 189 с.