Соблюдение трудовых прав граждан является главной задачей деятельности Государственных инспекций труда. Учитывая социальную значимость трудовых споров, для повышения эффективности деятельности вопросам правового регулирования данного государственного органа должно быть уделено важное значение.
Ключевые слова: трудовая инспекция, трудовые права граждан, работодатель, контроль.
Согласно Конституции Российской Федерации, государством гарантируется и охраняется право на труд. В частности, труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Защита нарушенных трудовых прав осуществляется в административном и судебном порядке. В качестве административных органов, созданных для защиты трудовых прав граждан выступает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
В соответствие со статьей 354 Трудового кодекса РФ, федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российский Федерации.
Роструд имеет территориальные органы в субъектах Российской Федерации (Государственные инспекции труда), которые осуществляют ее полномочия.
Таким образом, Государственная инспекция труда в Новосибирской области является территориальным органом Роструда, осуществляющим его полномочия на территории Новосибирской области.
Система органов Роструда подчинена Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
В своей деятельности Государственная инспекция труда в Новосибирской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Роструда, а также Положением о Государственная инспекция труда в Новосибирской области.
В вышеназванных нормативных правовых актах установлены права и обязанности должностных лиц государственной инспекции труда, определены полномочия трудинспекции.
К примеру, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены статьи 5.27, 5.34, 20.26 за нарушение трудового законодательства. Статьей 23.12 КоАП РФ установлен перечень лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе:
1) главные государственные инспектора труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
2) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспектора труда, их заместители;
3) главные государственные инспектора труда соответствующих государственных инспекций труда;
4) главные государственные инспектора труда;
5) старшие государственные инспектора труда;
6) государственные инспектора труда [2].
Трудовая инспекция в Новосибирской области взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность на территории Новосибирской области, органами исполнительной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления в Новосибирской области, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями [6].
К примеру, материалы о нарушении трудовых прав граждан могут быть переданы в органы прокуратуры для решения вопрос о привлечении виновных в ответственности, для обращения в суд за защитой нарушенных прав граждан. Органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства не подменяют трудовую инспекцию [7, С. 161–162].
Государственная инспекция труда проводит плановые и внеплановые проверки организаций. Плановый надзор осуществляется на основе заранее составленного плана проверок, направленного в прокуратуру Новосибирской области. Внеплановые проверки проводятся на основании поступивших обращений граждан, по информации иных органов и организации, а также по материалам СМИ.
Взаимодействия с другими органами и организациями осуществляются в рамках заключенных соглашений.
Должностные лица Трудинспекции в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, независимы при исполнении своих полномочий от государственных и муниципальных органов, организаций и предприятий.
Весь блок деятельности Трудинспекции по Новосибирской области можно разделить на три группы:
– легализация трудовых отношений — работа, направленная на выявление отношений, фактически являющихся трудовыми, но неузаконенными. Зачастую работодатели официально не принимают работников на работу, не заключают трудовые договоры, в связи с чем отсутствуют отчисления в пенсионный фонд, ФСС, отсутствует возможность оформить больничный и прочие проблемы;
– комфортные условия труда — соблюдение права каждого человека на безопасные условия труда, отвечающие требованиям охраны труда;
– неукоснительное соблюдение трудового законодательства — контроль за соблюдением работодателями требований трудового законодательства и устранение выявленных нарушений.
В рамках рассмотрения поступивших обращений граждан Государственная инспекция труда в Новосибирской области руководствуется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Для объективного и полного рассмотрения обращений Инспекция может направлять соответствующие запросы, получать информацию от организаций всех форм собственности, а также провести проверку по указанным в обращении доводам.
Так, за 2018 год в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области поступило обращений по вопросам:
– оплаты труда — 4545;
– оформления и расторжения трудовых отношений — 2261;
– вопросы по охране труда — 4129 [12].
К примеру, Малькова И. В. по итогам обращения в Трудинспекцию Новосибирской области, подала исковое заявление в Тогучинский районный суд Новосибирской области, которым требования истца удовлетворены частично — взыскать моральный вред за незаконное увольнение, а также судебные расходы. Так, судом было установлено, «что Малькова И. В. была уволена с должности бухгалтера ЗАО «Завьяловское». Считая свое увольнение незаконным, она обратилась в суд и трудовую инспекцию. После проверки, проведенной трудовой инспекцией, истец была восстановлена, запись в трудовой книжке признана недействительной, выплачена заработная плата за время вынужденного прогула» [14].
Таким образом, на основе изученной практики работы Государственной инспекции труда в Новосибирской области и действующего законодательства можно сказать, что данный орган государственной власти является гарантом защиты трудовых прав граждан.
Считаем, что деятельность государственной инспекции труда нуждается в совершенствовании, для чего требуется проведение следующих мероприятий:
– необходимо усилить роль инспекции труда в разработке и принятии нормативных правовых актов в сфере труда;
– повышение правовой культуры работников и работодателей. Трудовой кодекс РФ не возлагает на трудовые инспекции обязанности по правовому просвещению сторон трудовых правоотношений;
– профессиональная подготовка государственных инспекторов труда;
– внесение изменений в нормативное регулирование вопроса обоснованности обращений граждан, а также принятия нормативных актов, конкретизирующих полномочия и компетенцию государственных инспекторов труда при рассмотрении обращений граждан.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. — 2014. — 4 августа. — № 31. — Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Парламентская газета. — 2002. — 5 января. — № 2–5.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) // Парламентская газета. — 2002. — 15 января. — № 2–5.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. — 2006. — 5 мая. — № 95.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 (ред. от 01.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // СЗ РФ. — 2004. — 12 июля. — № 28. — Ст. 2901.
6. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 31.03.2017 № 220 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости — Государственной инспекции труда в Новосибирской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://git54.rostrud.ru/upload/iblock/ef7/polozenie-ob-inspekcii2017.pdf (дата обращения: 28.01.2019).
7. Байкин И. М. Правовой анализ полномочий органов исполнительной ветви власти и прокуратуры / И. М. Байкин // Российский юридический журнал. — 2011. — № 5. — С. 161–170.
8. Взаимодействие с другими государственными структурами Новосибирской области [Электронный ресурс]. — Режим работы. https://git54.rostrud.ru/dey/vzaimodeystvie_s_drugimi_gosudarstvennymi_strukturami_novosibirskoy_oblasti/ (дата обращения: 29.01.2019).
9. Воронина Е. Споры с профсоюзами в судах / Е. Воронина // Трудовое право. — 2015. — № 10. — С. 77–86.
10. Гончаров С. А. Взаимодействие органов прокуратуры и Государственных инспекций труда [Электронный ресурс] // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. — 2017. — № 4(44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organov-prokuratury-i-gosudarstvennyh-inspektsiy-truda (дата обращения: 28.01.2019).
11. Зайцев Е. Матюшина Н. Однотипные нарушения наказываются один раз / Е. Зайцев, Н. Матюшина // Административное право. — 2016. — № 3. — С. 85–87.
12. Обзор обращений граждан [Электронный ресурс]: Официальный сайт Роструда. — Режим доступа: https://git54.rostrud.ru/dey/467767.html (дата обращения: 28.01.2019).
13. Петров А. Я. Подведомственность и подсудность трудовых дел / А. Я. Петров // Адвокат. — 2015. — № 9. — С. 37–45.
14. Решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 05.06.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/GL7BDqPQ0oNd/ (дата обращения: 28.01.2019).