Эмоциональная выразительность играет большую роль в процессе гармоничного развития детской психики. Эмоции являются отражением отношения человека к явлениям внешнего мира и регулятором внутренних мотивов и нравственных ценностей. В условиях поступления в дошкольное учреждение ребенок сталкивается со значительными переменами в эмоциональной сфере в связи с активным процессом социализации и актуализации образовательной деятельности [1, с. 23]. Исследование роли социальных эмоций у детей дошкольного возраста является актуальным вопросом педагогического просвещения, так как индивидуальный стиль общения начинает складываться именно в этот период, а отклонения и трудности в развитии социальной сферы, возникающие в младшем дошкольном возрасте, сложно скорректировать в дальнейшем. Негативные эмоциональные переживания неизбежны в жизни ребенка, и воспитанники часто испытывают трудности в определении причин их возникновения, поэтому задача современного педагога — помочь дошкольнику войти в мир социальных эмоций и вовремя предупредить повышение уровня эмоционального напряжения и тревожности.
В рамках реализации образовательного и воспитательного процесса, педагог призван учитывать ряд возрастных особенностей, характерных для воспитанников младшего дошкольного возраста. Исследователь А. В. Мудрик утверждает, что на данном этапе развития детской психики главным инструментом познания мира становится акт коммуникации: ребенок активно вступает в диалог, старается анализировать явления внешней среды, формирует индивидуальную модель вербального поведения [4, с. 74]. В данной статье рассматриваются социальные эмоции как основанные на общепринятом морально-нравственном эталоне поведения шаблоны эмоциональных реакций индивида на существующие этические нормы. Согласно исследованиям О. А. Ореховой социальные эмоции можно условно представить в виде противоположных категорий: «радость-печаль», «дружба-ссора», «доброта-злоба» [5, с. 30]. Принимая во внимание данный подход, а также возрастные особенности развития младших дошкольников мы провели анализ методических пособий и подобрали варианты реализации образовательного процесса, направленные на развитие положительных социальных эмоций счастья, дружбы, доброты и умения преодолевать негативные переживания.
Таблица 1
Варианты реализации образовательной деятельности, направленные на развитие социальных эмоций
Сфера эмоционального благополучия (социальные эмоции «Радость–Печаль») |
|
Непосредственно образовательная деятельность |
Развивающие занятия по темам: «Радуга эмоций»; «Веселый паровоз», «Когда грустит природа?», «Что такое дружба?», «Делая зло, на добро не надейся» [2, с. 65–68]. Цели: формировать у воспитанников представление о различных эмоциональных состояниях; анализ ситуаций, при которых человек нуждается в сочувствии, помощи и поддержке со стороны окружающих. |
Дидактические и ролевые игры |
«Передай улыбку по кругу», «Если бы я был взрослым», «Волшебный чемоданчик», «Сказочный герой», «Живые куклы» [3, c. 112–113]. Цели: воспитывать интерес к общению, взаимопомощи, формировать представление о положительных качествах человека. |
Сфера межличностного взаимодействия (социальные эмоции «Дружба–Ссора») |
|
Непосредственно образовательная деятельность |
Проведение развивающих занятий по темам: «Почему ссориться плохо?», «Уходи, обида, прочь!», «Дружба начинается с улыбки», «Давай мириться!» [7, с. 173–174]. Цели: провести коррекцию вариантов разрешения конфликтных ситуаций внутри группы, тренировать снижение эмоционального напряжения между собеседниками, выявить проблемные области коммуникативной среды. |
Дидактические и ролевые игры |
«Горячий стул», «Круг примирения», «Добрый волшебник», «Ладонь в ладонь», «Узнай, кто это», «Добрый доктор» [6, c. 52]. Цели: воспитывать у дошкольников желание участвовать в коллективной деятельности, стимулировать к планированию и координации совместных решений. Развивающие упражнения «Соберем фигуру», «Пирамида», «Строй», «Ботинки» [6, c. 134–135]. Цели: побудить воспитанников координировать действия внутри группы для достижения положительного результата, создании ситуации коллективного успеха. |
Сфера потенциальной враждебности (социальные эмоции «Доброта–Злоба») |
|
Непосредственно образовательная деятельность |
Комбинированные и тематические занятия: «Уроки доброты», «Солнышко»; «На помощь Деду Морозу», «Волшебный цветок», «Как помочь Буратино?» [2, с. 86–87]. Цели: воспитывать у детей чувство сострадания, желание прийти на помощь, побуждать дошкольников к сотрудничеству. |
Дидактические и ролевые игры |
«Оркестр», «Подарю тебе подарок», «Если малыш поранился» [3, c. 95, 115]. Цели: воспитывать чувство ответственности за собственные действия, стимулировать доброжелательность и взаимовыручку. Коммуникативные упражнения, направленные на формирование положительного эмоционального фона и сплочения группы: «Ласковые имена», «Передай по кругу игрушку», «Паучки и комары», «Скажи хорошее о друге», «Угадай настроение» [6, c. 130–131]. Цели: способствовать созданию доверительной атмосферы, развивать желание понять собеседника. |
Практические ситуации |
Моделирование ситуаций-оценок и ситуаций-проблем, характерных для режимных моментов, совместный поиск решения; организация трудовой деятельности по поддержанию порядка в групповой комнате и на территории площадки. Цели: воспитывать благоприятное отношение к общему делу, взаимоуважение, учить разрешать проблемные ситуации без проявления враждебности. Ситуативное моделирование с элементами театрализации по произведениям художественной литературы с последующим обсуждением мотивов и нравственных ценностей героев. Могут быть использованы произведения: Л. Толстой «Была у Насти кукла», К. Ушинский «Петушок с семьёй», Я. Аким «Неумейка», В. Карасева «Новый товарищ», В.Осеева «Три товарища». |
На основании вышеперечисленных методов разработано перспективное планирование образовательной деятельности по развитию социальных эмоций дошкольников с учетом особенностей проявления эмоциональной отзывчивости и межличностных взаимоотношений детей группы. В результате реализации подхода О. А. Ореховой было обнаружено, что социально-ориентированное обучение решает ряд образовательных задач и корректирует нормы межличностного общения дошкольников. На основе положительного эмоционального опыта у детей формируются основы нравственного поведения, а проявление уважительного и дружелюбного отношения к сверстникам закрепляется на уровне привычных действий и регулирует мотивы поведения детей в различных жизненных ситуациях. Положительный эмоциональный фон позволил повысить уровень сплоченности и вовлеченности детей в процесс решения образовательных задач. Для достижения наилучших результатов занятия по развитию социальных эмоций следует проводить с дошкольниками как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие, что позволяет педагогу отмечать как достижения и проблемные моменты всей группы в целом, так и проводить диагностику уровня эмоциональной тревожности каждого отдельного ребенка.
Литература:
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 160 с.
- Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего образования детей дошкольного возраста. — Тула: Изд-во ТГПУ им. JI. H. Толстого, 2013. — 264 с.
- Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. — М.: Сфера, 2012. — 214 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания. — М.: Nota bene, 2010. — 218 с.
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 176 с.
- Т. Б. Полянская Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников — Детство-Пресс, 2011– 154 с.
- Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие / О. А. Шаграева. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — 368 с.