В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка 6–7 лет. Государство и современное общество нуждается в творческих личностях, поэтому педагоги ставят перед собой задачу- определение и развитие творческих способностей ребенка.
Ключевые слова: игра, театрализованная деятельность, младший школьник, творчество.
В научных трудах отечественных психологов и педагогов часто затрагиваются вопросы развития детского творчества. Благодаря таким ученым как: Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Е. А. Леванова, Н. П. Саккулина, А. И. Савенков, Н. Н. Поддъяков, Б. М. Теплов и д. р., мы можем говорить о том, что детское творчество неразрывно связано с игрой.
Общество на современном этапе выдвигает условия довольно высокого уровня, благодаря которым тема данной статьи может быть актуальна. Согласно ФГОС НОО, современное общество нуждается во всесторонне развитой личности, умеющей творить и думать индивидуально, способной быть «не как все». Выдвигается педагогическая задача — повысить престиж научных знаний, и интеллекта в целом. В своих трудах ученые часто ищут решение психолого-педагогических проблем. Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок раньше освоил навык чтения, письма и счета. Для этого они подключают опытных педагогов, работают с психологами. Тем самым, делая упор на развитие одной стороны ребенка, забывая о другой — развитие духовно-нравственных качеств. Творческий мир ребенка не является таким значимым для родителя. Дети, живущие в наше время, получили свободный доступ к информации. Они знаю больше, чем их сверстники 15–20 лет назад. Приобрести знания, становится все легче, соответственно и ценность их меняется. Поэтому, заинтересовать ребенка все сложнее, приходится использовать нестандартные методы в своей работе. Современные дети быстро решают логические задачи, и совсем не умеют выражать искренние эмоции. Проявление черствости и душевного равнодушия можно встретить все чаще. На все происходящее вокруг они смотрят без восхищения. Например, дети 6–7 лет в период адаптации (первые несколько месяцев обучения) зажаты, подвержены стрессу, испытывают сложности в процессе коммуникации. Также в этом возрасте у ребенка происходит кризис 7 лет. Все чаще родители и работники образовательных учреждений отмечают резкие изменения в поведении ребенка: недисциплинированность, отсутствие простых навыков саморегуляции поведения, привлечение к себе внимания различными способами и т. д. По мнению следующих ученых: Н. А. Ветлугиной, Е. А. Левановой, С. Н. Томчиковой решением подобных проблем является театрализованная игра.
П. П. Болонский в своих научных трудах считал, что художественное творчество базируется на театрализованной игре.
Согласно определению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [5, с.3].
Детям легче выражать своё настроение и эмоции в момент игры, т. к. такой вид деятельности является для них наиболее доступным, почти не имеет условных рамок.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Входя в образ, дети играют любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их заинтересовало. От этого они получают огромное эмоциональное наслаждение [3, с. 66].
И. А. Генералова, М.Б Зацепина, Т. С. Комарова, Н. Ф. Сорокина и д. р. считают, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на общее развитие младшего школьника, дает ему возможность узнать себя в полной мере. В процессе театрализованной игры ребенок демонстрирует интеллект, развивает ассоциативное мышление, интересуется всем происходящим вокруг. И, благодаря взрослым, дети учатся: анализировать полученную информацию, обобщать её и делать выводы. Ряд специально созданных упражнений: артикуляционная разминка, дыхательная гимнастика и т. д., оказывает влияние на развитие волевых качеств ребенка, формируют правильную речь. Также, нельзя не принимать во внимание тот факт, что, в процессе театрализованной игры дети знакомятся с окружающим их миром: учатся контактировать со сверстниками, сопереживать им, выручать в трудных ситуациях, договариваться и, что немало важно, получают эмоциональную разрядку.
Для того, чтобы ребенок смог самостоятельно подходить к формированию образа сценического героя, нужно начинать знакомить его с разными видами театрального жанра. На первичном этапе, по мнению, С. Н. Томчиковой подойдут кукольный и драматический театры. Чем чаще ребенок наблюдает за мимикой педагога, жестикуляцией, правильной расстановкой ударения и пластикой педагога, тем быстрее он сможет почувствовать себя на сцене более уверенно. Также следует отдать должное внимание знакомству детей с театром.
Приведем пример из опыта работы. Нами был проведен цикл занятий, направленный на развитие творческих способностей детей 6–8 лет.
Целью наших занятий стало развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с помощью сценического образа.
Задачи цикла:
– знакомство с разнообразными и увлекательными видами театрального искусства;
– развитие эмоционального контроля ребенка;
– формирование аффективного воображения.
Цикл наших занятий включал в себя 5 разделов:
- «Играй»- этот раздел направлен на приобретение ребёнком знаний и умений профессиональной театральной игре. На этапе знакомства с театром ребенок должен понимать, что во главе стоит творчество.
- «Пластика и ритмика»- без развития психомоторных способностей младшего школьника нельзя обрести гармонию со своим телом. Этот цикл включает в себя музыкальные и танцевальные занятия.
- «Говорю правильно и красиво»- цикл направлен на развитие речевого аппарата, четкой дикции, правильного дыхания у ребенка. Большое внимание уделяется играм в слова, что способствует развитию фантазии, и постановке логичной речи.
- «Из чего состоит театр»- этот раздел направлен на знакомство детей с базовыми понятиями и определениями театрального искусства.
- «Представление» в основе цикла лежат эксклюзивные сценарии, которые были написаны в соавторстве учителя и родителей.
Подведем итоги. Наше общество как никогда нуждается во всесторонне развитых личностях. В период 6–7 лет ребенок испытывает ряд трудностей в общении, понимании норм поведения в обществе; нестабилен к стрессам. Учеными давно отмечено, что беседы и нравоучения не оказывают сильного влияния на формирование мировоззрения ребенка. Для решения таких проблем педагоги прибегают к нетрадиционным методам обучения и воспитания подрастающего поколения. В качестве отличного решения вышеупомянутых проблем может выступить театрализованная деятельность. Она способствует всестороннему развитию ребенка и эмоционально его разряжает.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Психология развития. — СПб, 2001. — С. 56–79
- Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: обзор программ дошкольного образования/М. Б. Зацепина.-М.: ТЦ Сфера, 2010. -128с.
- Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. — 2008. -№ 10. — с. 65–67.
- Леванова Е. А. Технологии здоровьесбережения в образовании: учеб.-метод. пособие / Е. А. Леванова, В. А. Плешаков, Т. В. Пушкарева и др. -М.: МОСПИ-МПГУ, 2008. -150 с.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти, 2002
- Томчикова С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: Учебное методическое пособие /С. Н. Томчикова. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 90с.