Современная ситуация, складывающаяся в сфере исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, диктует серьезные требования к педагогическим навыкам и умениям сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые позволят им корректно и тактично воздействовать на осужденных и заключенных под стражу, создавая необходимые предпосылки для исправления и формирования правопослушного поведения. В статье нашли отражение общие положения выстраивания педагогического общения сотрудников УИС со спецконтингентом и ключевые принципы их взаимоотношений.
Ключевые слова: спецконтингент, осужденные, сотрудники уголовно-исполнительной системы, исправительное учреждение, педагогический такт, гуманизм, уважение.
Гуманизация судебной практики и уголовно-исполнительной политики закономерно повлекла за собой рост числа назначенных уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, что, с одной стороны не может не приветствоваться, поскольку в местах лишения свободы условия для исправления осужденных оставляют желать лучшего. Статистика свидетельствует о снижении числа лиц, впервые осужденных к лишению свободы: в 2015 году их было 194310, в 2016–192421, в 2017–185718. Количество осужденных к лишению свободы вторично также снижается: в 2015 году — 131300 человек, в 2016–125218, в 2017–115944 [4].
С другой стороны, эта ситуация имеет обратную сторону медали, выражающуюся в концентрации в местах лишения свободы лиц, к которым в силу общественной опасности совершенных преступлений, личностных, криминологических особенностей суд не может назначить уголовное наказание мягче чем лишение свободы. Сегодня в местах лишения свободы приходится констатировать активное противодействие сотрудникам администрации исправительных учреждений со стороны, так называемых, «воров в законе», авторитетов уголовной среды, лидеров и активных участников группировок осужденных отрицательной направленности. Эти лица негативно относятся к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), проводимым режимным и иным мероприятиям, неадекватно воспринимают усилия по их исправлению и возвращению в общество. Особая опасность данных категорий осужденных заключается в их систематической планомерной деятельности по распространению норм и традиций криминальной субкультуры среди основной массы лиц, отбывающих наказание, формированию у них враждебного отношения к общепринятым нормам человеческого общежития, искажению и подмене истинных ценностей и идеалов.
Изложенное прогнозируемо влечет необходимость концентрации усилий сотрудников всех служб и подразделений учреждений и органов УИС, направленных на противодействие пенитенциарной преступности, которая в последнее время имеет тенденцию к эскалации. Так, начиная с 2014 года число преступлений, совершенных осужденными в исправительных колониях, постепенно растет: в 2014 году в исправительных колониях допущено 754 преступления, в 2015–838, в 2016–851, в 2017–875. К сожалению, наблюдается рост числа убийств: с 10 случаев в 2016 году до 14 фактов в 2017. Число побегов осужденных из исправительных колоний увеличилось с 101 случая в 2016 году до 106 в 2017 [3, 4].
Полагаем, что такая ситуация предъявляет повышенные требованию к профессиональной подготовленности сотрудника УИС, который должен в своей деятельности использовать не только юридические, но и педагогические знания, умения и навыки, создающие необходимый базис для полноценной реализации правоохранительной и пенитенциарной функций в УИС.
Однако следует признать, что педагогические ресурсы сотрудников уголовно-исполнительной системы в полной мере еще не исследованы. Очевидно, что механическая фиксация преступной деятельности, формальное бездушное проведение оперативно-розыскных, режимных и воспитательных мероприятий не позволят подобрать ключ к потайным комнатам человеческой души, изломы которой у лиц, в свое время, преступивших закон весьма причудливы. Сотрудник УИС должен понять первоистоки преступного поведения, увидеть в человеке не преступника, а индивида со своими ценностями, переживаниями, ожиданиями, дать понять ему, что любой человек — это, прежде всего уникальная личность, которая имеет право на ошибку. Такое отношение к осужденным закономерно будет способствовать постепенному формированию у них образа сотрудника УИС, как человека, который может помочь и поддержать в трудной ситуации, для которого показатели служебной деятельности не превалируют над общечеловеческими нравственными ценностями.
Важно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, непременное условие положительных результатов делового общения и авторитета уголовно-исполнительной системы в целом [2]. Педагогический такт сотрудника УИС предполагает на только умение понимать и оценивать ситуацию, но и проявлять чувство меры при выборе и применении средств и форм воздействия на осужденных. Только в этом случае сотрудник может предупредить ситуацию, создавшую неудобство, неловкость у окружающих, в том числе и осужденных, и предупредит назревающий конфликт во взаимоотношениях. Чтобы развить чувство такта, сотруднику нужно мысленно ставить себя на место другого человека с тем, чтобы понять, как его действия воспринимаются окружающими. Такт сотрудника исправительного учреждения (далее: ИУ) основан на принципе, который сформулирован еще А. С. Макаренко: как можно больше требовательности к осужденному, как можно больше уважения к нему. Тактичность, руководимая чувством и разумом, проявляется как в поступках, так и словах сотрудника ИУ.
Тактичный сотрудник не демонстрирует своей неприязни к осужденному, даже если он является нарушителем режима или имеет какие-либо физические и психические недостатки. Недостатки и слабости осужденного, которые не вредят процессу исправления и перевоспитания, не раскрываются перед другими осужденными. Сотрудник УИС также не проявляет чрезмерной симпатии к отдельным осужденным, в том числе к осужденным из числа актива, так как этим он как бы противопоставляет осужденных. Нельзя давать осужденным легкомысленных обещаний, заранее зная, что выполнить их невозможно. Нужно помнить, что умение тактично общаться с осужденными приходит не сразу и требует: — спокойствия, но ни в коем случае не равнодушия в общении; — оперативности в принятии решения в конкретной педагогической ситуации. При этом должна отсутствовать торопливость и необоснованность в выборе форм и методов воздействия; — сдержанности в любых, особенно конфликтных, ситуациях, но не безразличия к исходу конфликта и судьбе осужденного; — вдумчивости и решительности при пресечении неправильных действий осужденных; — вежливости при общении с осужденными в сочетании с настойчивостью и в соответствии с предписаниями закона и норм морали.
Наличие ярко выраженных властных полномочий также может отражаться на специфике общения со спецконтингентом. К сожалению, во взаимоотношениях сотрудников УИС с осужденными нередки грубость, невежливость, бестактность, демонстрация своего превосходства и т. д. Усугубляет ситуацию убежденность ряда сотрудников УИС в том, что осужденные — это «отбросы общества», они совершили преступление и теперь должны получить по заслугам, т. е. их должны постоянно наказывать, причем чем больше, тем лучше. Возможно, доля истины в этом есть, но уже давно ученые всего мира пришли к выводу, что одной лишь карой человека воспитать, исправить нельзя, наоборот, в таких условиях он лишь ожесточается и начинает мстить.
Поэтому в последнее время так много внимания уделяется изучению психологии, педагогике, этим обусловлено и перманентное реформирование уголовно-исполнительной системы в нашей стране. Представляется, что организация повседневной служебной деятельности сотрудника УИС должна опираться на ряд взаимосвязанных принципов, реализация которых обеспечит формирование и развитие у осужденных необходимой ответственности, личностных качеств, которые будут укреплять у них установку на исправление, соблюдение требований закона и общепринятых правил человеческого общежития [1]. Первый принцип — гуманности. Гуманность во взаимоотношениях должна проявляться во всех сферах деятельности ИУ. Даже при задержании нарушителя режима сотрудникам предписывается быть сдержанными. Гуманность во взаимоотношениях должна проявляться не только в уважении прав осужденных, но и в создании подлинно человеческих условий, необходимых для исправления и перевоспитания осужденных. Разумеется, уважение прав осужденных не говорит о том, что сотрудник уважает его как личность. Естественно, здесь имеются известные пределы, и это вполне закономерно. Уважение проявляется в вежливом и внимательном отношении участников этих взаимоотношений друг к другу. Если осужденные обязаны быть вежливыми с сотрудниками, беспрекословно выполнять их указания, то сотрудники должны умело сочетать высокую требовательность с тактичным отношением к каждому осужденному. Таким образом, сотрудникам ИУ, наряду с уважением и вниманием в их взаимоотношениях с осужденными, необходимо быть доброжелательными, вежливыми и одновременно требовательными. В качестве следующего необходимо выделить принцип уважения и соблюдения прав и интересов осужденных, акцента на общечеловеческие ценности при общении с ними. Содержание данного принципа целесообразно раскрывать посредством смещения акцента с карательно-запретительных методов в работе с осужденными на психолого-педагогические, что может быть достигнуто путем: повышения дифференциации применения дополнительных ограничений и льгот осужденным в рамках имеющихся правоограничений, сопровождающих процесс исполнения наказаний; обеспечения гуманизации дисциплинарной практики; расширения взаимодействия со средствами массовой информации, общественными и благотворительными организациями, что позволит сформировать объективный положительный образ уголовно-исполнительной системы для обывателя.
Особое место занимает принцип создания ситуаций выбора в процессе отбывания наказания. В данном контексте под выбором мы понимаем реализацию осужденным возможности предпочтительного варианта проявления поведенческой активности. Полагаем, что формирование ситуаций выбора должно осуществляться с учетом определенных условий: наличие нескольких векторов витальной активности; предоставление лицу определенной свободы выбора; ситуации выбора должны опираться на имеющийся индивидуальный опыт осужденного; наличие у осужденного готовности к выбору адекватной просоциальной поведенческой стратегии; целесообразность использования ситуации выбора относительно конкретного осужденного.
Таким образом, взаимоотношения сотрудника УИС со спецконтингентом должны быть основаны на психолого-педагогических базисах, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы служебного поведения.
Литература:
- Белослудцев В. И. Основные направления воспитательной работы деятельности органов, исполняющих наказания // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2009. № 3 (3). С. 91–95.
- Жаворонкова О. М. Деловое общение // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2006. № 8. С. 117–118.
- Овчинников О. М. Ювенальная пенитенциарная преступность: современное состояние и перспективы ее оперативно-розыскного преодоления // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 607–609.
- Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. URL: http://фсин.рф/statistics/ (дата обращения: 01.02.2019).