Педагогические аспекты общения сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 06.02.2019

Статья просмотрена: 3555 раз

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. Педагогические аспекты общения сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях / Л. К. Фортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56388/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современная ситуация, складывающаяся в сфере исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, диктует серьезные требования к педагогическим навыкам и умениям сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые позволят им корректно и тактично воздействовать на осужденных и заключенных под стражу, создавая необходимые предпосылки для исправления и формирования правопослушного поведения. В статье нашли отражение общие положения выстраивания педагогического общения сотрудников УИС со спецконтингентом и ключевые принципы их взаимоотношений.

Ключевые слова: спецконтингент, осужденные, сотрудники уголовно-исполнительной системы, исправительное учреждение, педагогический такт, гуманизм, уважение.

Гуманизация судебной практики и уголовно-исполнительной политики закономерно повлекла за собой рост числа назначенных уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, что, с одной стороны не может не приветствоваться, поскольку в местах лишения свободы условия для исправления осужденных оставляют желать лучшего. Статистика свидетельствует о снижении числа лиц, впервые осужденных к лишению свободы: в 2015 году их было 194310, в 2016–192421, в 2017–185718. Количество осужденных к лишению свободы вторично также снижается: в 2015 году — 131300 человек, в 2016–125218, в 2017–115944 [4].

С другой стороны, эта ситуация имеет обратную сторону медали, выражающуюся в концентрации в местах лишения свободы лиц, к которым в силу общественной опасности совершенных преступлений, личностных, криминологических особенностей суд не может назначить уголовное наказание мягче чем лишение свободы. Сегодня в местах лишения свободы приходится констатировать активное противодействие сотрудникам администрации исправительных учреждений со стороны, так называемых, «воров в законе», авторитетов уголовной среды, лидеров и активных участников группировок осужденных отрицательной направленности. Эти лица негативно относятся к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), проводимым режимным и иным мероприятиям, неадекватно воспринимают усилия по их исправлению и возвращению в общество. Особая опасность данных категорий осужденных заключается в их систематической планомерной деятельности по распространению норм и традиций криминальной субкультуры среди основной массы лиц, отбывающих наказание, формированию у них враждебного отношения к общепринятым нормам человеческого общежития, искажению и подмене истинных ценностей и идеалов.

Изложенное прогнозируемо влечет необходимость концентрации усилий сотрудников всех служб и подразделений учреждений и органов УИС, направленных на противодействие пенитенциарной преступности, которая в последнее время имеет тенденцию к эскалации. Так, начиная с 2014 года число преступлений, совершенных осужденными в исправительных колониях, постепенно растет: в 2014 году в исправительных колониях допущено 754 преступления, в 2015–838, в 2016–851, в 2017–875. К сожалению, наблюдается рост числа убийств: с 10 случаев в 2016 году до 14 фактов в 2017. Число побегов осужденных из исправительных колоний увеличилось с 101 случая в 2016 году до 106 в 2017 [3, 4].

Полагаем, что такая ситуация предъявляет повышенные требованию к профессиональной подготовленности сотрудника УИС, который должен в своей деятельности использовать не только юридические, но и педагогические знания, умения и навыки, создающие необходимый базис для полноценной реализации правоохранительной и пенитенциарной функций в УИС.

Однако следует признать, что педагогические ресурсы сотрудников уголовно-исполнительной системы в полной мере еще не исследованы. Очевидно, что механическая фиксация преступной деятельности, формальное бездушное проведение оперативно-розыскных, режимных и воспитательных мероприятий не позволят подобрать ключ к потайным комнатам человеческой души, изломы которой у лиц, в свое время, преступивших закон весьма причудливы. Сотрудник УИС должен понять первоистоки преступного поведения, увидеть в человеке не преступника, а индивида со своими ценностями, переживаниями, ожиданиями, дать понять ему, что любой человек — это, прежде всего уникальная личность, которая имеет право на ошибку. Такое отношение к осужденным закономерно будет способствовать постепенному формированию у них образа сотрудника УИС, как человека, который может помочь и поддержать в трудной ситуации, для которого показатели служебной деятельности не превалируют над общечеловеческими нравственными ценностями.

Важно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, непременное условие положительных результатов делового общения и авторитета уголовно-исполнительной системы в целом [2]. Педагогический такт сотрудника УИС предполагает на только умение понимать и оценивать ситуацию, но и проявлять чувство меры при выборе и применении средств и форм воздействия на осужденных. Только в этом случае сотрудник может предупредить ситуацию, создавшую неудобство, неловкость у окружающих, в том числе и осужденных, и предупредит назревающий конфликт во взаимоотношениях. Чтобы развить чувство такта, сотруднику нужно мысленно ставить себя на место другого человека с тем, чтобы понять, как его действия воспринимаются окружающими. Такт сотрудника исправительного учреждения (далее: ИУ) основан на принципе, который сформулирован еще А. С. Макаренко: как можно больше требовательности к осужденному, как можно больше уважения к нему. Тактичность, руководимая чувством и разумом, проявляется как в поступках, так и словах сотрудника ИУ.

Тактичный сотрудник не демонстрирует своей неприязни к осужденному, даже если он является нарушителем режима или имеет какие-либо физические и психические недостатки. Недостатки и слабости осужденного, которые не вредят процессу исправления и перевоспитания, не раскрываются перед другими осужденными. Сотрудник УИС также не проявляет чрезмерной симпатии к отдельным осужденным, в том числе к осужденным из числа актива, так как этим он как бы противопоставляет осужденных. Нельзя давать осужденным легкомысленных обещаний, заранее зная, что выполнить их невозможно. Нужно помнить, что умение тактично общаться с осужденными приходит не сразу и требует: — спокойствия, но ни в коем случае не равнодушия в общении; — оперативности в принятии решения в конкретной педагогической ситуации. При этом должна отсутствовать торопливость и необоснованность в выборе форм и методов воздействия; — сдержанности в любых, особенно конфликтных, ситуациях, но не безразличия к исходу конфликта и судьбе осужденного; — вдумчивости и решительности при пресечении неправильных действий осужденных; — вежливости при общении с осужденными в сочетании с настойчивостью и в соответствии с предписаниями закона и норм морали.

Наличие ярко выраженных властных полномочий также может отражаться на специфике общения со спецконтингентом. К сожалению, во взаимоотношениях сотрудников УИС с осужденными нередки грубость, невежливость, бестактность, демонстрация своего превосходства и т. д. Усугубляет ситуацию убежденность ряда сотрудников УИС в том, что осужденные — это «отбросы общества», они совершили преступление и теперь должны получить по заслугам, т. е. их должны постоянно наказывать, причем чем больше, тем лучше. Возможно, доля истины в этом есть, но уже давно ученые всего мира пришли к выводу, что одной лишь карой человека воспитать, исправить нельзя, наоборот, в таких условиях он лишь ожесточается и начинает мстить.

Поэтому в последнее время так много внимания уделяется изучению психологии, педагогике, этим обусловлено и перманентное реформирование уголовно-исполнительной системы в нашей стране. Представляется, что организация повседневной служебной деятельности сотрудника УИС должна опираться на ряд взаимосвязанных принципов, реализация которых обеспечит формирование и развитие у осужденных необходимой ответственности, личностных качеств, которые будут укреплять у них установку на исправление, соблюдение требований закона и общепринятых правил человеческого общежития [1]. Первый принцип — гуманности. Гуманность во взаимоотношениях должна проявляться во всех сферах деятельности ИУ. Даже при задержании нарушителя режима сотрудникам предписывается быть сдержанными. Гуманность во взаимоотношениях должна проявляться не только в уважении прав осужденных, но и в создании подлинно человеческих условий, необходимых для исправления и перевоспитания осужденных. Разумеется, уважение прав осужденных не говорит о том, что сотрудник уважает его как личность. Естественно, здесь имеются известные пределы, и это вполне закономерно. Уважение проявляется в вежливом и внимательном отношении участников этих взаимоотношений друг к другу. Если осужденные обязаны быть вежливыми с сотрудниками, беспрекословно выполнять их указания, то сотрудники должны умело сочетать высокую требовательность с тактичным отношением к каждому осужденному. Таким образом, сотрудникам ИУ, наряду с уважением и вниманием в их взаимоотношениях с осужденными, необходимо быть доброжелательными, вежливыми и одновременно требовательными. В качестве следующего необходимо выделить принцип уважения и соблюдения прав и интересов осужденных, акцента на общечеловеческие ценности при общении с ними. Содержание данного принципа целесообразно раскрывать посредством смещения акцента с карательно-запретительных методов в работе с осужденными на психолого-педагогические, что может быть достигнуто путем: повышения дифференциации применения дополнительных ограничений и льгот осужденным в рамках имеющихся правоограничений, сопровождающих процесс исполнения наказаний; обеспечения гуманизации дисциплинарной практики; расширения взаимодействия со средствами массовой информации, общественными и благотворительными организациями, что позволит сформировать объективный положительный образ уголовно-исполнительной системы для обывателя.

Особое место занимает принцип создания ситуаций выбора в процессе отбывания наказания. В данном контексте под выбором мы понимаем реализацию осужденным возможности предпочтительного варианта проявления поведенческой активности. Полагаем, что формирование ситуаций выбора должно осуществляться с учетом определенных условий: наличие нескольких векторов витальной активности; предоставление лицу определенной свободы выбора; ситуации выбора должны опираться на имеющийся индивидуальный опыт осужденного; наличие у осужденного готовности к выбору адекватной просоциальной поведенческой стратегии; целесообразность использования ситуации выбора относительно конкретного осужденного.

Таким образом, взаимоотношения сотрудника УИС со спецконтингентом должны быть основаны на психолого-педагогических базисах, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы служебного поведения.

Литература:

  1. Белослудцев В. И. Основные направления воспитательной работы деятельности органов, исполняющих наказания // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2009. № 3 (3). С. 91–95.
  2. Жаворонкова О. М. Деловое общение // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2006. № 8. С. 117–118.
  3. Овчинников О. М. Ювенальная пенитенциарная преступность: современное состояние и перспективы ее оперативно-розыскного преодоления // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 607–609.
  4. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. URL: http://фсин.рф/statistics/ (дата обращения: 01.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): осужденный, уголовно-исполнительная система, лишение свободы, сотрудник, взаимоотношение, исправительное учреждение, последнее время, принцип, ситуация, человеческое общежитие.


Похожие статьи

Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...

Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе

Данная статья посвящена проблеме деформации личности государственного служащего как причине совершения дисциплинарных проступков на государственной службе. На основании анализа личностных качеств государственного служащего, а также генезиса его проти...

Новые методы, использованные для формирования прогностических компетенций будущих офицеров Росгвардии

В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных...

Роль лыжной подготовки для сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы

В настоящее время работники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы испытывают множество стрессовых ситуаций, связанных с исполнением своих служебных обязанностей. В результате частого напряженного психологического и физического состояни...

Влияние социальной изоляции на личность преступника

В приведенной статье рассматриваются социальные, психологические, пенитенциарные особенности изоляционного воздействия и его итоги. Статья исследует воздействие различных факторов на людей, находящихся в длительной изоляции в местах лишения свободы. ...

Воспитание лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

В статье на основе изученной научной литературы выводится проблема недостаточной подготовленности оперативных сотрудников к негласному сотрудничеству, налаживанию контактов с конфидентами. Перечисляются основные нормативно-правовые акты, регулирующие...

Международно-правовые стандарты содержания лиц в учреждениях пенитенциарной системы

События ХХ века, которые сотрясли весь мир, затронули, естественно, все сферы общественной жизни. Эти события оказали влияние на человеческое мироощущение, мировосприятие, миропонимание. И, разумеется, далеко не в последнюю очередь это затронуло прав...

Криминалистические методы, применяемые при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами в сфере экономической деятельности

Актуальность темы борьбы с организованными преступными группами и организованными преступными сообществами, особенно в условиях глобализации и цифровизации экономики, трудно переоценить. Организованные преступные группы и организованные преступные со...

Совершенствование огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье рассматриваются вопросы улучшения огневой подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Особое значение уделяется способности сотрудников защищаться, их готовности задержать преступника или применить против него огнестрельное оружие....

Заключение под стражу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых: основные практические проблемы

Несмотря на то, что Россия, ратифицировав ряд документов в области охраны прав и свобод несовершеннолетних, приведя свое национальное законодательство в соответствие с нормами, закрепленными в международных документах, в отечественном законодательств...

Похожие статьи

Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...

Деформация личности государственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе

Данная статья посвящена проблеме деформации личности государственного служащего как причине совершения дисциплинарных проступков на государственной службе. На основании анализа личностных качеств государственного служащего, а также генезиса его проти...

Новые методы, использованные для формирования прогностических компетенций будущих офицеров Росгвардии

В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных...

Роль лыжной подготовки для сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы

В настоящее время работники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы испытывают множество стрессовых ситуаций, связанных с исполнением своих служебных обязанностей. В результате частого напряженного психологического и физического состояни...

Влияние социальной изоляции на личность преступника

В приведенной статье рассматриваются социальные, психологические, пенитенциарные особенности изоляционного воздействия и его итоги. Статья исследует воздействие различных факторов на людей, находящихся в длительной изоляции в местах лишения свободы. ...

Воспитание лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

В статье на основе изученной научной литературы выводится проблема недостаточной подготовленности оперативных сотрудников к негласному сотрудничеству, налаживанию контактов с конфидентами. Перечисляются основные нормативно-правовые акты, регулирующие...

Международно-правовые стандарты содержания лиц в учреждениях пенитенциарной системы

События ХХ века, которые сотрясли весь мир, затронули, естественно, все сферы общественной жизни. Эти события оказали влияние на человеческое мироощущение, мировосприятие, миропонимание. И, разумеется, далеко не в последнюю очередь это затронуло прав...

Криминалистические методы, применяемые при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами в сфере экономической деятельности

Актуальность темы борьбы с организованными преступными группами и организованными преступными сообществами, особенно в условиях глобализации и цифровизации экономики, трудно переоценить. Организованные преступные группы и организованные преступные со...

Совершенствование огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье рассматриваются вопросы улучшения огневой подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Особое значение уделяется способности сотрудников защищаться, их готовности задержать преступника или применить против него огнестрельное оружие....

Заключение под стражу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых: основные практические проблемы

Несмотря на то, что Россия, ратифицировав ряд документов в области охраны прав и свобод несовершеннолетних, приведя свое национальное законодательство в соответствие с нормами, закрепленными в международных документах, в отечественном законодательств...

Задать вопрос