В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.
Ключевые слова: духовность, высоконравственная личность, милосердие,моральные нормы и нравственные идеалы, гражданственность, патриотизм.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. [1, с.4] В настоящее время дошкольное образование испытывает противоречия переходного периода, на смену старым принципам работы приходят новые концепции и идеи. В основу стандарта заложена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольников. С введением ФГОС образовательный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности дошкольника. Социально- коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. [2, с.8] Один из основополагающих принципов стандарта — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
У современных детей в поведении, поступках все больше проявляются безнравственные негативные тенденции, искажены представления о справедливости и доброте, гражданственности и патриотизме, милосердии и великодушии. Книги ушли на второй план, а герои сказок, мультфильмов, не всегда отличаются высокой духовностью и нравственной чистотой. Во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными. Родители, к сожалению, не рассматривает детскую литературу как средство воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, однако воспитателем души ребенка может быть каждый, взявший в руки книгу. Поэтому духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Однако, есть противоречие: с одной стороны, происходят изменения в имеющихся программах по приобщению детей к чтению и появление новых образовательных программ. С другой стороны, появляются новые, актуальные для современных детей произведения, отражающие нравственные категории. Новизна данного опыта требует от педагогов новых путей, на основе теоретических, научно-методических знаний, выстраивать систематическую планомерную работу с комплексами приемов и методов, форм и средств, создать условия, в реализации поставленной цели.
Авторы статьи убеждены, что нравственные категории, такие как хорошо и плохо, добро и зло, целесообразно формировать у дошкольников как своим примером, так и с помощью восприятия художественной литературы. Почему?
Потому что именно книга испокон века растит человека. Является главным средством воспитания нравственных качеств у детей. Содержание художественных произведений раскрывают внутренний мир героев, заставляет детей сопереживать, оказывает влияние на поведение, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, расширяет кругозор ребёнка, помогает формировать нравственные оценки. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Для осуществления поставленной цели и задач в группе создали развивающую предметно-пространственную среду для совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. В книжном уголке, содержание и размещение книг зависят от возраста и роста детей, от конкретных задач приобщения детей к чтению. Периодически в уголке устраиваем книжные выставки, посвященные творчеству отдельных писателей, жанрам или даже одной книге, размещаем портреты писателей, иллюстраторов. Театральный уголок оснащен разными видами театра для обыгрывания сказок, рассказов.
Первое знакомство с книгой у малышей начинаем с малых фольклорных форм. Именно в фольклоре нашли отражение народные культурные и нравственные традиции, т. е. то, что ныне называют менталитетом.
Песенки, потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям. Например: при чтении стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине», у малышей воспитываем заботу, нежность, к матери.
Одним из самых простых и важных средств формирования нравственного сознания для дошкольников являются все виды сказок.
Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью имеющими наивысшую ценность. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Личность ребенка в будущем определяет идеал, приобретенный в детстве.
Восприятие художественного произведения — это глубокое осмысливание текста и воздействие его на ребенка. Поэтому для чтения подбираем книги с учетом возраста дошкольников, в зависимости от конкретной задачи. Воспитанники лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрацию, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании ребенка.
Старшим дошкольникам читаем сказки Пушкина и Андерсена, весёлые стихи Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского, рассказы, Л.Толстого «Лев и собачка», «Корова» и др. Авторы высмеивает такие плохие качества характера как грубость, трусость, зазнайство, лень которые, к сожалению, еще встречаются у наших воспитанников. Педагогическая ценность рассказов специально подчеркнута, для того чтобы маленькие читатели могли думать над происходящим, извлекать, по мысли автора, «умную мораль». Изображение «нечаянной вины», свойственное ряду рассказов («Прыжок», «Акула» и др.), придает этим произведениям глубокий психологический смысл. Они приглашают маленького читателя познавать человека, мотивы его поступков, думать над ними. [3, с.14] Но переживания детей по поводу поступка героя, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. Поэтому свою работу выстраиваем так, чтобы возникшее переживание не осталось только переживанием, а вызвало бы готовность поступать также как герой литературного произведения. Создаем ситуации и так организовываем жизнь детей, чтобы у ребенка появлялась потребность в этом. Чтение и рассказывание используем ежедневно в режимных моментах.
Для формирования нравственных представлений, суждений, оценок, после прочтения сказки, проводим беседу, во время которой раскрываем характер героев, отмечаем положительные, негативные стороны, даем оценку действиям героев. Используем для этого различные приемы: вопросы, повторное чтение отрывков из текста, рассказ эпизода сказки, драматизацию отрывков. В своей работе используем нравственные беседы о характере и чувствах, методами убеждения, разъяснения, внушения, объясняем воспитанникам, что такое доброта. Сказка Т. А. Шорыгиной «Охотник и заяц» учит, что «за добро добром платить надо». Доброта — жемчужина души. Немало поговорок сложили люди о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных. Доброго человека отличают такие черты характера, как щедрость и храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие. [6, с.4]
Мастерски подходим к анализу произведения, превращаем его в интересный и полезный для воспитанников разговор о литературе, ее воздействии на человека. Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять. И в этом его ценность.
Со старшими дошкольниками разбираем пословицы и поговорки, в них метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей, высмеиваются недостатки. Пословица, вобрав в себя опыт и мудрость многих поколений прошедших по земле людей, стала кодексом нравственности, моделью тех типовых ситуаций, которые возникают в процессе человеческой жизни, ориентиром в их разрешении. [3, с.5]
Для нравственного воспитания чувств, развития эстетического вкуса у дошкольников используем художественные средства. Например: рисование, по сказке «Серая шейка» и др. Воспитанники выражают свое отношение к героям сказки, воплощают свои переживания, что развивает навыки, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
В своей работе используем новые подходы — проектную деятельность, как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Например: проект со старшими дошкольниками «Воспитание любви к природе, посредством художественной литературы». В рассказе К.Ушинского «Дети в роще» автор одушевляет природный мир, живым, себе подобным, как воспринимают его дети. Моральные категории писателя не кажутся назойливыми, потому что их носителем является не автор рассказа, а ручей, белка, малиновка. Благодаря художественному слову рассказов В. Бианки способствовали формированию у дошкольников нравственного отношения человека к природе, где человек выступает существом разумным, ощущающим себя частью природы, знающим особенности ее развития, умеющим разумно пользоваться ее богатствами. Родители активно участвовали в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки. На прогулке наблюдали, подкармливали птиц, использовали стихи, загадки, приметы.
Воспитание гуманных чувств рассматриваем в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Чувства, эмоции ребенка укрепляем, развиваем. показывая настольный, кукольный театр. Одной из форм активного восприятия сказки является драматизация. Посредством драматизации у дошкольников воспитываем смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Мощным средством воспитания нравственных качеств личности является игра. В сложно-ролевой игре. происходит приобретение тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни. Способствуем развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок: подвижные игры с персонажами сказок («Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка» и др.), настольно — печатные («Собери сказку», «Литературное лото» и др.), словесные игры. («Сказка наизнанку», «Расскажи сказку по картинкам»), викторины по сказкам.
Особое место в литературных произведениях, сказках занимают вопросы нравственно — трудового воспитания. Рассказ Н.Носова «На горке» учит заниматься делом, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда. Пример героев рассказа побудил ребят взяться за такое же увлекательное дело, выйдя на прогулку, ребята решили очистить дорожки от снега, сделать свою горку. Совместный труд детей и взрослых вызывает чувство гордости от причастности к настоящему «взрослому» делу. Всячески поощряем, подбадриваем воспитанников, обращаем внимание, что трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Используем пословицы: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает».
Постепенно, систематически, полученные детьми знания из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт, что рождает самостоятельную творческую речевую деятельность, будит фантазию. Особенно вдохновенно действуют воспитанники, когда самостоятельно разыгрывают роли, ребята сами сочиняют свои сказки, принимают участие в концертах. праздниках, развлечениях. Все, то, что дошкольники выполняют самостоятельно, является наилучшим в воспитании нравственных качеств.
Именно в детском саду закладываются основы формирования в ребёнке чувства патриотизма. Поэтому с воспитанниками читаем книги о войне, о подвиге героев, разучиваем стихи. Считаем, что плодотворное развитие нравственных качеств личности дошкольников возможно при тесном соблюдении преемственности детского сада, семьи и социума. Ежегодно родители, воспитанники, совместно с Верхопенской МБОУ СОШ принимают участие в акции «Бессмертный полк». Чтобы воспитывать у дошкольников читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями, писателями, мы активно сотрудничаем с Верхопенской библиотекой.
Формирование гуманных чувств у воспитанников невозможно без взаимодействия с родителями. Ведь родители — первые главные воспитатели! Для создания единства в воспитании нравственной культуры с семьями воспитанников применяем разные формы работы: анкетирование, родительское собрание «Роль книги в нравственном воспитании детей»; консультацию на тему: «Как научить ребенка быть добрым», беседы. В ходе бесед убеждали родителей больше общаться, разговаривать с детьми, читать сказки, разучивать стишки, потешки. Все это обеспечивает положительные результаты для нравственного развития личности ребенка.
Таким образом, целенаправленное и системное использование форм и методов в формировании духовно развитой личности дошкольников через художественную литературу позволило обогатить их жизненный и нравственный опыт, способствовало воспитанию любви к своей семье, стране, потребности творить доброе и совершенствоваться, что является важнейшим условием для успешного развития России.
Литература:
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — Москва.; Просвещение, 2009. ― 00 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978–5-09–022138–2
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — Москва.; ТЦ Сфера, 2015- 96с.
- Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Гриценко. — 5-е изд., стер. — Москва.; Издательский центр «Академия», 2014- 352 с. — (Сер. Бакалавриат). ISBN 978–5-4468–0497–9
- Шорыгина, Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации./Т. А. Шорыгина. — Москва.; ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.