Цели и задачи: — познакомить детей со словами-синонимами;
− развивать речь учащихся;
− обогащать словарный запас;
− формировать умение составлять предложения;
− воспитывать чувство любви к родному языку и родной природе на материале художественных произведений;
− воспитывать бережное отношение к природе.
- Организационное начало урока.
У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь. Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу.
На уроке русского языка мы продолжим красиво писать, будем думать, рассуждать, повторим изученный материал и познакомимся с новыми очень интересными словами.
- Чистописание.
синонимы (обертывание буквы)
Внимание на доску. Скажите, какое слово я написала. (синонимы)
На уроках чтения у нас встречались такие слова. Кто знает, что такое синонимы?
(Синонимы — это …)
(В руках учителя карточка, на которой написано: СИНОНИМЫ)
— Прочитайте ещё раз это слово про себя. Назовите 1-ый, 2-ой …слоги.
— Назовите ударный слог.
— А теперь давайте вслух, по слогам прочитаем это слово.
Тема нашего урока: «Слова — синонимы» (карточка крепится на доске)
— Взяли ручки с зеленой пастой. Перед тем, как вы напишите это слово, скажите, на что надо обратить внимание при выполнении задания. (На высоту букв, на расстояние между элементами и между буквами, на верхнее и нижнее соединения)
— Напишите слово четко, ровно, без помарок.
- Объяснение нового материала.
1. Перед тем, как говорить о новых очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми словами — близнецами.
(На доске картинки с изображением ключей. Учитель читает стихотворение)
Потеряла Алёнушка ключ,
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ.
Да не этот ей нужен, как видно.
Много разных есть ключей:
Ключ родник среди камней,
Ключ скрипичный завитой,
И обычный ключ дверной.
— О чём это стихотворение? О каких ключах говорится в стихотворении?
(Ключ дверной для запирания и отпирания замка.
Ключ скрипичный — знак в начале нотной строки.
Ключ, вытекающий из земли.
Можно спросить, какие ещё значения имеет слово «ключ»?)
— Как же называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы)
(Оставляем на доске картинку с изображением родника)
— Как же по-другому можно назвать ключ, где реки берут свое начало, место, где можно напиться человеку или животному? (Родник, источник)
Скажи «родник» -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
— Разные слова «ключ», «родник» называют одно и то же: водный источник, который течет из глубины земли.
— Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но произносятся по-разному. (Слова-синонимы)
(На доске открывается запись: Р…ДНИК И…ТОЧНИК КЛЮЧ)
— Напишите на следующую строчку слова, вставьте пропущенные буквы.
— Проверим! Какое слово лишнее? Почему? (Ключ, т. к. нет правила на безударную гласную)
— Давайте определим, в какой части слова находится безударная гласная в двух других словах, и объясним их написание?
(Родник — безударная гласная в корне слова, словарное слово;
источник — безударная гласная в приставке, глухая с глухой, безударная гласная в суффиксе)
— С точки зрения фонетики, что объединяет все эти слова.
(Количество букв и звуков совпадает)
— С точки зрения морфологии, что объединяет все эти слова?
(Это имена существительные мужского рода, стоят в единственном числе, неодушевлённые, нарицательные)
— Значит, слова-синонимы могут обозначать предметы, являться именами существительными. С одним из этих слов придумайте словосочетание.
(Источник в лесу…)
— Напишите словосочетание на следующую строчку, крестиком укажите главное слово.
2. Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением; во второй — слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.
Слова: громадный, пахучий, забавный, большой, дозорный, ароматный, сторожевой, забавный, смешной, морозный, холодный.
(В тетради у детей:
Громадныйпахучий
забавный большой
дозорный сторожевой (-ив- -ев- повтор)
ароматный смешной
морозный холодный
В словах выделены приставки и корни)
— Проверим! Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик. Назовите безударную гласную, определите, в какой части слова она находится.
—Как называются слова, безударную гласную в которых мы проверить не можем? (словарные)
— Прочитайте слова второго столбика. Назовите безударную гласную. Определите, в какой части слова она находится, подберите проверочное слово. (Проверка)
— Обратите внимание на словообразование.
Какое слово лишнее? (Большой)
Почему?
(Все остальные слова образованы суффиксальным способом)
— А теперь к словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова из правого столбика. Возьмите простой карандаш и соедините два слова стрелочкой.
(Выполняют работу)
— Как называются слова близкие или одинаковые по значению, но разные по написанию.
(Слова-синонимы)
— Какой части речи эти слова?
(Имена прилагательные)
— Значит, слова-синонимы могут обозначать признак предмета и являться именами прилагательными.
— Прочитайте пары слов. Дополните каждую пару. Давайте синонимы к словам морозный, холодный запишем в тетрадь.
(В тетради и на доске появляется запись: студеный, ледяной, мерзлый, суровый…
Можно написать слова в порядке возрастания признака.)
— Придумайте предложение со словосочетанием, которое мы написали и одним из прилагательных.
(На доске и в тетрадях дети пишут предложение и разбирают его.
Предложение: Влесу из глубины земли бьёт холодный источник. В словах выделены орфограммы — безударные гласные, обозначены части слова, в которых находятся эти орфограммы; подчеркнута грамматическая основа, обозначены части речи)
— Каким близким по значению словом можно заменить слово «холодный»? (студеный)
Прочитайте новое предложение.
3. Асейчас внимание на доску. (На доске запись)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой,
Бьёт из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами,
Стеклом расплавленным бежит.
(И.Бунин)
— Прочитайте про себя то, что написано на доске. Приготовьтесь прочитать вслух.
— Что вы прочитали? (Текст)
Докажите. (…)
— Всё ли в тексте понятно?
Вода чистая, прозрачная, похожа на расплавленное стекло. Как вы понимаете это предложение? (…)
— Подберите синоним к слову «хрустальная» (Прозрачная)
— Какова тема текста? О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о роднике)
Как можно озаглавить этот текст? (Родник)
И.Бунин так и озаглавил стихотворение — «Родник».
— Каждый текст имеет идею — главную мысль, ради которой создаётся произведение. Какая идея этого текста?
(Бунин показал нам движение родниковой воды….)
— Какие слова использовал для этого? (слова-синонимы)
Прочитайте этот текст ещё раз вслух. Найдите в нем слова-синонимы, слова, передающие движение воды.
(На доске появляются карточки со словами: БЬЁТ, КИПИТ, ИГРАЕТ, СПЕШИТ, КРУТИТСЯ, БЕЖИТ).
—Какой частью речи являются эти слова-синонимы? (Глаголами)
Значит, слова-синонимы могут быть не только именами существительными, именами прилагательными, но и глаголами.
— С новой строчки, с большой буквы напишем слова-синонимы из текста и продолжим синонимический ряд.
«Бьёт из камней» — как по-другому можно сказать?
(Течет, струится, льётся, хлещет)
— Какое из этих слов больше подходит к нашему стихотворению? (Хлещет)
Аналогично:
Кипит — бурлит, клокочет
Играет — резвится
Спешит — торопится
Крутится — вращается, кружится
Бежит — мчится, несется
— Какой характер должен иметь родник, чтобы совершать такие действия?
(Бурный, импульсивный, беспокойный, бушующий, шумный, задорный)
Родник — это символ России, сердце нашей родины.
— Как вы думаете, зачем человеку необходимо знать, как можно больше слов-синонимов?
3. Закрепление.
— Вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Какие слова называют синонимами?
4. Организационный конец урока.