Урок по русскому языку в 1 классе «Слова-синонимы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 11.02.2019

Статья просмотрена: 3460 раз

Библиографическое описание:

Бирюлева, Н. А. Урок по русскому языку в 1 классе «Слова-синонимы» / Н. А. Бирюлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56407/ (дата обращения: 18.12.2024).



Цели и задачи: — познакомить детей со словами-синонимами;

− развивать речь учащихся;

− обогащать словарный запас;

− формировать умение составлять предложения;

− воспитывать чувство любви к родному языку и родной природе на материале художественных произведений;

− воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Организационное начало урока.

У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь. Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу.

На уроке русского языка мы продолжим красиво писать, будем думать, рассуждать, повторим изученный материал и познакомимся с новыми очень интересными словами.

  1. Чистописание.

синонимы (обертывание буквы)

Внимание на доску. Скажите, какое слово я написала. (синонимы)

На уроках чтения у нас встречались такие слова. Кто знает, что такое синонимы?

(Синонимы — это …)

(В руках учителя карточка, на которой написано: СИНОНИМЫ)

— Прочитайте ещё раз это слово про себя. Назовите 1-ый, 2-ой …слоги.

— Назовите ударный слог.

— А теперь давайте вслух, по слогам прочитаем это слово.

Тема нашего урока: «Слова — синонимы» (карточка крепится на доске)

— Взяли ручки с зеленой пастой. Перед тем, как вы напишите это слово, скажите, на что надо обратить внимание при выполнении задания. (На высоту букв, на расстояние между элементами и между буквами, на верхнее и нижнее соединения)

— Напишите слово четко, ровно, без помарок.

  1. Объяснение нового материала.

1. Перед тем, как говорить о новых очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми словами — близнецами.

(На доске картинки с изображением ключей. Учитель читает стихотворение)

Потеряла Алёнушка ключ,

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ.

Да не этот ей нужен, как видно.

Много разных есть ключей:

Ключ родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой,

И обычный ключ дверной.

— О чём это стихотворение? О каких ключах говорится в стихотворении?

(Ключ дверной для запирания и отпирания замка.

Ключ скрипичный — знак в начале нотной строки.

Ключ, вытекающий из земли.

Можно спросить, какие ещё значения имеет слово «ключ»?)

— Как же называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы)

(Оставляем на доске картинку с изображением родника)

— Как же по-другому можно назвать ключ, где реки берут свое начало, место, где можно напиться человеку или животному? (Родник, источник)

Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

— Разные слова «ключ», «родник» называют одно и то же: водный источник, который течет из глубины земли.

— Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но произносятся по-разному. (Слова-синонимы)

(На доске открывается запись: Р…ДНИК И…ТОЧНИК КЛЮЧ)

— Напишите на следующую строчку слова, вставьте пропущенные буквы.

— Проверим! Какое слово лишнее? Почему? (Ключ, т. к. нет правила на безударную гласную)

— Давайте определим, в какой части слова находится безударная гласная в двух других словах, и объясним их написание?

(Родник — безударная гласная в корне слова, словарное слово;

источник — безударная гласная в приставке, глухая с глухой, безударная гласная в суффиксе)

— С точки зрения фонетики, что объединяет все эти слова.

(Количество букв и звуков совпадает)

— С точки зрения морфологии, что объединяет все эти слова?

(Это имена существительные мужского рода, стоят в единственном числе, неодушевлённые, нарицательные)

— Значит, слова-синонимы могут обозначать предметы, являться именами существительными. С одним из этих слов придумайте словосочетание.

(Источник в лесу…)

— Напишите словосочетание на следующую строчку, крестиком укажите главное слово.

2. Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением; во второй — слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.

Слова: громадный, пахучий, забавный, большой, дозорный, ароматный, сторожевой, забавный, смешной, морозный, холодный.

(В тетради у детей:

Громадныйпахучий

забавный большой

дозорный сторожевой (-ив- -ев- повтор)

ароматный смешной

морозный холодный

В словах выделены приставки и корни)

— Проверим! Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик. Назовите безударную гласную, определите, в какой части слова она находится.

—Как называются слова, безударную гласную в которых мы проверить не можем? (словарные)

— Прочитайте слова второго столбика. Назовите безударную гласную. Определите, в какой части слова она находится, подберите проверочное слово. (Проверка)

— Обратите внимание на словообразование.

Какое слово лишнее? (Большой)

Почему?

(Все остальные слова образованы суффиксальным способом)

— А теперь к словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова из правого столбика. Возьмите простой карандаш и соедините два слова стрелочкой.

(Выполняют работу)

— Как называются слова близкие или одинаковые по значению, но разные по написанию.

(Слова-синонимы)

— Какой части речи эти слова?

(Имена прилагательные)

— Значит, слова-синонимы могут обозначать признак предмета и являться именами прилагательными.

— Прочитайте пары слов. Дополните каждую пару. Давайте синонимы к словам морозный, холодный запишем в тетрадь.

(В тетради и на доске появляется запись: студеный, ледяной, мерзлый, суровый

Можно написать слова в порядке возрастания признака.)

— Придумайте предложение со словосочетанием, которое мы написали и одним из прилагательных.

(На доске и в тетрадях дети пишут предложение и разбирают его.

Предложение: Влесу из глубины земли бьёт холодный источник. В словах выделены орфограммы — безударные гласные, обозначены части слова, в которых находятся эти орфограммы; подчеркнута грамматическая основа, обозначены части речи)

— Каким близким по значению словом можно заменить слово «холодный»? (студеный)

Прочитайте новое предложение.

3. Асейчас внимание на доску. (На доске запись)

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой,

Бьёт из камней родник студеный.

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами,

Стеклом расплавленным бежит.

(И.Бунин)

— Прочитайте про себя то, что написано на доске. Приготовьтесь прочитать вслух.

— Что вы прочитали? (Текст)

Докажите. (…)

— Всё ли в тексте понятно?

Вода чистая, прозрачная, похожа на расплавленное стекло. Как вы понимаете это предложение? (…)

— Подберите синоним к слову «хрустальная» (Прозрачная)

— Какова тема текста? О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о роднике)

Как можно озаглавить этот текст? (Родник)

И.Бунин так и озаглавил стихотворение — «Родник».

— Каждый текст имеет идею — главную мысль, ради которой создаётся произведение. Какая идея этого текста?

(Бунин показал нам движение родниковой воды….)

— Какие слова использовал для этого? (слова-синонимы)

Прочитайте этот текст ещё раз вслух. Найдите в нем слова-синонимы, слова, передающие движение воды.

(На доске появляются карточки со словами: БЬЁТ, КИПИТ, ИГРАЕТ, СПЕШИТ, КРУТИТСЯ, БЕЖИТ).

—Какой частью речи являются эти слова-синонимы? (Глаголами)

Значит, слова-синонимы могут быть не только именами существительными, именами прилагательными, но и глаголами.

— С новой строчки, с большой буквы напишем слова-синонимы из текста и продолжим синонимический ряд.

«Бьёт из камней» — как по-другому можно сказать?

(Течет, струится, льётся, хлещет)

— Какое из этих слов больше подходит к нашему стихотворению? (Хлещет)

Аналогично:

Кипит — бурлит, клокочет

Играет — резвится

Спешит — торопится

Крутится — вращается, кружится

Бежит — мчится, несется

— Какой характер должен иметь родник, чтобы совершать такие действия?

(Бурный, импульсивный, беспокойный, бушующий, шумный, задорный)

Родник — это символ России, сердце нашей родины.

— Как вы думаете, зачем человеку необходимо знать, как можно больше слов-синонимов?

3. Закрепление.

— Вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Какие слова называют синонимами?

4. Организационный конец урока.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, Ключ, гласная, доска, какая часть слова, какое слово, родник, синоним, текст, глубина земли.


Задать вопрос