Отношение обучаемых к использованию интеграционных связей между математикой и литературой в процессе обучения математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 11.02.2019

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Лавриченко, А. А. Отношение обучаемых к использованию интеграционных связей между математикой и литературой в процессе обучения математике / А. А. Лавриченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 223-224. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56427/ (дата обращения: 16.10.2024).



В работе раскрыты результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявления отношения обучающихся к интеграционным связям математики и литературы.

Ключевые слова: интеграция, гуманитаризация, межпредметные связи.

Современная образовательная система характеризуется предметноцентрическим построением образовательного процесса и поэтому недостаточно способствует развитию целостности представлений о многих процессах и явлениях. В то же время современное общество требует применения комплексных, синтетических знаний из различных областей науки. Именно поэтому встает вопрос об интегративном подходе к преподаванию различных предметов в школе, который способствует выработке системы знаний, четкому видению школьниками общих для разных предметов идей и формированию нового, интегративного способа мышления, необходимого для жизнедеятельности человека в обществе.

Термин интеграция имеет множество различных трактовок. К примеру, в философии понятие интеграции (integer — целый) рассматривается как восстановление, восполнение, как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов [2. С. 215]. Под интеграцией в образовательном процессе обычно понимают реализацию междисциплинарных (межпредметных) связей. Знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский выделял особую важность межпредметной взаимосвязи для отражения целостной картины мира в представлениях школьников, для создания структурированной системы знаний и правильного миропонимания, отмечали необходимость обобщенного системного познания и полноты познавательного процесса [1].

Наше исследование основывается на изучении интеграционных связей математики и литературы, в основе которых лежит идея гуманитаризации школьного математического образования. Гуманитарные объекты литературного характера (поэтические строки, высказывания ученых, фрагменты художественных произведений и д. р.) позволяют реализовать интеграционные связи математики и литературы, которые в свою очередь развивают потенциал учеников, стимулируют познание ими окружающей действительности, развивают у них логику мышления, коммуникативные способности.

Мы решили выяснить, как обучаемые относятся к реализации интеграционных связей. С этой целью нами был разработан анонимный опросный лист, направленный на определение отношения обучаемых к использованию интеграционных связей между математикой и литературой в процессе обучения математике. К исследованию нами были привлечены учащиеся 5-х, 8-х, 11-х классов МБОУ СОШ № 9 и МБОУ СОШ № 15 г. Азова. В опросе приняли участие 52 ученика 5-х классов, 50 учеников 8-х классов, 45 учеников 11-х классов, т. е. всего опрошено 147 респондентов.

Результаты опроса представлены на рисунке 1:

Рис. 1

Исходя из полученных данных, мы можем сделать следующие выводы: на уроках математики редко используются межпредметные связи; задания, основанные на связи математики и литературы, встречаются на уроках крайне редко; совместное изучение математики и литературы не вызывает у обучающихся большого интереса; обучающиеся считают, что навык решения задач, основанных на интеграционных связях, в дальнейшем им не пригодится.

Следует также отметить, что учащиеся среднего и старшего звена по-разному относятся к интеграционным связям математики и литературы. Учащиеся 5-х классов с большим интересом относятся к связи математики и литературы, очень активно решают задачи, содержащие фабулу литературного характера. На наш взгляд, это обусловлено высоким познавательным интересом пятиклассников, т. к. на данный момент математика для них нечто новое, неизведанное и интересное, к тому же они еще не очень загружены различного рода подготовками к экзаменам, занятиям с репетиторами и др. Учащиеся 8-х классов не проявляют особого интереса к совместному изучению математики и литературы, но на уроках математики с большим интересом рассуждают над высказываниями ученых, изучают нить математики в биографиях великих людей. Вероятно, этот факт связан с особенностями психического развития учащихся 8-х классов, их стремлением рассуждать, высказывать свое мнение, самоутверждаясь таким образом. Учащиеся старшего звена не видят смысла в использовании этой связи, так как полностью погружены в изучение математики лишь как средства для сдачи ЕГЭ. А обучающиеся среднего звена с интересом рассуждают над высказываниями ученых, но под связью с литературой понимают решение задач с фабулой литературного характера.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Сочинения. — М.–Л.: Просвещение, 1948. — Т. 5
  2. Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: В. В. Аверинцев, Э. А. Араб–Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989
Основные термины (генерируются автоматически): интеграционная связь математики, литература, литературный характер, связь, образовательный процесс, решение задач, связь математики, совместное изучение математики, старшее звено, урок математики.


Похожие статьи

Использование межпредметных связей в школьном курсе информатики

В статье анализируется использование межпредметных связей в рамках курса информатики и их эффективность в повышении интереса к предмету и знаний обучающихся.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Особенности невербального общения в процессе межкультурной коммуникации между русскими и немцами

В данной работе дается сравнительная характеристика компонентов невербального общения в немецкой и русской культурах, выявляются особенности их использования в процессе межкультурной коммуникации.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов

В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Формирование готовности обучающихся к межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопрос формирования готовности школьников к межкультурной коммуникации. Выделены условия, обеспечивающие осуществление процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации в образовательной среде. Представлены возмож...

Похожие статьи

Использование межпредметных связей в школьном курсе информатики

В статье анализируется использование межпредметных связей в рамках курса информатики и их эффективность в повышении интереса к предмету и знаний обучающихся.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Особенности невербального общения в процессе межкультурной коммуникации между русскими и немцами

В данной работе дается сравнительная характеристика компонентов невербального общения в немецкой и русской культурах, выявляются особенности их использования в процессе межкультурной коммуникации.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов

В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Формирование готовности обучающихся к межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопрос формирования готовности школьников к межкультурной коммуникации. Выделены условия, обеспечивающие осуществление процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации в образовательной среде. Представлены возмож...

Задать вопрос