В работе раскрыты результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявления отношения обучающихся к интеграционным связям математики и литературы.
Ключевые слова: интеграция, гуманитаризация, межпредметные связи.
Современная образовательная система характеризуется предметноцентрическим построением образовательного процесса и поэтому недостаточно способствует развитию целостности представлений о многих процессах и явлениях. В то же время современное общество требует применения комплексных, синтетических знаний из различных областей науки. Именно поэтому встает вопрос об интегративном подходе к преподаванию различных предметов в школе, который способствует выработке системы знаний, четкому видению школьниками общих для разных предметов идей и формированию нового, интегративного способа мышления, необходимого для жизнедеятельности человека в обществе.
Термин интеграция имеет множество различных трактовок. К примеру, в философии понятие интеграции (integer — целый) рассматривается как восстановление, восполнение, как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов [2. С. 215]. Под интеграцией в образовательном процессе обычно понимают реализацию междисциплинарных (межпредметных) связей. Знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский выделял особую важность межпредметной взаимосвязи для отражения целостной картины мира в представлениях школьников, для создания структурированной системы знаний и правильного миропонимания, отмечали необходимость обобщенного системного познания и полноты познавательного процесса [1].
Наше исследование основывается на изучении интеграционных связей математики и литературы, в основе которых лежит идея гуманитаризации школьного математического образования. Гуманитарные объекты литературного характера (поэтические строки, высказывания ученых, фрагменты художественных произведений и д. р.) позволяют реализовать интеграционные связи математики и литературы, которые в свою очередь развивают потенциал учеников, стимулируют познание ими окружающей действительности, развивают у них логику мышления, коммуникативные способности.
Мы решили выяснить, как обучаемые относятся к реализации интеграционных связей. С этой целью нами был разработан анонимный опросный лист, направленный на определение отношения обучаемых к использованию интеграционных связей между математикой и литературой в процессе обучения математике. К исследованию нами были привлечены учащиеся 5-х, 8-х, 11-х классов МБОУ СОШ № 9 и МБОУ СОШ № 15 г. Азова. В опросе приняли участие 52 ученика 5-х классов, 50 учеников 8-х классов, 45 учеников 11-х классов, т. е. всего опрошено 147 респондентов.
Результаты опроса представлены на рисунке 1:
Рис. 1
Исходя из полученных данных, мы можем сделать следующие выводы: на уроках математики редко используются межпредметные связи; задания, основанные на связи математики и литературы, встречаются на уроках крайне редко; совместное изучение математики и литературы не вызывает у обучающихся большого интереса; обучающиеся считают, что навык решения задач, основанных на интеграционных связях, в дальнейшем им не пригодится.
Следует также отметить, что учащиеся среднего и старшего звена по-разному относятся к интеграционным связям математики и литературы. Учащиеся 5-х классов с большим интересом относятся к связи математики и литературы, очень активно решают задачи, содержащие фабулу литературного характера. На наш взгляд, это обусловлено высоким познавательным интересом пятиклассников, т. к. на данный момент математика для них нечто новое, неизведанное и интересное, к тому же они еще не очень загружены различного рода подготовками к экзаменам, занятиям с репетиторами и др. Учащиеся 8-х классов не проявляют особого интереса к совместному изучению математики и литературы, но на уроках математики с большим интересом рассуждают над высказываниями ученых, изучают нить математики в биографиях великих людей. Вероятно, этот факт связан с особенностями психического развития учащихся 8-х классов, их стремлением рассуждать, высказывать свое мнение, самоутверждаясь таким образом. Учащиеся старшего звена не видят смысла в использовании этой связи, так как полностью погружены в изучение математики лишь как средства для сдачи ЕГЭ. А обучающиеся среднего звена с интересом рассуждают над высказываниями ученых, но под связью с литературой понимают решение задач с фабулой литературного характера.
Литература:
- Ушинский К. Д. Сочинения. — М.–Л.: Просвещение, 1948. — Т. 5
- Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: В. В. Аверинцев, Э. А. Араб–Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989