Целебные свойства музыки В. А. Моцарта. «Эффект Моцарта» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 09.02.2019

Статья просмотрена: 3926 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, К. А. Целебные свойства музыки В. А. Моцарта. «Эффект Моцарта» / К. А. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56430/ (дата обращения: 15.11.2024).



Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Мелодии и звуки сопровождают человека с момента рождения до самой смерти, вызывают положительные или отрицательные эмоции, влияют на деятельность нашего мозга. На сегодняшний день теория благотворного влияния музыки и звуковых волн на организм человека, его эмоциональное и психическое состояние набирает все большую популярность. Учеными многих стран мира проводились исследования по изучению частот композиций Баха, Шопена, Вивальди, и, в том числе, Моцарта. Оказалось, что произведения композиторов кроме Моцарта активировали только одну область мозга, отвечающую за слух или эмоции, а работы Вольфганга Амадея Моцарта возбуждали нейроны практически всей коры головного мозга. Это послужило идеей для создания «оздоровительных циклов музыки», поиска возможностей лечения разнообразных недугов музыкальной терапией. В результате многочисленных исследований было открыто целебное действие музыки на психическое и физическое состояние людей, которое ученые прозвали «эффект Моцарта».

Ключевые слова: «эффект Моцарта», активация центров коры головного мозга, оздоровительная сила, смена частот, композитор, ритм, резонанс, звуковые волны.

Оздоровительная сила музыки Моцарта обрела свою мощь во время тщательных и глубоких исследований частот композиций в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. В результате этих исследований удалось выяснить, что музыка великого композитора испускает очень высокие звуковые волны, входящие в промежуток от 3000 до 8000 Гц. Удивительно, что смена звуковых частот с минимального уровня на максимальный происходит в течение 30 секунд. Этот показатель смены ритма является близким к скорости изменения импульсов в нервной системе человека. Мелодия провоцирует возбуждение нейронов коры мозга, звуковые волны достигают нужной частоты и, с помощью этого, создаются условия для возникновения резонанса, а затем своеобразной «энергетической зарядки» организма.

Одним из известных исследователей «эффекта Моцарта» являлся знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис, который смог помочь известному киноактеру Жерару Депардье избавиться в юношеском возрасте от заикания и проблем с памятью. Это было осуществлено с помощью прослушивания музыки Моцарта около 3-х часов ежедневно. Альфред Томатис говорил следующее о целебной силе композиций: «Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов» [2, С.10] Ведь, действительно, композиции Моцарта помогают раскрыть природный творческий потенциал детей, привить подрастающему поколению внимательность, усидчивость, улучшить способность к обучению, снизить восприимчивость организма к стрессам. Доказано благотворное влияние музыкальных композиций на плод в утробе матери и на детей в раннем возрасте. Наблюдатели за экспериментами стали свидетелями того, как быстро меняются дети, исчезают их проблемы с речью, обучением, управлением собственным телом. Некоторые родители и члены семей называют это «Чудо метода Томатиса и Моцарта», эффект которого напоминает поворот ключа в замке — появляется основа для развития способностей ребенка и возможность максимально использовать его или ее потенциал [3, С.25]

Для того, чтобы проследить собственными глазами «волшебное» влияние музыки Моцарта на способность студентов к обучению, на изменение настроения, устойчивости к стрессу, мною был проведен эксперимент, длящийся в течение 14 дней. Для этого было создано 2 группы, в каждой из которых состояло 15 добровольцев. Перед началом эксперимента всем участникам было предложено 5 заданий на логическое мышление. Из 30 человек смогли решить правильно 1 задание — 2 участника, 2 задания — 11 испытуемых, 3 задания- 8 человек, 4 задания- 5 человек, все задания- 4 человека.

Участники 1 группы, по правилам эксперимента, первые 7 суток в течение 3 часов слушали тяжелую рок-музыку, затем, с 8 по 14 сутки этот музыкальный жанр был сменен на классическую музыку. Для проведения эксперимента были выбраны следующие произведения: «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Соната для двух фортепьяно до мажор», «Соната для фортепьяно № 11 ля мажор». Уже на четвертые сутки испытуемые заметили снижение работоспособности, ухудшение настроения, качества сна. Затем, при смене жанра было зафиксировано увеличение концентрации и внимания, улучшение слуха и речи, испытуемые проявляли творческое мышление и своеобразный подход к решению заданий в повседневной учебной деятельности.

Участникам 2 группы было предложено отказаться от повседневно прослушиваемой музыки и сразу перейти на прослушивание классических композиций В. А. Моцарта в течение 3 часов в день. Уже на 3-й день проведения эксперимента 8 из 15 человек отметили улучшения самочувствия, избавление от душевных переживаний, улучшение памяти и мышления. Примерно с 10 дня прослушивания композиций около половины испытуемых смогли избавиться от частых головных болей. В середине 14 дня эксперимент с картами заданий был повторен. После анализа работ было зафиксировано увеличение числа правильных ответов: в 1 группе на 27 %, во 2 группе — на 46 %.

Из проведенных исследований можно сделать вывод о том, что «эффект Моцарта» раскрывает свою силу в течение более длительного времени, что было замечено из сравнения результатов 1 группы (прослушивание музыки Моцарта в течение 7 дней) и 2 группы (прослушивание 14 дней). Так же было доказано, что звуковые частоты влияли на всех участников эксперимента, независимо от того, нравилась ли классическая музыка какому-либо участнику или нет.

Научные исследования подтверждают, что у каждого вида музыки свой целительный потенциал, и каждая болезнь имеет музыкальную проблему [1, С.43]. В течение многих лет ученые находятся в поиске возможности применения музыкальной терапии в лечении ряда заболеваний. На сегодняшний день уже доказано благотворное влияние классической музыки и, в том числе композиций В. А. Моцарта, на дыхание, сердечный ритм, кровяное давление, температуру тела, повышение уровня эндорфина, выделение гормонов, снижающих стресс, улучшение памяти и образного мышления [3, С.31]. Известны и случаи, когда музыкальная терапия помогала при остановке сердца, эпилептических припадках. До сих пор ученые спорят о природе этого явления, но не находят точного ответа. Возможно, он будет найден в ближайшем будущем после проведения ряда дополнительных исследований в различных областях науки.

Литература:

  1. Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта. Мелодии лечат! // ООО «Попурри» 1999г. С. 40–67
  2. Томатис А. Почему Моцарт? 1991г. С. 8–19
  3. Томатис А. Проблемы с успеваемостью 1988г. С. 23–35.
Основные термины (генерируются автоматически): день, музыкальная терапия, благотворное влияние, головной мозг, группа, задание, музыка, течение, улучшение памяти, эффект.


Ключевые слова

резонанс, ритм, композитор, «эффект Моцарта», активация центров коры головного мозга, оздоровительная сила, смена частот, звуковые волны

Похожие статьи

Влияние физической активности на умственные способности студентов

Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологическог...

Особенности нерефлексивного сознания в спорте

В статье рассматривается вопрос о нерефлексивном сознании и его влиянии на спортивные достижения. Сознание человека один из самых загадочных феноменов не только для науки (антропологии, психологии, физиологии, биологии, неврологии и психиатрии, физик...

Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологиче...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Роль цинка в минеральном питании плодовых культур. Развитие цинкового голодания яблони сорта «Зимнее утро» в условиях Краснодара и его преодоление

Цинк, как и другие микроэлементы имеет огромное значение в минеральном питании растений, в том числе и плодовых культур. Их содержание в растительных тканях находится в пределах от 0,001 до 0,0001 %, но при этом они играют существенную и многогранную...

Обобщение данных об изменениях в системе крови у больных хронической лучевой болезнью

В настоящее время широкое распространение получило строительство и функционирование атомных электростанций, использование ионизирующего излучения в различных технических устройствах, всё это делает необходимым понимание влияния радиационного излучени...

Чтение без принуждения: возможности песочной терапии

В статье особое место уделяется проблеме формирования элементарных навыков чтения и письма у дошкольников с помощью песочной терапии. Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные зву...

Микробиом желудочно-кишечного тракта куриц

Нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и микробная составляющая кишечника кур способствуют усвоению питательных веществ, развитию иммунной системы и устойчивости к различным заболеваниям. Роль микробиоты кишечника кур и ее иссле...

Роль микробиоты кишечника в развитии метаболических заболеваний: физиологические механизмы и патогенетические подходы к терапии

Микробиота кишечника играет ключевую роль в поддержании гомеостаза организма и участвует в регуляции метаболических процессов. Нарушение микробного баланса связано с развитием метаболических заболеваний, таких как ожирение, сахарный диабет 2 типа и н...

Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям г...

Похожие статьи

Влияние физической активности на умственные способности студентов

Современные исследования убедительно демонстрируют, что одно из эффективных средств, которое может в немалой степени исправить ситуацию и положительно повлиять на уровень здоровья студентов, как в области соматического здоровья, так и психологическог...

Особенности нерефлексивного сознания в спорте

В статье рассматривается вопрос о нерефлексивном сознании и его влиянии на спортивные достижения. Сознание человека один из самых загадочных феноменов не только для науки (антропологии, психологии, физиологии, биологии, неврологии и психиатрии, физик...

Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологиче...

Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач

Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...

Роль цинка в минеральном питании плодовых культур. Развитие цинкового голодания яблони сорта «Зимнее утро» в условиях Краснодара и его преодоление

Цинк, как и другие микроэлементы имеет огромное значение в минеральном питании растений, в том числе и плодовых культур. Их содержание в растительных тканях находится в пределах от 0,001 до 0,0001 %, но при этом они играют существенную и многогранную...

Обобщение данных об изменениях в системе крови у больных хронической лучевой болезнью

В настоящее время широкое распространение получило строительство и функционирование атомных электростанций, использование ионизирующего излучения в различных технических устройствах, всё это делает необходимым понимание влияния радиационного излучени...

Чтение без принуждения: возможности песочной терапии

В статье особое место уделяется проблеме формирования элементарных навыков чтения и письма у дошкольников с помощью песочной терапии. Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные зву...

Микробиом желудочно-кишечного тракта куриц

Нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и микробная составляющая кишечника кур способствуют усвоению питательных веществ, развитию иммунной системы и устойчивости к различным заболеваниям. Роль микробиоты кишечника кур и ее иссле...

Роль микробиоты кишечника в развитии метаболических заболеваний: физиологические механизмы и патогенетические подходы к терапии

Микробиота кишечника играет ключевую роль в поддержании гомеостаза организма и участвует в регуляции метаболических процессов. Нарушение микробного баланса связано с развитием метаболических заболеваний, таких как ожирение, сахарный диабет 2 типа и н...

Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям г...

Задать вопрос