Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Актуальность проблемы развития речи и речевого общения в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста актуальна на современном этапе работы ДОО, так как, только владея родным языком, ребенок сможет построить предложение, назвать предмет и рассказать о нем, о событии, поделиться своими впечатлениями от увиденного. Рассказ ребенка должен состоять из нескольких предложений, отражать особенности предмета или явления, события и высказывания должны быть последовательны и связаны логически между собой.
Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная монологическая речь, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Целенаправленное развитие диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, которые направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения [4].
Нами была организована развивающая речевая среда с целью обогащения речи старших дошкольников, а также образовательная деятельность, направленная на развитие диалогической речи в процессе речевых ситуаций.
Мы опирались на методические разработки В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой [1]. Также в своей деятельности мы руководствовались программой «Детство» и «Примерной основной образовательной программой ДОУ» [2].
Речевые ситуации были выбраны нами для всех видов деятельности детей в ДОО и проходили в течение каждой образовательной деятельности, во время экскурсий, а также в режимных моментах: игровой деятельности, беседы.
В данной статье мы представляем содержание речевых ситуаций, цель, методику проведения в условиях ДОО и представляем, как данные речевые ситуации были нами использованы.
Речевая ситуация «Чужой город»
Цель: установление социальных контактов детей друг с другом, развитие диалогической речи старших дошкольников.
Методика проведения: педагог говорит: «Представьте, что вы находитесь в чужом городе. Расспросите прохожих (детей группы), где находится улица, дом, кинотеатр» [3].
Экспериментатор предложил детям следующее: «А теперь, ребята, представьте, что вы оказались в совершенно незнакомом для вас городе и вам нужно найти улицу Ленина (для мальчиков), на которой живёт друг, а девочки должны узнать, где находится кинотеатр. Как вы спросите прохожих, чтобы узнать, где находится данная улица? Кинотеатр? Давайте попробуем это узнать».
В ходе, предложенной речевой ситуации, мы учили детей правильно вести диалог со своим собеседником, умело задавать вопрос, отвечать точно и полным предложением на вопросы, смотреть в глаза собеседнику, говорить чётко и ясно; отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространённо.
Хотим привести пример состоявшегося диалога в ходе данной речевой ситуации:
Вопрос воспитателя: «Как можно спросить, где находится улица Ленина?»
Вопрос Артёма М.: «Скажите, пожалуйста, где находится улица Ленина?»
Ответ Каролины З.: «Улица Ленина находится в центре города».
Ответ Артёма М.: «Спасибо большое!»
Вопрос Ильи З.: «Скажите, пожалуйста, как можно доехать на улицу Ленина?»
Ответ Мирославы Р.: «На улицу Ленина можно доехать на автобусе № 1».
Ответ Ильи З.: «Спасибо большое?»
Вопрос Тихона А.: «Сколько стоит проезд в автобусе?»
Ответ Даши Л.: «15 р».
Ответ Тихона А.: «Спасибо!»
Речевая ситуация «Книжный магазин»
Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.
Методика проведения: «Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».
Речевая ситуация «Книжный магазин» была предложена детям в ходе изучения темы: «Книги наши друзья». В начале образовательной деятельности была организована выставка книг с имитацией книжного магазина. Воспитатель предложил такую речевую ситуацию: «Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом». Дошкольники по очереди подходили к продавцу и выстраивали свой диалог в соответствии с задачей.
Вопрос воспитателя: «Лена, что ты скажешь продавцу книг при входе магазин?»
Ответ Насти Т.: «Здравствуйте!»
Вопрос воспитателя: «Как построите диалог дальше?»
Ответ Насти Т.: «Я хочу приобрести книгу про динозавров».
Продавец: «Очень хорошо. Я вам могу предложить несколько на выбор».
Ответ Насти Т.: «Я выбираю вот эту».
Продавец: «Спасибо за покупку!»
Ответ Насти Т.: «Спасибо вам!»
Мы уделяли большое внимание качеству ответов детей. Учили отвечать в распространенной форме, где нужно и в краткой, не отклоняясь от содержания предложения.
Таким образом, предложенная речевая ситуация приобщала детей охотно вступать в общение со взрослым, употреблять в речи разнообразные формы речевого этикета: «Здравствуйте!», «Скажите, пожалуйста!», «Будьте добры», «Спасибо!», «До свидания!» и т. п. Также уверенно общаться с собеседником, смотреть в лицо, чётко и внятно объяснять свою просьбу.
Речевая ситуация «Магазин овощей»
Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.
Методика проведения: один ребенок «продавец», остальные — «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные овощи.
Воспитатель говорит детям: «Представьте, что вы пришли в магазин овощей. Как вы построите диалог с продавцом? Что будите говорить с начала, что потом?» Дошкольники выбирают себе роли продавца и покупателей.
В ходе речевой ситуации происходит следующий диалог:
Даша Т. (продавец): «Здравствуйте! Приходите покупать у нас свежие овощи!»
Даша Л. (покупатель): «Очень хорошо, я куплю три апельсина для своей сестры».
Руслан Т. (покупатель): «Добрый день! Взвесьте мне 2 кг бананов».
Даша Т.: «Да. Хорошо. С вас 75 р».
Руслан Т.: «Спасибо! До свидания!»
Лёня И. (покупатель): «Взвесьте мне, пожалуйста, 3 кг яблок»
Даша Т.: «Хорошо. С вас 300р».
Лёня И.: «Спасибо! До свидания!»
Данная речевая ситуация позволила детям проявлять инициативу в общении. Дети учились говорить в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога, пользоваться речевым этикетом: обращением, привлечением внимания, просьбой, благодарностью. И словами речевого этикета: «Здравствуйте! Будьте любезны! Спасибо! Пожалуйста!» и т. д. и т. п.
Речевая ситуация «Кафе»
Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов детей друг с другом, закрепление правил этикета.
Методика проведения: дети выбирают себе роли официанта и посетителей кафе.
Вопрос Артёма М.: «Здравствуйте! Я обслуживаю ваш стол. Что вы будите заказывать?»
Ответ Максим М.: «Мне, пожалуйста, пиццу и салат»
Вопрос Артёма М.: «Вам салат «Оливье» или просто овощной?»
Ответ Максима М.: «Да салат «Оливье» и ещё сок».
Вопрос Антона Ч.: «Подскажите, какая пицца не острая?»
Ответ Артёма М.: «Я вам посоветую пиццу с грибами».
Виолетта Г.: «А мне, пожалуйста, пиццу «Мясную» и сок»
Ответ Артёма М.: «Спасибо! Ваш заказ принят!»
Речевая ситуация «Признаки наступающей весны»
Цель: учить детей диалогической речи, вступать в разговор, соблюдать правила этикета, поговорить о празднике 8 марта.
Методика проведения: данная речевая ситуация проводится при экскурсии в парк.
Воспитатель: «Сегодня мы пришли на экскурсию в весенний лес. Посмотрите вокруг себя, что вы интересного заметили?»
Артёма М.: «Я заметил, что вокруг деревьев тает снег»
Воспитатель: «Назовите весенние месяцы»
Руслан Т.: «Март, апрель, май»
Воспитатель: «Посмотрите на небо, чем оно отличается от зимнего?»
Виолетта Г.: «Зимой небо низкое, серое, а весной голубое светлое лёгкое».
Воспитатель: «На овражках скоро появятся первые цветы. Какие?»
Леня И.: «Подснежники»
Воспитатель: «А какой праздник к нам придёт в марте?»
Мирослава Р.: «8 марта»
Воспитатель: «А что это за праздник?»
Артём М.: «Это праздник всех женщин».
Наряду с вышеописанным, развитие диалогической речи посредством речевых ситуаций, происходило и в повседневном общении экспериментатора с детьми. Так как это наиболее распространённая, общедоступная форма речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни.
Мы старались предлагать детям мини речевые ситуации по любому удобному поводу, в разное время. Например, Каролина З. принесла в группу лошадку Литл Пони. Мы подошли к ней и спросили: «Из какого мультфильма этот герой?», «Как её зовут?», «Какие ещё там есть лошадки? Как их зовут?», «Почему ты любишь этот мультфильм?».
Также происходили коллективные речевые ситуации. Например, воспитателю группы на 8-ое марта подарили тюльпаны и однажды вечером, уходя домой Тимур Л. подошёл к тюльпанам, посмотрел на них, удивился и позвал других детей: «Смотрите тюльпаны закрылись». «Это они спать захотели!» — сказала Каролина З. «Нет, это они уже завяли» — сказал Руслан Т. Так возникла речевая ситуация с тюльпанами и мы поддержали этот диалог, объяснив детям, почему тюльпаны закрылись.
В ходе представленной работы мы старались научить детей более точно отвечать на вопросы, объединять в общем ответе замечания друзей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и широко. Речевые ситуации были направлены на расширение возможностей установления контактов в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизации процесса самопознания и самоактуализация; расширение спектра творческих способностей; устранение коммуникационных барьеров.
Литература:
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. заведен. [Текст]/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. — М.: Издательство ACADEMIA, 2008.
- Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Ф. А. Сохин. — М.: Просвещение, 2002.-159с.
- Успех. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. В. Фединой.- М.: Просвещение, 2015.-235с.