В статье рассмотрены специфичные математические и статистические методы проверки экспериментальной работы по формированию готовности к воспитанию ценностей военной службы. Особое место авторы отводят методам анализа, измерения динамики и интерпретации результатов экспериментально полученных данных.
Ключевые слова: анализ, динамика процесса формирования, интерпретация результатов, критерий Пирсона
Логическим завершением педагогического эксперимента, как правило, является получение информации, обеспечивающей доказательную и научно-объективную проверку сформулированной гипотезы. Однако, на данном этапе перед исследователем встает ряд задач, к числу которых относится решение вопросов о том, как определить динамику, провести анализ и интерпретировать полученные в результате экспериментальной работы данные [4].
Педагогический эксперимент по формированию готовности будущего офицера войск национальной гвардии к воспитанию у личного состава ценностей военной службы, проводимый на базе Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ, реализуемый при помощи критериально-диагностического инструментария включал в себя следующие этапы экспериментальной работы:
− организационно-диагностический (3-й семестр) предусматривающий входной срез, проводимый в целях измерения у испытуемых начального уровня формируемой готовности;
− формирующий (5-й семестр) предполагающий промежуточный срез, проводимый в целях выявления формирующего воздействия, внесения организационных и методических корректив в процесс реализации модели и педагогических условий;
− заключительно-обобщающий (8-й семестр) предусматривающий итоговый срез, проводимый, в целях определения уровня сформированности исследуемой готовности после реализации модели и педагогических условий.
Обработка экспериментальных данных, и интерпретация полученных результатов осуществлялась с использованием методов математической статистики (максимальный и минимальный элементы выборки, медиана, корреляционный анализ, критерий Пирсона) а также возможностей программ статистической обработки данных SPSS 12.0.3 для Windows (Statistical Package for Social Science) и пакета Microsoft Excel.
Статическая обработка результатов эксперимента, сравнение и анализ полученных данных являлись источником верификационной информации об эффективности формирования и позволяли вносить в организуемый процесс необходимые коррективы при реализации модели и педагогических условий.
Результаты диагностики, проведенной на организационно-диагностическом этапе показали, что контрольная и экспериментальная группа, уравнены по уровню сформированности готовности к воспитанию у личного состава ценностей военной службы и соответствуют параметрам нормального распределения, что подтверждается результатами проведенного между ними сравнения проведенного при помощи критерия Пирсона χ2 значение которого составило 0,05.
Сравнивая табличное значение χ 2 со значением χ 2эмп применительно к выделенным нами уровням готовности к воспитанию ценностей военной службы (критический, допустимый и оптимальный уровни) критическое значение χ 20,05 = 5,99, значение χ 2эмп мы, как уже отмечалось ранее равно 0,05, что ниже критического значения, из чего следует, что χ2эмп < χ 20,05/ (0,05<5,99), а следовательно имеющиеся различия между группами не являются статистически значимыми [1].
Промежуточный срез, проведенный на 5 семестре, показал изменения в уровне готовности будущих офицеров к воспитанию у личного состава ценностей военной службы, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Однако, количественный и качественный анализ сформированности исследуемой нами готовности, представленный на рисунке 1, показывает, что процесс является более эффективным в экспериментальной группе, в образовательном процессе которой реализовывались сконструированная нами модель и сформулированные педагогические условия.
Рис. 1. Результаты диагностики готовности к воспитанию у личного состава ценностей военной службы на входном и промежуточном срезах, в %
Итоговый срез, проведенный нами по завершении формирующего эксперимента (8-й семестр), выявил существенное преимущество положительных тенденций в формировании готовности к воспитанию ценностей военной службы в экспериментальной группе, о чем свидетельствует анализ динамики исследуемого явления, по результатам входного, промежуточного и контрольного срезов. Как представлено на рисунке 2 снижение курсантов с критическим уровнем в экспериментальной группе составило 85 % (с 96 % до 11 %), что 1,6 раза выше, чем в контрольной, где данное значение определяется 51,5 % (с 95,5 % до 44 %). Разница в динамике увеличения количества курсантов с допустимым уровнем готовности составила 1,4 раза, при этом увеличение в контрольной группе диагностировалось 32,5 % (с 4,5 % до 37 %) в экспериментально группе — 48 % (с 4 % до 52 %). Увеличение курсантов с оптимальным уровнем готовности в экспериментальной группе составил 43 %, что в 2,3 раза выше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 19 % [2].
Рис. 2. Динамика изменений готовности к воспитанию у личного состава ценностей военной службы в ходе экспериментальной работы, в %
Таким образом, в результате экспериментальной работы данные, их анализ и сравнение, позволяют констатировать, что в экспериментальной группе, где реализовывались рассмотренные в настоящем исследовании модель и педагогические условия, процесс формирования готовности будущих офицеров к воспитанию У личного состава ценностей военной службы был организован более эффективно. При этом имеющиеся отличия являются статистически значимыми, что подтверждается при сравнении данных итогового среза контрольной экспериментальной групп, проведённого при помощи критерия Пирсона. Так значение χ 2эмп для рассматриваемых результатов составляет 79,33, что существенно превышает табличное значение χ 2 равное 5,99 (79,33>5,99) и позволяет сделать вывод о достоверности и значимости различий в сформированности готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей у курсантов контрольной и экспериментальной групп.
Для того чтобы обеспечить транспарентную интерпретацию, подтверждающую наш вывод о результативности разработанной нами модели и педагогических условий формирования готовности будущих офицеров к воспитанию у личного состава ценностей военной службы между группами, мы опираясь на работы Д. А. Новикова, К. А. Краснянской, Л. Б. Ительсона и др., используя значений χ 2 сравнивали все возможные результаты экспериментальной работы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Значения критерия χ 2 экспериментальной иконтрольной групп, до ипосле эксперимента
КГ до эксперимента |
ЭГ до эксперимента |
КГ до эксперимента |
ЭГ до эксперимента |
|
КГ до эксперимента |
0 |
0,05 |
85,69 |
79,33 |
ЭГ до эксперимента |
0,05 |
0 |
86,30 |
250,43 |
КГ до эксперимента |
85,69 |
86,30 |
0 |
79,33 |
ЭГ до эксперимента |
247,09 |
250,43 |
79,33 |
0 |
В качестве нулевой гипотезы (Но) было выбрано предположение, что различия в результатах контрольной и экспериментальной групп вызвано влиянием модели и педагогических условий формирования готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы. Альтернативная гипотеза (Ні) основана на утверждении, что различия в результатах групп вызваны случайными причинами, не связанными с реализацией модели и педагогических условий.
Для проверки истинности сделанных предположений и подтверждения одной из гипотез проведем сравнение полученных значений критерия χ 2 Пирсона. Как представлено в таблице 1 наибольшее значение 250,43 χ 2 имеет при сравнении результатов экспериментальной группы до и после эксперимента это свидетельствует о том, что уровень готовности к воспитанию ценностей военной службы вырос в большей степени под воздействием модели и педагогических условий. Сравнение контрольной группы до и экспериментальной группы после эксперимента имеет несколько меньше значение χ2, (247,09) что объясняется чуть более высокими показателями данной группы на организационно-диагностическом этапе исследования. Этим же фактом объясняется и разница значений χ2 при сравнении результатов контрольной группы до и после эксперимента (χ2= 85,69) и экспериментальной группы до и контрольной группы после эксперимента (χ2=86,30). Таким образом, интерпретируя результаты экспериментальной работы, методом сравнения значений χ 2 контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента мы установили, что различия между начальным и конечным уровнем готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы в экспериментальной группе выше чем в контрольной (250,43 и 85,69 соответственно). Данный вывод подтверждает нулевую гипотезу (Но) о том, что реализация в образовательном процессе военного вуза войск национальной гвардии РФ, сконструированной нами модели и педагогических условий обеспечивают эффективное формирование готовности будущих офицеров к воспитанию у личного состава ценностей военной службы, одновременно опровергая альтернативную гипотезу (Ні) [3].
Таким образом, применяемые нами при исследовании процесса формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ методы анализа, измерения динамических изменений и интерпретации результатов обеспечили объективную доказательную базу эмпирического исследования. Необходимо отметить, что рассмотренные методы являются с одной стороны достаточно универсальными, что позволяет их использовать при исследовании широкого спектра вопросов, а с другой стороны не являются исчерпывающим, что предполагает параллельное применение других способов проверки научных гипотез.
Литература:
- Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Загвязинский В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования: Alma mater (Вестник высшей школы). — 2004. № 9. С. 16–25.
- Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с
- Новиков A. M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 320 с.