В настоящей статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия. Анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая концепцию активного долголетия в России. Проводится анализ оказания государственной услуги в области поддержки граждан старшего поколения.
Ключевые слова: концепция активного долголетия, поддержка граждан старшего поколения, геронтологические учреждения, КЦСО
Наиболее важным демографическим феноменом на рубеже 20–21 веков было глобальное увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения и, как следствие, адекватное увеличение доли граждан старшего поколения в населении стран во всем мире. Темпы роста пожилого населения намного больше, чем темпы роста всего населения. В то же время, чем старше возрастная группа, тем интенсивнее ее численность растет. Быстрое старение граждан — это важная проблема. Она оказывает влияние на экономические, промышленные и социальные аспекты нашего мира. Значение проблемы демографического старения настолько велико, что ООН ставит ее на один уровень с проблемой сохранения мира на Земле.
Значительные изменения в возрастном составе российского населения оказывают заметное влияние на общество и требуют принятия масштабных неотложных комплексных мер юридического, административного, экономического, социального, медицинского и культурного характера.
Старение — естественный процесс, и сам он по себе не является проблемой. Реальными проблемами являются инвалидность и преждевременная смерть, которые по большей части можно избежать или значительно сдвинуть на более поздние возрастные периоды.
С каждым годом возрастает актуальность изучения демографических проблем здоровья пожилых людей в России и мире в целом, поскольку темпы старения населения неуклонно растут. Согласно прогнозом ООН, доля граждан в возрасте 60 лет и старше в мире возрастет с 12,3 процента в 2018 году до 14,9 процента в 2025 году и 21,5 процента в 2050 году, в Европе с 23,5 процента в 2018 году до 28 процентов в 2025 году и 34,2 процента в 2050 году в Российской Федерации — с 20 процентов в 2018 году до 23,9 процента в 2025 году и 28,8 процента в 2050 году. Кроме того, согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации возрастет с 2018 года по 2025 год с 24,6 процента до 27 процентов и составит 39,9 миллиона человек [6].
Множество процессов, которые влияют на старение человеческого тела, диктует необходимость принятия ряда государственных мер для предотвращения патологического старения, создания условий для пожилых людей, для реализации внутреннего потенциала, сохранения их достоинства, активного участия в экономическом и социальном развитии страны [8].
Основные направления государственной поддержки граждан старшего поколения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, содержат систему правовых, организационных и экономических мер, направленных на обеспечение достойного уровня жизни, доступности социальных услуг, медицинской помощи в гериатрическом профиле, предоставление лекарств, транспорта, связи, банковских услуг, информационных и коммуникационных технологий, а также равный доступ к базовым и дополнительным образовательным программам, доступную трудовую занятость, гарантии условий и заработной платы, предотвращение дискриминации по признаку возраста, занятости, создание условий для культурной и досуговой деятельности, физического воспитания и спорта [1].
На сегодняшний день основополагающим документом, выражающим концепцию активного долголетия в России, является «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», которая была принята Правительством РФ 05.02.2016 [7] и Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2016 N 2539-р «Об утверждении плана мероприятий на 2016–2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [2].
В России социальное обслуживание граждан старшего поколение реализуется в государственных учреждениях — КЦСО (комплексный центр социального обслуживания населения). Деятельность учреждения направлена на организацию помощи для людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. За создание таких учреждений отвечает административный орган. Это происходит в соответствии с установленной процедурой в соответствии с предложением Департамента социальной защиты, занятости и труда. Центры социальных услуг подчиняются тем же органам.
Центры социального обслуживания осуществляют свою деятельность на основании Устава. Он, в свою очередь, утверждается местным административным и исполнительным органом в соответствии с действующим законодательством. Организация должна нести независимую ответственность за выполнение своих обязательств. Центры социальных услуг могут от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и неимущественные права. Они также имеют возможность выполнять свои обязанности, участвовать в судебном процессе в качестве истца и ответчика.
Комплексный центр социального обслуживания предоставляет следующие виды услуг нуждающимся: юридические, психологические, социальные и консалтинговые. Сотрудники организации оказывают помощь в социальной реабилитации и адаптации. Центр социальных услуг осуществляет сотрудничество с различными организациями. Среди них: государственные, общественные, религиозные, в том числе иностранные и международные. В процессе сотрудничества рассматриваются вопросы поддержки и помощи. Центры осуществляют разработку и внедрение новых форм услуг для населения с учетом характера потребности и местных демографических и экономических условий.
Такие направления выделяются для обеспечения доступности соответствующих услуг. В некоторых случаях может быть применен мобильный характер работы. Мобильные социальные пункты — это отдельные места приема граждан специалистами по социальной работе, юристами и психологами, которые расположены вне главного центра социального обслуживания. Мобильные социальные пункты предназначена для предоставления соответствующих услуг и выполнения определенных функций центра на назначенной ему территории. Эти подразделения создаются по решению директора организации. Также необходима координация с органами социальной защиты, занятости и труда. Количество персонала устанавливается в соответствии с определенными стандартами для территориальных центров социальных услуг для населения. Мобильные социальные пункты организованы в рамках средств, которые предоставляются для обслуживания и функционирования организации. Отделения, расположенные по округам населенного пункта, предполагают предоставление надомной помощи для пожилых граждан, которые полностью или частично потеряли возможность самообслуживания. Уход на дому — это максимально возможное продление пребывания нуждающихся людей в обычных условиях для них. Существует поддержка их физического, психологического и социального статуса [10].
Наиболее успешный зарубежный опыт учреждений социального обслуживания можно представить на примере стран Евросоюза и США.
В Норвегии распространены дневные формы оказания социальных услуг для граждан старшего поколения. Отделение рассчитано на 20–30 человек. Оно имеет свою комнату отдыха, помещение для культурно-массовых мероприятий, процедурную комнату, мастерскую и спортзал. Такое отделение контролируется заведующей, социальным работником и медицинской сестрой. В последнее время в рамках стационарозамещающих формы работы, стали внедряться социальные программы постройки жилья для пожилых людей. Например, в Осло недавно сдали дом на 90 квартир, построенный на средства муниципалитета. Такой дом контролируется заведующей и двумя социальными работниками [4, с.75].
В Нидерландах распространено государственно-частное партнерство и волонтерская работа в социальных учреждениях. «Дома обслуживания престарелых» рассчитаны на проведение культурное-массовых мероприятий и организацию кружков по интересам. В определённые дни организуется встреча со специалистами по социальной работе, юристами и психологами. Всю работу в таком учреждении зачастую контролирует один руководитель [5, с.186].
Во Франции, как и в других странах Европейского союза, не прекращается модернизация стационарозамещающих форм работы с гражданами старшего поколения. Социальное обслуживание разделяется на две формы: «домашние помощники» и «сестринский уход». Работу бытового характера выполняют «домашние помощники», а «сестринский уход» положен престарелым со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию. Работу выполняет медицинская сестра и помощница (няня). Надомная работа финансируется за счет государственных и частных страховых выплат. При необходимости может быть организован «госпиталь на дому». Он назначается больному, который не требует интенсивного лечения. В таком случае обслуживание осуществляется врачом, медицинской сестрой и социальным работником.
Дневную форму работы с гражданами старшего поколения в основном проводят частные или общественные организации. Государство выделяет бесплатно помещения и финансирует социальные проекты, направленные на организацию культурно-массовых мероприятий, кружков по интересам, спортивно-массовых мероприятий и образовательной деятельностью [3, с.24].
В США можно также наблюдать тенденцию стационарозамещающих форм работы с гражданами старшего поколения. Реализуют ее через мобильные пункты оказания социальной помощи государственные или частные социальные службы. Оплата происходит за счет страховых выплат или за счет различных фондов. Большую распространенность приобретает выплата высоких пособий родственникам или заинтересованным лицам, осуществляющим уход за пожилыми гражданами. Дневную форму работы зачастую организуют частные компании, осуществляющие социальные туры, походы, посещение театров и концертов, обучение, в том числе используя специальную технику для маломобильного населения [9].
Таким образом, можно выделить два основных отличия в направлении концепции активного долголетия граждан старшего поколения для зарубежных стран по сравнению с Россией: во-первых, это совершенствование стационарозамещающих форм работы с получателями социальных услуг гражданами старшего поколения, а во-вторых, передача обязанностей по социальному обслуживанию получателей социальных услуг граждан старшего поколения частному сектору и общественным организациям. Наибольшее распространение в зарубежных странах получили дневные формы работы с получателями социальных услуг.
Однако, в последнее время Россия стала перенимать зарубежный опыт в области социального обслуживания граждан старшего поколения. Одним из примеров можно назвать социальный учреждения новой формы собственности — государственно-частное партнёрство [7].
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 12.12.1993 (действ. ред. 2018). — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 08.0.2019). — Загл. с экрана.
- Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении плана мероприятий на 2016–2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение: от 29.11.2016, № 2539-р (действ. ред. 2018). — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208189/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 08.02.2019). — Загл. с экрана.
- Исаченко, Т. М. Социальная политика Франции: опыт развития [Текст] / Т. М. Исаченко // Труд за рубежом — 2003. — № 1. — С. 23–31.
- Ковалева, Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие [Текст] / Н. Г. Ковалева // Социологические исследования — 2001. — № 7. — С. 73–79.
- Корнюшина, Р. В. Зарубежный опыт социальной работы [Текст] / Р. В. Корнюшина // ДальГУ — 2011. — № 5. — С. 182–193.
- Народонаселение. [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Сайт Организации Объединённых Наций — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/, свободный (дата обращения: 02.02.2019). — Загл. с экрана.
- Нюхаев Д. В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере / Д. В. Нюхаев // КиберЛенинка. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-sotsialnoy-sfere (дата обращения: 08.02.2019).
- Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета о развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста. [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Сайт Кремль — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/46594, свободный (дата обращения: 02.02.2019). — Загл. с экрана.
- Социальная работа в США. [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Социальная работа. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://soc-work.ru/article/151, свободный (дата обращения: 03.02.2019). — Загл. с экрана.
- Филатов, И. Комплексные центры социального обслуживания населения. [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Журнал «ФБ» — Электрон. дан. — Режим доступа: http://fb.ru/article/149005/kompleksnyie-tsentryi-sotsialnogo-obslujivaniya-naseleniya, свободный (дата обращения: 05.02.2019). — Загл. с экрана.