В настоящей статье рассматривается социальная значимость и польза содействия самозанятости. Рассматриваются проблемы развития самозанятости в России. Анализируется нормативно-правовая база в области содействия самозанятости в России. Проводится анализ оказания государственной услуги в области содействия самозанятости на примере Архангельской области.
Ключевые слова: содействие самозанятости, самозанятость, бизнес, предпринимательство, социально-ориентированный бизнес, субсидирование бизнеса.
В современном мире становится все более актуальным вопрос о применении новых методов, моделей и принципов управления самозанятости населения, и как следствие, реализация социальных целей и задач управления самозанятости, имея разнообразные ресурсы для их реализации. [4].
Понятие «самозанятость» и «содействие самозанятости» имеют разное значение в законодательстве РФ [1]. Так, согласно закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» под «содействием самозанятости» предполагается предоставление «единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», то под самозанятостью обычно понимается единственный самозанятый работник, что идет в разрез с понятием «содействие самозанятости».(9)
Одним из обязательных условий в получении помощи самозанятому лицу является регистрация в качестве ИП (индивидуального предпринимателя) или ЮЛ (юридического лица), что может быть затруднительно для многих самозанятых лиц поскольку предполагает непривычный режим налогообложения и страховых взносов [5, с.495]. В частности, налоговая отчетность может быть сложна в силу отсутствия бухгалтерских навыков, в результате чего для самозанятого лица изначально подразумевается наличие в штате наемного персонала, что может сильно ударить по финансовому благополучию предприятия. Стоит заметить, что после многомесячных обсуждений проект федерального закона № 551845–7 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» был принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Вступил данный закон в силу 1 января 2019. Ожидается, что данный законопроект позволит решить проблему налогообложения самозанятых лиц по средствам специального налога на профессиональный доход [2].
Рис. 1. Механизм содействия самозанятости населения с ЦЗН
На рисунке 1 представлена схема действующего на сегодняшний день алгоритма взаимодействия ЦЗН (центра занятости населения) и безработного гражданина, который желает открыть предприятие в форме ИП или образования ЮЛ в рамках программы содействию самозанятости безработного населения в РФ [3]. Составленный согласно критериям бизнес-план, включающий в себя смету расходов и другими документами, безработные отправляют на экспертизу в ЦЗН [6, с.150].
Если Финансовая комиссия одобрит бизнес-план, то безработный регистрирует предприятие (ИП или ЮЛ) и представляет в ЦЗН выписку из реестра с индивидуальным номером ЕГРЮЛ или ЕГРИЧП. Далее необходимо представить в ЦЗН отчет о произведенных расходов, заключить договор с ЦЗН на срок не менее 12 мес. и получит субсидию (58800 руб.) на расчётный счет. При создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, предприниматель получает дополнительно 58800 руб. на каждого сотрудника. Подтверждением предоставление рабочего места служат трудовые договор сроком не менее 12 мес. с возможностью пролонгации. В качестве мониторинга выполнения бизнес-плана служат выездные проверки. В случаи не реализации бизнес-плана следует штрафные санкции в соответствии с законодательством РФ [7, с.79].
Архангельск является самым крупным и экономически активным городом Архангельской области. Было решено на его примере проанализировать реализацию ЦЗН социальной услуги в области содействия самозанятости безработного населения в сравнении с такими крупными городами Архангельской области как г. Северодвинск, г. Новодвинск. Опираясь на статистические данные опубликованные на сайте интерактивного портала министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области (рисунок 2) был сделан вывод, что % роста оказанных услуг в области содействия самозанятости безработных граждан ЦЗН г. Архангельска превышает % оказанных услуг ЦЗН г. Северодвинска, ЦЗН г. Новодвинска в период 2016–2017 г. В г. Архангельске % оказанных услуг в области содействия самозанятости повысился на 1,22 % и составил 1,85 %. В г. Северодвинске наблюдается более низкая динамика роста. Так в г. Северодвинске % оказанных услуг повысился на 0,07 % и составил 1,15 %, что менее чем в г. Архангельске на 1,15 % [8]. В г. Новодвинске наблюдает спад % оказания услуги на 0,62 % по сравнению с 2016 г. [10]. Данные говорят о росте популярности услуги в области содействия самозанятости в г. Архангельске.
Рис. 2. Динамика % оказанных услуг на 2016–2017 г.
По мнению начальника отдела содействия самозанятости и профориентации ЦЗН г. Архангельска высокий процент роста оказанных услуг в области содействия самозанятости безработных граждан в г. Архангельске связан прежде всего с тем, что услуга оказывается в рамках законодательства, а также специалисты ЦЗН г. Архангельска используют различные возможности для привлечения потенциальных получателей услуги. По ее мнению, услуги в области содействия самозанятости безработного населения доступны, находятся на хорошем уровне.
На основании представленных данных можно сделать вывод, что Архангельская область развивающийся регион, который имеет экономический потенциал для дальнейшего роста. Поэтому развитие услуги в области содействия самозанятости безработного населения в регионе является перспективным направлением.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 11.12.2018). — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 06.01.2019). — Загл. с экрана.
- Российская Федерация. Законы. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) [Электронный ресурс]: федер. закон: от 27.11.2018 N 422-ФЗ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 06.01.2019). — Загл. с экрана.
- Российская Федерация. Минтруд РФ. Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации [Электронный ресурс]: приказ: от 24 декабря 2013 г. N 773н. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160656/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 06.01.2019). — Загл. с экрана.
- Алимова Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики // Вопр. Экономики. — 1994.– № 11
- Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ.2000.–495 с.
- Занятость населения и человеческий капитал / Шульгина Л. В., Тамошина Г. И., Щевелова Т. А.:Воронеж.гос.технол.акад.,Воронеж. 2005.–150 с.
- Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М,2004. — 79 с.
- Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в первом полугодии 2018 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Минтруд России — Электрон. дан. — Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/1291, свободный (дата обращения: 01.01.2019). — Загл. с экрана.
- Немова Л. А. Служба занятости и регулирование рынка труда в России / Л. А. Немова, Д. Липпольд // Безработица в странах с переходной экономикой. — Париж: ОСЭР, 1995
- Статистические отчеты [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Интерактивный портал министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области — Электрон. дан. — Режим доступа: https://arhzan.ru/, свободный (дата обращения: 18.12.2018). — Загл. с экрана.